ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

веры в могущество коллективной власти.

XX в. стал свидетелем самоперестройки римской

церкви, которая напоминает Соборное движение XV в.

и лидерство в образе Гильдебранда XI в.,

воплощенное папой Григорием VII. Папа Пий XI

исправил политическую ошибку своего тезки Пия IX,

когда заключил с итальянским государством

Латеранские соглашения от 1929 г., по которым

папство отказывалось от всяких претензий на

власть за пределами Ватикана в обмен на

признание Италией политического суверенитета

этого маленького государства. Значительно более

важным было духовное aggiornamento ("приближение

к современности") церкви, проводившееся папой

Иоанном XXIII. За время своего краткого понтификата

этот святой и гениальный папа дал толчок для

наиболее динамичного из движений среди

католического священства и мирян со времен

духовного возрождения XI в..

Кризис XX в. очень напоминает кризис XV в.. Пока

трудно предсказать, будет ли выход из

создавшегося кризиса более счастливым для

папства, но уже сейчас можно предположить, что

если реформаторское движение угаснет, то главным

препятствием снова станет папская

автократическая претензия.

Примечания

[*1] Moore P. Sims.

Myths and Men. Revised ed. London. M tiller. 1968, p. 224.

[*2] Шпенглер

О. Закат Европы, т. 1. М.. 1923, с. 121-122.

[*3] См.: Eliade М.

La Mythe de l'Eternel Retour. Paris, Gallimard, 1949, P. 131-132.

[*4] Марк

Аврелий Антонин. Размышления. IX, 28. - Л.. 1985, с. 53.

[*5] Ницше Ф.

Собр. соч., т. 1, М., с. 243-244.

[*6] Griaule M..

Dieterlen G. The Dogon. In: Daryll Forde C. (ed.) African Worlds. London. Oxford, 1954, p.

84.

[*7] Volney С. Les

Ruines-Oeuvres Completes. Paris, Dido, 1860, pp. 12 - 13.

[*8] Цит. по: Brown

P. Augustine of Hippo. London, Faber and Faber, 1967, p. 85.

[*9] Davidson B. The

Africans. London, Longmans, 1969, p. 147.

[*10] Arnold М.

Culture and Anarchy. London. Murray, 1869, pp. 13-14.

[*11] Bergson

H.Op.cit..p.251.

[*12] Имеется

в виду несторианская и монофизитская реакции в

Месопотамии, Сирии и Египте против официального

католического христианства империи.

[*13] Redivivum - построенная

из старых, бывших в употреблении материалов (лат.).

[*14] Западные

университеты обязаны своей свободой тому, что

они находились под эгидой и защитой Папства, а не

местного правителя или местного епископа.


Комментарии

[+1] "О6

утешении философией" название книги Боэция

(ок. 480-524), написанной им в тюрьме в ожидании пыток

и казни. Здесь - наименование подобного жанра

сочинений, призывавших к внутреннему

стоическому спокойствию мудреца пред лицом

любых испытаний.

[+2] Римский

поэт Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.) был пламенным

последователем Эпикура (341-270 до н.э.) и вслед за

учителем полагал, что боги не вмешиваются в

земные дела, что блаженство праведных  -  в

безмятежности духа, а наказание злых - в

беспокойстве, что загробной жизни не существует.

Но выраженные в его знаменитой поэме "О

природе вещей" призывы не бояться смерти

звучат столь настойчиво, что еще в древности

возникли подозрения в смятенности чувств и

разума поэта, даже слухи о его безумии и

самоубийстве.

[+3] В

формулировке австрийского физика Людвига

Больцмана (1844-1906) второе начало термодинамики

гласит: природные процессы стремятся перевести

термодинамическую систему из менее вероятного

состояния в более вероятное, т. е. равновесное.

Именно Л. Больцман распространил второе начало

термодинамики на Вселенную и предположил, что со

временем в ней установится единая усредненная

температура, что сделает невозможным какие-либо

тепловые процессы: наступит тепловая смерть.

Некоторые физики отрицают подобное расширение

применения второго начала, ибо оно справедливо

лишь для замкнутых систем, к которым, по их

мнению, Вселенная не относится.

[+4] По Платону,

для того чтобы на свет появлялось потомство с

хорошими задатками и счастливой участью (в

противном случае государство придет неминуемо в

упадок), соитие и рождение должно происходить в

подходящее время, определяемое по т. н. брачному

числу. Однако описание этого брачного числа

чрезвычайно маловразумительно, и попытки понять

его продолжаются доныне.

[+5] Для

Вергилия современность начало не героического, а

"золотого" века, наступление мира,

благоденствия, новое, блаженное состояние

Космоса. Поэтому на протяжении веков

мантуанского поэта рассматривали как предтечу

христианства.

[+6] В индийской

мифологии Ману  -   первопредок людей. В

текстах I тыс. до н.э. насчитывается семь прошлых и


семь будущих Ману - по одному на каждый период

Калиюги, который так и называется: манавантра -

"период Ману".

[+7] Так в

английской Библии; имеется в виду непрестанное

повторение молитв язычниками.

[+8] В махаяне

очень большое значение придается произнесению

молитвы-заклинания "ом мани пад ме хум"

(переводимое как "о сокровище в цветке

лотоса"). Устное высказывание может быть

заменено поворотом специального молитвенного

колеса, к которому привязана лента с текстом

молитвы: к колесам иногда прикрепляются лопасти

наподобие ветряных мельниц.

[+9] Описание

весьма развитой, с весьма впечатляющими

параллелями с новейшими научными

космогоническими гипотезами, мифологии

западноафриканского народа догон, сделанное

группой французских энтографов во главе с М.

Гриолем, последнее время подвергается сомнениям

в подлинности, либо утверждается, что это

жреческая сконструированная натурфилософия, а

не народные верования.

[+10] По

определению Аристотеля, "перипетия"

(отечественные филологи переводят как

"перелом") есть не смена ролей, а действие,

меняющее смысл события на противоположный.

[+11] Для

эллинов и римлян "зависть богов" не

примитивное грубое чувство, а акт высшей

справедливости: чрезмерные достоинства или

удача человека нарушают космический порядок,

посему человек этот должен испытать больше

несчастья.

[+12]

Современные исследователи датируют книгу

Екклесиаста 1-й пол. III в. до н.э. и считают это

творение лежащим целиком в русле традиционного

ближневосточного мудрствования.

[+13] Когда

противник Рима царь Понта Митридат VI Евпатор (132-63

до н.э.. царь с 120 до н.э.) вторгся на Балканы. Греция

поддержала его. Будущий диктатор Луций Корнелий

Сулла (138-78 до н.э) взял штурмом в 87 г. до н.э.

выступившие на стороне понтийского царя Афины.

Жестоко разорив город, он согласился в ответ на

многочисленные просьбы афинян прекратить

грабежи и избиения, сказав, что делает это из

уважения к великим предкам нынешних жителей

Афин, "милует многих ради немногих".

[+14] Высшим

органом Ахейского союза было собрание, в котором

могли принимать участие все достигшие 30 лет

граждане каждого полиса, но при решении всех


вопросов один полис имел один голос, так что союз

этот был скорее, конфедерацией.

[+15] Император

Юлиан Отступник (331-363, император с 361) был связан с

философской школой в Афинах, где он учился

одновременно со своими будущими противниками

Василием Великим (ок. 330-379) и Григорием

Назианзином (ок. 330-390). вождями т.н.

каппадокийского кружка, группы церковных

мыслителей, биографически связанных с

Каппадокией в Малой Азии. Взойдя на престол,

Юлиан стремился возродить язычество, заимствуя

многое у христианства: церковную иерархию, идею

аскетизма, благотворительность и т. п. Эти

реформы не нашли поддержки у нехристианских

масс, ибо религия Юлиана мало походила на

традиционные античные верования.

[+16]

Платоновская Академия, имеющаяся здесь в виду,

была не университетом, а философской школой. К

моменту закрытия ее Юстинианом она была

последним оплотом языческой учености, далеко

отошедшей от традиционного язычества, но

отдававшей значительную дань магии.

[+17]

Императрица Ирина не ввела культ икон, а пыталась

восстановить иконопочитание.

[+18]

Швейцарский союз, образовавшийся в 1291 г., и

Республика Соединенных провинций, основы

которой были заложены Утрехтской унией 1579 г.,

были не федеративными, а конфедеративными

государствами.

[+19] Видимо,

ошибка. В 1339 г. было оформлено государственное

устройство Генуэзской республики.

[+20] В

результате венециано-турецкой войны 1645-1656 гг. за

венецианцами осталось только три города на

Крите.

[+21] В 1715 г.

Венеция полностью уступила Турции Крит.

[+22] Risorgimento

(ит. "обновление") - движение за объединение

Италии, закончившееся созданием в 1870 г. единого

королевства.

[+23] Речь идет

о т. н. марранах. насильственно обращенных в

христианство испанских евреях, постоянно

подозреваемых инквизицией и изгнанных из страны

в нач. XVII в.

[+24] Война

Византии с Болгарией не прекращалась с VII в., с

момента возникновения последней. В 971 г.

северо-восточная часть Болгарии была захвачена

Византией. Взошедший на престол в 976 г. император

Василий II Болгаробойца (958-1025) начал наступление

на болгар, покорив их царство в 1018 г.

[+25] Период


временного укрепления Византии приходится на

правления Льва I Великого (457-474), Зенона Исавра

(474-491) и Анастасия I (491-518). В религиозных вопросах

императоры, особенно последний, не порывая

официально с православием, заигрывали с

монофизитами.

[+26] Сергий I

(ум. 638), патриарх Константинопольский, церковный

деятель монофелитского толка. (Монофелитство -

богословское направление, компромиссное между

монофизитством и ортодоксией, утверждавшее, что

Христос имеет две природы, но одну волю  -    - божественную;

осуждено на Константинопольском Соборе в 680 г.)

Сыграл большую роль в защите Константинополя от

персов (в 615 г. персидское войско вышло к берегам

Босфора и, хотя осады как таковой не было,

положение в столице стало тяжелым, что и

заставило императора предпринять в 619 г. попытку

к бегству)  -  и в 639 г. -  от аваров.

[+27]

Императоры Священной Римской империи от Оттона I

до Генриха III (1039-1056) удерживали за собой право

назначения пап и административную власть над

Римом. Генрих III именно в качестве светского

главы церкви активно проводил т.н. клюнийскую (от

аббатства Клюни в Бургундии) реформу-движение

против обмиршения церкви, за безбрачие белого

духовенства и т. п. Но именно в рамках этой

реформы после смерти Генриха III началось

движение за независимость церкви от светских

властей, в первую очередь от Империи.

[+28]

Констанций II (337-361) был сторонником арианства.

[+29]

Знаменитый борец за верховенство папства над

Империей папа Григорий VII (между 1015 и 1020-1085; папа с

1073) до интронизации носил имя Гильдебранд.

[+30]

Павликианство - данное, видимо по имени ап. Павла

название еретического движения, возникшего в VII

в. в северо-восточных азиатских районах Византии

и в Армении. В кон. VIII - нач. IX в. павликиане создали

независимое государство в Малой Азии с центром в

г. Тефрике. Исходили из признания двух начал в

мире: злого бога - Создателя Мира, и доброго - Отца

Небесного. По их представлениям, весь земной мир -

в т.ч. общественные порядки - проникнут злом,

никакого материального воплощения

божественного быть не может; поэтому отрицались

иконы, церковная иерархия, культ Богородицы и т.п.

Иконоборческие византийские правительства

относились к павликианам терпимо, но с