ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1006

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

империя. Расплату за победу пришла в 1071 г., когда

Малую Азию заняли тюрки-сельджуки.

И если Болгария после серии неудачных попыток

все же получила свободу в 1185-1187 гг. [+35], то Восточная Римская империя

так и не сумела оправиться от

сверхъестественного перенапряжения

изматывающих войн, приведших страну к хаосу.

Византия вышла из них тяжелобольным обществом.

Во-первых, ее поразил глубочайший аграрный

кризис; во-вторых, жизненные силы подтачивал рост

милитаризма. Крестьянство Малой Азии, платившее

налоги и поставлявшее воинов, разорялось. Когда

центральную часть Малой Азии заняли

тюрки-сельджуки, крестьяне приветствовали

завоевателей и широко принимали мусульманство.

Они восприняли это как освобождение от

грабителей-землевладельцев и сборщиков налогов.

Массовое культурное и религиозное

отступничество крестьян говорит о том, что

задолго до того, как на исторической сцене

появились тюрки, крестьянство Византии уже было

полностью отчуждено не только от политического

режима, но и от православно-христианской

цивилизации в целом.

Если восточноримский аграрный кризис привел к

столь катастрофической развязке, сама

катастрофа еще более углублялась растущим

милитаризмом. Даже не дожидаясь окончательной

победы над Болгарией, византийское

правительство столь радикально переменило свою

политику, что стало само развязывать войны

против мусульман. С 926 г., когда Византия впервые

послала экспедиционные войска на Евфрат,

агрессия не прекращалась в течение 125 лет [+36], что, конечно,

усугубляло внутренние проблемы, и без того

обостренные войнами с Болгарией.

Выбрав политику завоеваний, пожертвовав

стабильностью и безопасностью страны,

византийское правительство продемонстрировало,

что оно утратило дух умеренности и сдержанности.

Это, однако, не было ни игрой случай, ни коварным

ударом судьбы, ни "завистью богов".

Первоначальный восточноримский этос в корне

переменился. И перемена эта произошла благодаря

внутреннему импульсу, а не внешнему воздействию.

Поскольку призрак Римской империи мог

поселиться только в одном доме, борьба между

Константинополем и его болгарским двойником

неизбежно должна была закончиться обращением

Болгарии в православие. В братоубийственной

войне между идолизированными призраками и


потерпела свое поражение православная

цивилизация.

Эта трагическая история проливает свет не

просто на кару Немезиды за поклонение эфемерному

институту, а на нечто большее; она показывает

извращенную и греховную природу самого

идолопоклонства, которое есть замена целого

частью и обожествление твари вместо Творца.

Давид и Голиаф: поклонение эфемерному

техническому средству. Если обратиться к

идолизации техники, то история войн дает немало

классических примеров суровых воздаяний за

свершение этого-греха. Легендарный поединок

между Давидом я Голиафом находит неоднократное

повторение в столкновениях старого и нового

оружия.

До рокового дня, когда Голиаф бросил вызов

воинам Израиля, он, вооруженный копьем и щитом,

одержал такое множество побед, что и не помышлял

об ином оружии, уверовав в свою непобедимость.

Смелый филистимлянин приглашает лучшего воина

противников встретиться с ним на поединке,

уверенный, что ни один израильтянин не сможет

одолеть его. Давид вышел на поединок на первый

взгляд совершенно безоружным. Голиаф не заметил

пращу в руке у противника и не поинтересовался,

что у того в мешке за спиной. Самонадеянный

филистимлянин смело ринулся вперед, подставив

лоб под камень, пущенный из пращи, и был сражен

наповал.

Этот классический пример иллюстрирует

философскую истину, которая подтверждена всем

ходом гонки вооружений.

Так, в конце XIII в. мамлюки, как некогда римляне,

считались непобедимыми в Леванте; но, как и

римляне, мамлюки предпочитали почивать на

лаврах, не замечая признаков растущей уязвимости

- неизменных спутников стагнации. В 1798 г. старый

враг, вооруженный новой техникой, - французский

экспедиционный корпус Наполеона, неузнаваемый

потомок неудачливых франкских рыцарей, - застал

мамлюков врасплох. Несмотря на зловещую череду

поражений и неудач, сменяемых редкими и

неустойчивыми победами, такими, как освобождение

от оттоманского господства в Египте XVIII в.,

мамлюки "ничего не забыли и ничему не

научились". Оставаясь в плену старых военных

традиций, перестав развивать тактику и воинское

снаряжение, они встретились с Западом, имевшим

хорошо подготовленную пехоту, вооруженную

огнестрельным оружием. Армия французов,


рекрутированная из пестрой социальной среды,

обученная в условиях Революции, формировалась по

подобию отрядов оттоманских янычар, которые к

тому времени находились в глубоком упадке. К 1798 г.

французы были готовы повторить оттоманские

походы 1516-1517 гг. с целью завоевания Египта.

Французская победа окончательно доказала

катастрофичность непоправимой стагнации,

длившейся четыре с половиной века.

Новая пехотная техника, развитая на Западе в

эпоху огнестрельного оружия, не стала монополией

одной нации. Преимущества французского

массового войска перед маленькой

высокопрофессиональной армией, были замечены

Пруссией XVIII в., которая дала целую плеяду военных

и политических гениев, во многом превзошедших

французов. В результате в 1813-1814 гг. Пруссия была

сторицей отомщена за унижение 1806-1807 гг. Этот урок

мало чему научил французов, и поэтому они

потерпели позорное поражение в 1871 г., хотя в

перспективе пруссаки больше пострадали от своей

победы, чем французы от своего поражения.

Опьяненный блеском своих успехов, прусский

генеральный штаб сильно затормозил свое

стратегическое мышление, в результате чего война

1914-1918 гг. привела Германию к полному, невиданному

ранее разгрому. Слепая вера в успех затяжной

окопной войны и экономической блокады

впоследствии была вытеснена столь же фанатичной

верой в непобедимость подвижных моторизованных

армий Гитлера и успех молниеносной войны.

Массовая мобилизация и моторизация армии в

наше время уступает место новой технике ведения

ядерной войны. Однако с другой стороны, высокая

концентрация очень сложной военной техники в

руках правительства отнюдь не гарантирует

безопасности от экстремистски настроенной

небольшой группки повстанцев или террористов.

Наше время продолжает множить примеры глубокой

связи между надломами и идолопоклонством; и

одной из форм его является слепое поклонение и

безграничная вера во всемогущество и

непреходящую ценность технических достижений.

Папский престол: отравление победой. Пожалуй,

самым знаменитым примером катастрофических

последствий победы в духовной сфере была одна

глава в длинной и до сих пор не оконченной

истории папства.

В этот период, начавшийся в 1046 г. и

закончившийся в 1870 г., папская власть дважды


отступала перед мирским сувереном. В 1046 г.

император Генрих III сместил последовательно трех

пап, пока не посадил своего [+37]; в 1870 г. войска короля

Виктора-Эммануила лишили папство его последних

владений за пределами Ватикана [+38]. Таким образом, за восемь

столетий колесо судьбы совершило полный оборот,

сначала возвысив папство из глубокого унижения,

а затем вновь низведя его. Произошло это не из-за

нападения внешних врагов на Рим, а вследствие

внутренних духовных изменений.

Когда в последней четверти XI в. на папский

престол сел тосканец Гильдебранд, положение Рима

было весьма жалким. Однако Гильдебранд и его

преемники сумели создать мощный институт

западного христианства. Благодаря им папский Рим

сохранил империю, которая более, чем империя

Антонинов, преуспела в завоевании человеческих

сердец и которая территориально расширилась до

таких пределов, куда не ступали легионы ни

Августа, ни Марка Аврелия. Владения ее были

обширнее владений Карла Великого. Средневековое

папство унаследовало от понтификата Григория

Великого духовную власть над Англией,

установленную там за два века до появления Карла

Великого, и продолжало распространяться в

Скандинавии, Польше и Венгрии в течение двух

веков после смерти Карла.

Успех папских завоеваний частично определялся

самим духом христианства, учившим доверию и

любви, а не вражде и ненависти. Папство опиралось

на сочетание церковного централизма и

единообразия с политическим многообразием и

преемственностью; но поскольку кардинальным

пунктом в его установлениях было безусловное

преобладание духовной власти над светской, в

этом сочетании преобладало единство,

оставлявшее в то же время широкую свободу и для

разнообразия, дававшего свободу и гибкость как

неотъемлемые условия роста. Социальное единство

западного христианства, вытекавшее из духовного

авторитета папы, гарантировало политическую

независимость любому локальному обществу,

которое признавало папскую власть, - бремя,

бывшее в XI в. еще апостольски легким.

Причина, по которой большинство тогдашних

государей и городов-государств легко принимали

гегемонию папства, состояла в том, что Святой

Престол той эпохи никак не участвовал в

соперничестве за территориальное господство,


настаивая лишь на вселенской духовной власти.

Отсутствие территориальных претензий у папской

иерократии, когда та находилась в своем зените,

сочеталось с энергичным и предприимчивым

административным даром, доставшимся папскому

Риму в наследство от Византии. Если в

православном христианстве дар этот

использовался для насильственного наполнения им

возрожденного призрака Римской империи, то

римские зодчие Respublica Christiana направили свое

административное искусство на создание более

легкой структуры по новому плану и на более

широких основаниях.

Однако главная причина успеха Святого Престола

в деле создания христианской республики под

эгидой папы заключалась в сознательном принятии

на себя морального долга. Гильдебрандово папство

придало ясный смысл скрытым надеждам христиан и

превратило мечтания ищущих людей в сознательное

дело, вдохновляемое и поддерживаемое высшими

ценностями и духовной властью.

Падение гильдебрандова папства столь же

необычно, как и его взлет. Все его добродетели

будто обратились в свои противоположности.

Воздушно легкий институт, казалось уже выигравши

битву за духовную свободу против грубой материи,

вдруг сказался зараженным тем самым злом,

которое он усердно изгонял из социальной системы

западного христианства. Римская курия, некогда

шедшая во главе нравственного и

интеллектуального прогресса, бывшая оплотом не

только для монастырей, но и для университетов,

оказалась зажатой в тиски глубокого духовного

консерватизма. Сама ее власть становилась все

более мирской. Был ли когда другой институт,

который дал бы столько поводов врагам Господа

для богохульства? (3 Царств 12, 14). Падение

гильдебрандова папства представляет один из

ярчайших примеров смены ролей. Как это случилось

и почему?

Как это случилось, можно понять из биографии

самого Гильдебранда в ее, так сказать, первой

редакции. Творческий дух римской церкви к XI в. был

направлен на спасение западного мира от

феодальной анархии с помощью христианской

республики. В борьбе против насилия единственным

победоносным оружием был духовный меч. В 1076 г.

слова папы произвели на сердца трансальпийских

подданных императора столь сильное впечатление,

что через несколько месяцев Генрих IV вынужден