ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 374
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Такое качество, как скромность, не помеха, а скорее помощник в профессии ведущего. Но особенно ценна она на фоне громады оркестра, множества музыкантов, исключительности дирижера, грандиозности музыки. Тут скромность приобретает оттенок сознательной и достойной стушеванности: наполненность, заряженность ведущего событием — симфонической музыкой — не выплеснута, сконцентрирована внутри и имеет крайне сдержанные формы внешнего проявления.
Но бывает, что величественность и многолюдность оркестра подавляет ведущего и он начинает ощущать себя маленьким, робким и потерянным. В этом случае полезно сказать самому себе: «Я — один из членов этого коллектива — симфонического оркестра. Я тот, кому поручена почетная обязанность открыть праздник музыки, озаглавить его, одарить слушателей названием оркестра, который они будут слушать,— это выдающийся оркестр, огласить имя дирижера — это значительный дирижер, назвать произведения — это замечательные произведения».
Кстати, следует повторить и подчеркнуть, что с программой такого концерта особенно важно ознакомиться заранее, прочесть о композиторе и произведениях, в ней исполняемых. Это не только оградит от ошибок и оговорок, но даст более глубокий эффект —• внушит уверенность в себе и облегчит слияние со стилем концерта. Все, вместе взятое, подскажет нужную дозу серьезности и сдержанной торжественности, в которую облекутся слова объявления.
Камерные концерты.
В них обычно бывает небольшое количество участников. От одного исполнителя - пианиста или вокалиста, двух — инструменталистов (скрипка, виолончель и т. д.).
Выступают и небольшие ансамбли — несколько инструменталистов и певцов. Заполненнее всего сцена в концертах камерных оркестров, но они, как известно, значительно меньше симфонических. По требованиям к ведущему камерные концерты почти ничем не отличаются от симфонических. Произведения исполняются серьезные. Слушатели приходят заранее настроенные на восприятие глубокой, а иногда и сложной музыки. В этом смысле зал на камерных концертах бывает еще сосредоточеннее, углубленнее, нюансы камерных произведений тоньше, палитра, если взять аналогию из живописи, скорее акварель или графика. Камерные концерты всегда «интимнее» симфонических, даже если они устраиваются в тех же залах.
Из-за малого количества людей на сцене в камерном концерте каждый участник выступает особенно рельефно, словно выхваченный лучами прожектора. В том числе и ведущий. Именно поэтому он особенно должен заботиться о том, чтобы «не выпирать», не отвлечь на себя ни грана лишнего внимания.
Если он вызывающе одет, развязно движется по сцене, ненужно громогласен, он моментально «выпадет» из концерта, помешает ему.
Камерный концерт, особенно сольный, единственный, в котором хозяйские проявления ведущего сведены до минимума. Он отодвигает себя на самый дальний план. Слияние с исполнителем, «растворение» в нем и в его искусстве подскажет ведущему все его поведение. К примеру, в концерте пианиста, виолончелиста, скрипача или любого другого инструменталиста, либо певца неестественным будет, если ведущий вне всякого контакта с исполнителем, находящимся на сцене, не сообразуясь ни с ним самим, ни с прозвучавшим произведением, ни с тем, что будет исполняться дальше, выскочит из-за кулис, промчится по сцене и выпалит название произведения. Он снимет созданное исполнителем настроение, нарушит стиль концерта. Этого не случится, если ведущий, стоя за кулисами, слушает исполнение, активно живет в атмосфере искусства, что называется, дышит им. Его эмоциональная наполненность (еще и еще раз подчеркнем) не выплеснется, сконцентрированная, даже «уплотненная» внутри, поможет соразмерить шаг, взвесить паузу; она проявится во взгляде, в невольном и скупом жесте, в движении и придаст будто бы нейтральной интонации нужную окраску.
Поскольку большое место во многих камерных концертах занимают пианисты-аккомпаниаторы, следует сказать о них несколько слов, именно сейчас, хотя все, что касается этой профессии, относится также и ко всем остальным концертам с их участием.
Неопытные люди в зале, и, к сожалению, бывает, что и на сцене, считают аккомпаниатора фигурой второстепенной, только служебной. А композитор Глазунов говорил: «Это замечательная профессия. У нас не очень-то умеют ценить ее, и труд этот в какой-то степени неблагодарный. Это ведь высшее искусство — как бы отойти на второй план, незаметно поднять другого художника, помочь ему, способствовать рождению нового, единого целого»'. Недаром крупные инструменталисты и вокалисты имеют постоянных аккомпаниаторов. Содружество, а вернее слияние двух художников — солиста и аккомпаниатора — бывает истинным праздником. Есть аккомпаниаторы не менее прославленные, чем знаменитые артисты.
Истинные любители музыки всегда слушают и отмечают мастерство и талант: аккомпаниатора. К ним должен принадлежать и ведущий. А коль скоро он преклоняется перед мастерством человека, скромно садящегося за фортепиано, чтобы выступить в ансамбле с солистом, он так представит его слушателям, что и они почувствуют значительность этой роли и удельный вес этого мастера; Тут не нужно лишних слов и объяснений, хватит обычных: партию фортепиано исполняет такой-то, но наполнить их надо уважением, может быть, даже преклонением. Кстати, если исполняется соната для двух инструментов, одним из которых будет фортепиано, то пианист уже не аккомпаниатор, а равный исполнитель.
Тематические концерты.
В них ведущий уже не «рамка», а «стержень», он прочерчивает основную мысль через все номера; «нанизывает» на нее каждое исполняемое произведение. Тематические концерты очень трудоемки по предварительной
подготовке к ним.
Предположим» концерт посвящен теме труда. Каждому человеку
есть что сказать о труде. Но слова ведущего должны быть очень
ярки, точны, впечатляющи, речь — почти афористична. Большим
подспорьем тут могут быть высказывания выдающихся людей, точная цитата.
Открывая тематический концерт, ведущий обязательно дает заглавие —название темы. Это заявка, это вектор будущих выступлений. Тут можно привести даже цитату. К примеру. Ведущий выходит и говорит: «Начинаем концерт. Он посвящен труду. Как сказано в Программе КПСС: «Труд на благо общества—священная обязанность каждого человека. Всякий труд на пользу общества, как физический, так и умственный, уважаем и почетен». И продолжаем; «Недаром столько произведений искусства, недаром столько песен и стихов посвящено людям труда, его героям».
В каждом, тематическом концерте бывают произведения, отвечающие теме, как говорится, впрямую, бывают и такие, которые требуют уточнения ассоциаций, иногда совсем близких, иногда довольно далеких; Приведем пример близкой ассоциации. Программа начинается, песней о Родине. После первых, уже намеченных нами фраз вступления ведущий связывает тему труда с темой Родины: «Усилия советских людей направлены на благо и процветание нашего социалистического отечества. Трудиться на благо Родины — и счастье и почет. Родине отдают свои силы ее сыны и дочери, песней о Родине открываем мы наш концерт. Исполнит ее артист такой то…»
В данном случае имя исполнителя стоит на втором месте. Это и понятно ведь главное в таком концерте — тема, а следовательно, произведение, ей отвечающее. Но это, отнюдь не означает, что знакомить слушателей с исполнителем можно бегло и небрежно. Артисту такой же почет, как и в любом другом концерте, меняется только место слагаемых. Исполнителя надо также «преподнести», дать возможность собрать причитающиеся ему аплодисменты - знак знакомства и приветствия. Поэтому ведущий, закончив объявление, не стоит безучастно и тем более не удаляется равнодушно за кулисы. Когда знакомство произошло и артист готов делать свое дело, ведущий, если аплодисменты были длительными, может повторить название произведения — между первым объявлением и началом исполнения дистанция увеличилась, и «прицел сдвинулся».
Тема труда, которую мы взяли примером, имеет столько аспектов, сколько откликов на нее дает искусство. Надо только, уметь их различать и подчеркивать, предподнося произведения, в этоми заключается гибкость, широта кругозора ведущего. Если в программу включены песни военные, то ведущий имеет возможность предварить их словами о ратном труде военном долге и подвиге.
Есть песни, посвященные отдельным профессиям, даже людям разных профессий! Историю создания таких песен, их прототипы, можно «обыграть» в краткой аннотации к ним.
Например, песня А. Пахмутовой «ЛЭП-500» написана о людях линии электропередачи в Сибири. Несколько строк о героях великих строек, о теснейшей связи деятелей искусства с ними, и популярная песня зазвучит «прицельно — нужная педаль темы нажата, основная мысль концерта сработала.
С Из всего предыдущего ясно, что содержание произведений -ведущему тематического концерта должно быть известно досконально. Кратко и броско аннотировать произведения, прочерчивая тему, без этого невозможно. Но так как ведущий при всех своих знаниях не может быть ходячей энциклопедией, то иногда ему приходится, ориентироваться, что называется на ходу. В таком случае он обязан познакомиться хотя бы с текстом песни. И все-таки правилом должна быть всесторонняя подготовка к тематическому концерту с углубленной проработкой каждого исполняемого номера. Как уже говорилось, в тематических концертах произведения подбираются с большим или меньшим приближением к теме. Программы составляются из имеющихся в репертуаре артистов произведений. Есть темы, достаточно полно представленные в различных жанрах. В этом случае «связки» ведущего строятся что называется впрямую, как это имело место в приведенном примере. Но бывают темы, в которых произведения приходится сильно «поворачивать», обращая внимание слушателей на новый их аспект, требуемый темой. Вот один из многочисленных примеров. Скажем, празднуется День рыбака. Такая песня как «Звезда рыбака» А. Пахмутовой, отвечает теме впрямую. Но в концерте исполняется по «морскому» родству и песня Соловьева – Седова «Вечер на рейде». Законно ли ее включение в программу? Думается, да, законно, и это должен подчеркнуть ведущий, сказав, что она напомнит слушателям о том времени, когда мирные рыбатские суда превратились в военные корабли, когда каждый труженик моря стал его защитником от фашистских захватчиков.