Файл: Щербакова концерт и его ведущие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 370

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ну, а если искусство какого-либо артиста не вызывает у веду­щего ни восхищения, ни даже уважения? Такое ведь тоже бывает! Что же, ведущий волен выйти на сцену и всем своим видом пока­зать, что он объявляет нечто неинтересное, не стоящее внимания слушателей?!

Немыслимая ситуация.

Если перевоплощение ведущего в отличный от его собственного «я» образ и вызывало до сих пор какие-либо возражения, то в дан­ном случае они должны полностью отпасть. Ибо, не перевоплотив­шись в иной, несовпадающий с тобой образ, не пронесешь правдиво и искренно отношение, противоречащее твоим личным, жизненным восприятиям.

Отношение ведущего к тем людям и произведениям, которые он объявляет, определяется его сценическим образом и всегда имеет знак плюс — плох тот хозяин, который одаривает друзей ему само­му противопоказанным искусством. Предлагаемые обстоятельства заставляют проникнуться положительным отношением к нелюбимо­му на самом деле номеру, преподнести его, как любимый и пре­красный, слушателям.


От концерта к концерту

Ведущий в разного вида программах знакомит публику с хора­ми и симфоническими оркестрами, с мастерами художественного слова, с артистами театров, с представителями эстрадного искусст­ва, он произносит имена музыкантов — инструменталистов и пез-цов; объявляет сцены из спектаклей, танцы из балетов и танцы эстрадные, представителей циркового искусства и т. д.

Все эти жанры могут соединяться в разных сочетаниях в одной программе. Некоторые обособляются в отдельный концерт.

Попробуем классифицировать концертную практику в ее сего­дняшнем виде, оговоривши, однако, что любая классификация по отношению к такому «подвижному» явлению, как концерт, в какой-то степени условна.

Рассмотрим сначала концерт с, казалось бы, формальной точки зрения — с количества исполнителей, а следовательно, с точки зре­ния обособления или объединения жанров в одной программе'.

Сольные концерты это почти всегда концерты камерной музы­ки — инструментальной или вокальной.

Камерные концерты могут иметь и несколько исполнителей, что зависит от музыкального произведения: камерные дуэты, трио, квартеты и т. д.

Симфонические концерты, а также выступления оркестров на­родных инструментов, камерных ансамблей и хоров можно причис­лить к категориям сольных. Оркестры и хоры — это единый орга­низм, один многочисленный исполнитель. Таким концертам могут быть приданы солисты, тогда о них говорится, что они «принимают участие» в концерте.

Но бывают концерты, посвященные одному композитору или музыкальной эпохе. Тогда они подходят под рубрику «музыкально-тематических», и тут состав исполнителей диктуется программой, отражающей замысел концерта.

Расширяется жанровый состав программы в мероприятиях те­матических. Так принято называть концерты, посвященные опреде­ленной дате или построенные на единой мысли, к примеру концерты ко дню Советской Армии, вечера, в которых раскрывается тема труда и т. д. В них могут участвовать и инструменталисты, и вокали­сты (разных планов — классические и эстрадные), и" танцоры, и чтецы и пр. и пр., словом, все номера, которые укладываются в теме и отражают ее.

Праздничные даты могут быть отмечены и так называемыми смешанными, или сборными, концертами. Сами названия уже опре­деляют пестроту их состава. Чем ближе такие концерты к развлече­нию, тем номера эстраднее, зрительнее, тем меньше уделяется вни­мания камерной, особенно инструментальной музыке и серьезным жанрам и произведениям и больше — юмору, танцу, эстрадной пес­не, оригинальным жанрам (так в концертном обиходе именуются номера, заимствованные у циркового искусства).


Вершина развлекательности — эстрадный концерт.

Но повторяем, в концерте, как виде искусства, ничего нет ста­бильного. Самый серьезный номер может иметь место в эстрадной программе, и; наоборот, тематическая программа вберет в себя эстрадное выступление, если оно отвечает ее задаче.

Еще раз повторяем, что классификация эта в достаточной степе­ни условна, так как варианты концертных программ необычайно разнообразны.

Каждый вид концерта требует от ведущего различного прояв­ления его сценического образа. Овладев этим образом, он должен научиться трансформировать его в зависимости от характера кон­церта, то есть нести его стиль и подчеркивать его.

Что подразумевается в данном случае под словом «стиль»? Это сложный комплекс, определяющийся характером концерта, его за­данием, его темой, подбором исполнителей, строем программы, да­же количеством участвующих в нем артистов и прочими слагаемы­ми. Чем больше в ведущем артистичности, то есть умения по-разно­му действовать и вести себя в разных по стилю концертах, все время при этом оставаясь самим собой, не изменяя образу хозяина, а только поворачивая этот образ новыми гранями, тем выше его профессиональный диапазон.

В зависимости от характера и стиля концерта ведущий то «укрупняет» свой сценический образ, позволяя откровенно прояв­лять хозяйские права и открыто выполнять хозяйские обязанности, то «сжимает» его до размеров почти незаметной и скромной рамки. Чем шире обязанности хозяина, тем большим количеством текста оперирует ведущий, тем большее количество времени проводит он на сцене. И, наоборот: он пребывает па сцене ровно столько, сколь­ко требует произнесение вслух того, что может быть напечатано в программке.

«Удельный вес» ведущего тем меньше, чем безболезненнее его персона может быть заменена печатной программкой. Поэтому в симфонических и камерных концертах инструментальной или во­кальной музыки его роль минимальна. В смешанных без ведуще­го трудно обойтись, он не только объявляет номера, он вступает в активный контакт с публикой, не давая от номера к номеру па­дать праздничному настроению. В тематических концертах ведущий прочерчивает через все номера основную мысль, на которой концерт построен. Он его стержень. В устных журналах и особенно детских концертах ведущий — главная пружина, чуть не основное действующее лицо, открыто и обильно проявляющее свое хозяйское начало.


Остановимся на каждом из этих концертов подробнее.


Симфонический концерт.

Обстановка его бывает всегда торжественна. Один вид сцены, приготовленной для симфо­нического оркестра, способен дать ощущение грандиозности того, чему предстоит свершиться.

Ведущему необходимо ориентироваться в расположении орке­стра, знать закон расстановки инструментов: через строй пультов и стульев надо умело и ловко пройти, что не так-то просто.

Путь ведущего лежит приблизительно мимо контрабасов, вио­лончелей, вторых скрипок к центру, к пульту дирижера, рядом с ко­торым, но отнюдь на него не взбираясь, останавливается объявляю­щий программу.

Довольно трудно сохранить сосредоточенность и не растерять торжественного настроя в те минуты за кулисами, когда до начала каждый оркестрант разыгрывается, и все вместе образуют какофо­нию обрывков музыкальных фраз, экзерсисов, просто проб звуча­ния. Однако и эти моменты для любителей музыки тоже представ­ляют известную прелесть — за мешаниной звуков предчувствуется грядущая их стройность. Но вот инспектор оркестра хлопнул в ла­доши — это знак. Музыканты выстроились и приготовились к выхо­ду на эстраду. Вот они потекли на сцену и заняли свои места. Ве­дущий и дирижер одни остались за кулисами. Знак на выход веду­щему обычно дает дирижер или инспектор оркестра.

Ведущий начал путь через заполненное пространство сцены. Остановился справа или слева от дирижерской подставки — как позволяет пространство. Теперь надо дождаться полной тишины в зале и на сцене. Пока она не наступит, объявлять нельзя. Тут мо­жет помочь взгляд, жест.

В симфоническом концерте все выходы ведущего происходят по знаку и с. согласия дирижера, ведущий подчиняется его воле точно так же, как и весь состав оркестра, ибо не только само исполнение, но и паузы между произведениями определяются замыслом дири­жера, его пониманием общего строя и ритма концерта. Ведущему остается понять и оправдать длительность паузы, «влиться» в нее. Если же дирижер остался на сцене, надо держать с ним связь: обычно кивком или взглядом он подает знак, когда надо выходить. Ощущение момента, когда следует выступить вперед и объявить, движения по сцене, остановка возле дирижерского пульта — все должно быть пронизано сознанием, что ведущий в таком концерте лишь скромное небольшое обрамление.