ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 369
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Детские концерты.
Утверждение, что в детских концертах все держится на ведущем и зависит от него, не будет преувеличением.
Начнем с того, что детская аудитория в отличие от взрослой не может быть просто вежливо-холодна, если происходящее на сцене ее не интересует. Нет интереса, нет и внимания. Малейшее отключение от сцены, и в зале поднимается невообразимый шум и возня.
Это—о малышах и о возрасте, именуемом «средним». Старшие же способны наградить сцену таким великолепным презрением, часто далеко не молчаливым, что немеют самые закаленные участники концертов.
Предупредим заранее. То, что будет сказано о ведущем детских концертов, может произвести впечатление, будто он выступает в роли массовика-затейника. Это не так» хотя кое-что из опыта последнего и стоит почерпнуть. Но если/ведущий и берет на вооружение некоторые приемы массовика, то все его действия направлены на иную цель — подготовить к восприятию искусства, предварить очередное выступление. А для этого можно, учитывая детскую специфику, прибегнуть и к развлечению, точнее, к игре.
Каждая возрастная категория требует своего подхода.
Наиболее доверчивы малыши с первого класса по четвертый. Им еще все внове, авторитет и преимущества взрослых не начали подвергаться пересмотру, стремление отстаивать свою взрослость и самостоятельность не появилось. Руководящую роль ведущего они могут признать сразу и безоговорочно, если умело за это взяться.
Из всех учебников по детской психологии да и из личного опыта мы знаем, какова роль игры в жизни детей. Баланс между игрой и серьезом основное оружие ведущего в такой аудитории. Малыши доверчиво и охотно попадаются на самые нехитрые приманки.
Ведущий появляется перед ребятами. В зале шум: кто-то не уселся, кто-то отстаивает с боем свое место... Перекричать такой зал невозможно и даже более того — противопоказано. Ведущий стоит спокойно и ждет. Его молчаливая фигура постепенно привлекает к себе внимание. Шум несколько стихает. Ребята настораживаются, они еще не знают, чего ждать от этого человека.
Не раз приходится убеждаться в странной особенности детского сознания, некоем единстве противоположностей, поистине диалектическом. С одной стороны, дети всеми силами стремятся уйти от дисциплины, а с другой, без ее четких рамок они себя чувствуют скверно и, сопротивляясь, вместе с тем не без удовольствия входят в русло порядка, если, конечно, он прививается без грубого насилия, умело и гибко. Любая разболтанность тягостна для ребенка.
Итак, ведущий ждет момента, когда он должен взять бразды правления в свои руки. Тут нельзя упустить того единственного мгновения, когда это можно сделать. Перемолчишь — тогда ты не авторитет и считаться с тобой уже не будут.
Поднятием руки, призывающим к вниманию, или тихим голосом (обязательно тихим) ведущий говорит:
— Здравствуйте, ребята.
В ответ раздается нестройное «здравствуйте». И тут сразу вступает в свои права игра.
-
Как!—говорит ведущий.— Вы, оказывается, не умеете здороваться?! Такие взрослые ребята?! А ну, давайте, еще раз.
-
Здравствуйте,— уже дружнее отвечает зал.
-
Как же это получается? Я вам еще не сказал «здравствуйте», а вы уже здороваетесь. Давайте еще раз: «Здравствуйте, ребята!» Раздается многоголосое «здравствуйте», а после него опять шум.
Игра,— это почти всегда соревнование, и его можно использовать— жажда первенства сидит в каждом ребенке, а в массе она увеличивается.
У меня в зале — две половинки,— подначивает ведущий.— Правая и левая. Какая дружнее поздоровается? А ну, еще раз!
Малыши стараются вовсю, а ведущий с интересом прислушивается: какая же в самом деле половина сделала это дружнее! Серьезное отношение к игре должно быть присуще ведущему равно как детям. Руководить игрой нельзя ни свысока, ни снисходительно. Его нужно уметь увлекаться вместе с ребятами, весело отдаваться ей, но не терять при этом своей руководящей роли.
Азарт соревнования стоит поддерживать до финала концерта, он весьма помогает в руководстве и владении ^ребячьим залом.
Есть еще один прием на случай, если зал разбушевался так, что и поздоровавшись, не дает ведущему говорить.
— Вы умеете громко кричать?— спрашивает ведущий.
В ответ — радостные вопли.
— Нет, вы не умеете по-настоящему кричать, вы только шумите.
Сделаем так. Вот у нас правая половина, вот —левая. Какая громче и дружнее крикнет слово «тишина»?! Ну, дружно по моему знаку! Ребята стараются вовсю. Но надо выпустить излишнюю энергию, и ведущий «глохнет»: «Не слышу! Еще раз! Ти-и-ш-и-н-а. Ребята даже надуваются от усилий. Наконец ведущий «услышал».
-
Теперь хорошо. Но давайте сделаем так: крикнем «тишина» и послушаем, какая бывает настоящая тишина. Предупреждаю, это очень трудно — крикнуть и сразу замолчать. Попробуем, как это получится, следите за моей командой!
-
Тишина!—что есть силы кричат ребята и напряженно замолкают.
-
Ай-ай-ай! В этой половине у нас не умеют слушать тишину. Кто не умеет? Еще раз!
И в зале, как правило, наступает мертвая тишина, можно начать говорить.
Никаких теоретических разговоров и общих рассуждений эта первая возрастная категория не признает. Но зато любой сюжетный и зримый рассказ им всегда понятен и всегда их захватывает. Чтобы это понять, стоит перечитать детские сказки — они все на действии. Неким подобием сказочника является для малышей и ведущий. Любое объяснение лучше всего облечь в форму рассказа с пружиной сюжета. Самые трудные для детей произведения можно преподнести, вложив в них сюжет. Детям нельзя просто сказать: Римский-Корсаков. «Полет шмеля», Но если они вспомнят сказку, если музыка свяжется у них с реальными представлениями, то и исполняемое произведение приобретет для них живой интерес. Можно начать издалека.
Ведущий. Какая сказка начинается так:
«Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. Кабы я была...»
Дети кричат: «Сказка о царе Салтане», ее хорошо знают.
Ведущий: Правильно. Молодцы. Только настоящее, полное название сказки такое: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Кто написал эту сказку? Правильно, Александр Сергеевич Пушкин. А теперь трудный вопрос: в кого царевна Лебедь превращала князя Гвидона?
— В муху! В комара! В шмеля!—несется из зала.
— А вы можете показать, как жужжит шмель? Дети радостно жужжат.
— Хватит. Правильно. А теперь внимание. Кто может ответить на мой вопрос, поднимите руку. Вопрос трудный. Внимание. Кто написал оперу «Сказка о царе Салтане»?
Похвалите, если кто-нибудь из ребят ответил на ваш вопрос. Не нашлось такого эрудита, ответьте сами: Римский-Корсаков.
В опере князь Гвидон сразу превращается в шмеля. Давайте послушаем,— заключает ведущий,— как же звучит в музыке полет шмеля? Очень ли похоже?— и затем объявляет исполнителя.
Подобная конкретизация музыки, (но, конечно, той, которая это разрешает), не обедняет ее, а, наоборот, раскрывает волшебные двери в таинственное и необозримое царство, приближает, приспосабливает трудное для большинства малышей искусство к их приятию, заставляет понять, что музыка — это не просто набор туков, которые иногда приятно, а бывает и утомительно слушать, но что каждое произведение о чем-то говорит. Это уже немало, а углубить понимание музыкального языка — дело дальнейшего музыкального воспитания.
Как это ни покажется странным, но даже вокальные произведший, смысл которых ясен из текста, зачастую тоже требуют рассказа. Дети, не в пример взрослым, любят повторения. Самым расзнакомым сюжетам они будут жадно внимать. Поэтому не надо поиться рассказать им произведение перед тем, как оно будет исполнено. Чем знакомее, тем лучше.
Популярные песни, которые часто звучат по радио и телевидению, малышовый зал подхватывает и поет. К этому надо поощрить, а песню, которая у них на слуху, все равно объяснить. Очень любят ребята песни А. Островского, А. Пахмутовой и другие.
К примеру, такая сугубо детская песня, как «Урок музыки» А. Островского, прекрасно известна детям. Но и она лучше принимается залом, если к ней «подвести».
Вы знаете ноты?— обращается к детям ведущий. Дружный ответ: «Знаем».
Проверим. Давайте попросим нашего пианиста сыграть нам гамму. А мы с вами ее споем, называя каждую ноту. .
И тут можно ввести элемент соревнования: какая часть зала точнее, дружнее, без ошибок споет гамму и назовет ноты.
- Молодцы. В этом порядке вы хорошо умеете петь гамму. Попробуем в обратном — до, си, ля и т. д.
Как правило, обратный порядок дается труднее. Но не стрит портить ребятам удовольствие, они старались и похвалы заслужили
— Вы молодцы. А вот композитор Аркадий Ильич Островский приехал как-то в одну школу, и там ребята совсем плохо знали ноты. Он очень огорчился. Потом придумал. Он пошел на радио и сделал передачу «Урок музыки». В этой передаче есть песня, которая так и называется «Урок музыки». Раз вы знаете ноты, то вы легко ее споете вместе с исполнителем (имя обязательно).
Из приведенных примеров ясно, что общение ведущего с детской аудиторией необыкновенно тесное и крайне активное. Оно строится на вопросах отнюдь не риторических — ответы на них надо требовать и получать.
Сведения, которые необходимо преподнести ребятам, лучше всего облекать в игру или в ответы на вопросы.
Для детей часто устраиваются литературные утренники, в которых исполняются произведения любимых их писателей. Открыть такой утренник можно тоже игрой:
— Вы любите читать книги? Ответ самый утвердительный.
— Хорошо,— говорит с явным лукавством ведущий.— Сейчас проверим. Те, кто любит книги, читает их внимательно и знает, кто их написал — имя автора. Я буду сейчас читать кусочки из разных книг. Кто знает имя автора, пусть поднимет руку.