ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 370
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Ну, а если искусство какого-либо артиста не вызывает у ведущего ни восхищения, ни даже уважения? Такое ведь тоже бывает! Что же, ведущий волен выйти на сцену и всем своим видом показать, что он объявляет нечто неинтересное, не стоящее внимания слушателей?!
Немыслимая ситуация.
Если перевоплощение ведущего в отличный от его собственного «я» образ и вызывало до сих пор какие-либо возражения, то в данном случае они должны полностью отпасть. Ибо, не перевоплотившись в иной, несовпадающий с тобой образ, не пронесешь правдиво и искренно отношение, противоречащее твоим личным, жизненным восприятиям.
Отношение ведущего к тем людям и произведениям, которые он объявляет, определяется его сценическим образом и всегда имеет знак плюс — плох тот хозяин, который одаривает друзей ему самому противопоказанным искусством. Предлагаемые обстоятельства заставляют проникнуться положительным отношением к нелюбимому на самом деле номеру, преподнести его, как любимый и прекрасный, слушателям.
От концерта к концерту
Ведущий в разного вида программах знакомит публику с хорами и симфоническими оркестрами, с мастерами художественного слова, с артистами театров, с представителями эстрадного искусства, он произносит имена музыкантов — инструменталистов и пез-цов; объявляет сцены из спектаклей, танцы из балетов и танцы эстрадные, представителей циркового искусства и т. д.
Все эти жанры могут соединяться в разных сочетаниях в одной программе. Некоторые обособляются в отдельный концерт.
Попробуем классифицировать концертную практику в ее сегодняшнем виде, оговоривши, однако, что любая классификация по отношению к такому «подвижному» явлению, как концерт, в какой-то степени условна.
Рассмотрим сначала концерт с, казалось бы, формальной точки зрения — с количества исполнителей, а следовательно, с точки зрения обособления или объединения жанров в одной программе'.
Сольные концерты это почти всегда концерты камерной музыки — инструментальной или вокальной.
Камерные концерты могут иметь и несколько исполнителей, что зависит от музыкального произведения: камерные дуэты, трио, квартеты и т. д.
Симфонические концерты, а также выступления оркестров народных инструментов, камерных ансамблей и хоров можно причислить к категориям сольных. Оркестры и хоры — это единый организм, один многочисленный исполнитель. Таким концертам могут быть приданы солисты, тогда о них говорится, что они «принимают участие» в концерте.
Но бывают концерты, посвященные одному композитору или музыкальной эпохе. Тогда они подходят под рубрику «музыкально-тематических», и тут состав исполнителей диктуется программой, отражающей замысел концерта.
Расширяется жанровый состав программы в мероприятиях тематических. Так принято называть концерты, посвященные определенной дате или построенные на единой мысли, к примеру концерты ко дню Советской Армии, вечера, в которых раскрывается тема труда и т. д. В них могут участвовать и инструменталисты, и вокалисты (разных планов — классические и эстрадные), и" танцоры, и чтецы и пр. и пр., словом, все номера, которые укладываются в теме и отражают ее.
Праздничные даты могут быть отмечены и так называемыми смешанными, или сборными, концертами. Сами названия уже определяют пестроту их состава. Чем ближе такие концерты к развлечению, тем номера эстраднее, зрительнее, тем меньше уделяется внимания камерной, особенно инструментальной музыке и серьезным жанрам и произведениям и больше — юмору, танцу, эстрадной песне, оригинальным жанрам (так в концертном обиходе именуются номера, заимствованные у циркового искусства).
Вершина развлекательности — эстрадный концерт.
Но повторяем, в концерте, как виде искусства, ничего нет стабильного. Самый серьезный номер может иметь место в эстрадной программе, и; наоборот, тематическая программа вберет в себя эстрадное выступление, если оно отвечает ее задаче.
Еще раз повторяем, что классификация эта в достаточной степени условна, так как варианты концертных программ необычайно разнообразны.
Каждый вид концерта требует от ведущего различного проявления его сценического образа. Овладев этим образом, он должен научиться трансформировать его в зависимости от характера концерта, то есть нести его стиль и подчеркивать его.
Что подразумевается в данном случае под словом «стиль»? Это сложный комплекс, определяющийся характером концерта, его заданием, его темой, подбором исполнителей, строем программы, даже количеством участвующих в нем артистов и прочими слагаемыми. Чем больше в ведущем артистичности, то есть умения по-разному действовать и вести себя в разных по стилю концертах, все время при этом оставаясь самим собой, не изменяя образу хозяина, а только поворачивая этот образ новыми гранями, тем выше его профессиональный диапазон.
В зависимости от характера и стиля концерта ведущий то «укрупняет» свой сценический образ, позволяя откровенно проявлять хозяйские права и открыто выполнять хозяйские обязанности, то «сжимает» его до размеров почти незаметной и скромной рамки. Чем шире обязанности хозяина, тем большим количеством текста оперирует ведущий, тем большее количество времени проводит он на сцене. И, наоборот: он пребывает па сцене ровно столько, сколько требует произнесение вслух того, что может быть напечатано в программке.
«Удельный вес» ведущего тем меньше, чем безболезненнее его персона может быть заменена печатной программкой. Поэтому в симфонических и камерных концертах инструментальной или вокальной музыки его роль минимальна. В смешанных без ведущего трудно обойтись, он не только объявляет номера, он вступает в активный контакт с публикой, не давая от номера к номеру падать праздничному настроению. В тематических концертах ведущий прочерчивает через все номера основную мысль, на которой концерт построен. Он его стержень. В устных журналах и особенно детских концертах ведущий — главная пружина, чуть не основное действующее лицо, открыто и обильно проявляющее свое хозяйское начало.
Остановимся на каждом из этих концертов подробнее.
Симфонический концерт.
Обстановка его бывает всегда торжественна. Один вид сцены, приготовленной для симфонического оркестра, способен дать ощущение грандиозности того, чему предстоит свершиться.
Ведущему необходимо ориентироваться в расположении оркестра, знать закон расстановки инструментов: через строй пультов и стульев надо умело и ловко пройти, что не так-то просто.
Путь ведущего лежит приблизительно мимо контрабасов, виолончелей, вторых скрипок к центру, к пульту дирижера, рядом с которым, но отнюдь на него не взбираясь, останавливается объявляющий программу.
Довольно трудно сохранить сосредоточенность и не растерять торжественного настроя в те минуты за кулисами, когда до начала каждый оркестрант разыгрывается, и все вместе образуют какофонию обрывков музыкальных фраз, экзерсисов, просто проб звучания. Однако и эти моменты для любителей музыки тоже представляют известную прелесть — за мешаниной звуков предчувствуется грядущая их стройность. Но вот инспектор оркестра хлопнул в ладоши — это знак. Музыканты выстроились и приготовились к выходу на эстраду. Вот они потекли на сцену и заняли свои места. Ведущий и дирижер одни остались за кулисами. Знак на выход ведущему обычно дает дирижер или инспектор оркестра.
Ведущий начал путь через заполненное пространство сцены. Остановился справа или слева от дирижерской подставки — как позволяет пространство. Теперь надо дождаться полной тишины в зале и на сцене. Пока она не наступит, объявлять нельзя. Тут может помочь взгляд, жест.
В симфоническом концерте все выходы ведущего происходят по знаку и с. согласия дирижера, ведущий подчиняется его воле точно так же, как и весь состав оркестра, ибо не только само исполнение, но и паузы между произведениями определяются замыслом дирижера, его пониманием общего строя и ритма концерта. Ведущему остается понять и оправдать длительность паузы, «влиться» в нее. Если же дирижер остался на сцене, надо держать с ним связь: обычно кивком или взглядом он подает знак, когда надо выходить. Ощущение момента, когда следует выступить вперед и объявить, движения по сцене, остановка возле дирижерского пульта — все должно быть пронизано сознанием, что ведущий в таком концерте лишь скромное небольшое обрамление.