ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 956

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

от опыта, то здесь следует напомнить, что мы уже

касались этого вопроса в самом начале нашего

исследования, где анализировалась

относительность исторической мысли. Обратившись

к трудам современных западных историков, мы

пришли к заключению, что их мировоззрение

находится в плену "индустриализма" и

"демократии" - двух главных институтов,

которые западный мир выработал в предыдущей

главе своей истории, ответив этим на вызовы

своего времени. В этой связи мы заметили, что

наблюдается тенденция рассматривать историю

всех обществ и всех эпох под углом зрения

демократии и индустриализма. Подобный подход к

познанию истории представляется нам ложным,

причем касается это не только исследования

других эпох и цивилизаций, но и истории нашего

общества на ранних его этапах, когда современные

западные версии индустриализма и демократии еще

не были выработаны. Здесь перед нами как раз тот

случай, когда многообразие опыта различных

цивилизаций предполагает многообразие

мировоззрений. Существуют ли другие примеры

такого рода?

Довольно яркую иллюстрацию дают примеры из

истории искусства. Ибо, если понятие

относительности исторической мысли - идея

достаточно новая, требующая доказательств и

обоснований, понятие уникальности

художественных стилей, воспринимаемых

непосредственной эстетической интуицией,

является широко распространенным и

общепризнанным. Нет ничего нового,

поразительного или парадоксального в

предположении, что каждая цивилизация создает

свой индивидуальный художественный стиль. И при

попытках определить границы какой-либо

цивилизации в каком-либо из измерений -

пространственном или временном - мы неизменно

приходим к выводу, что эстетический критерий

оказывается самым верным и тонким при

установлении таких границ.

Если принять, что существуют качественные

различия между художественными стилями

различных цивилизаций и принять также, что

каждая цивилизация является неделимой

целостностью, состоящей из взаимосвязанных и

взаимозависимых частей, то, конечно, трудно

оспорить логику Освальда Шпенглера

контрсиллогизмами. Но эмпирик попытается

подойти к проблеме с другой стороны. Он начнет с

утверждения, что придание абсолютной и

всеохватывающей качественной индивидуальности


всем и каждому из обществ предполагает, что

цивилизация - это нечто качественно неизменное и

потому статическое; а это в умозрительных

терминах Шпенглера означает, что цивилизации

принадлежат к области ставшего, а не к

области становящегося - следствие,

вступающее в противоречие с доктриной Шпенглера

и собственными наблюдениями самого эмпирика.

Эмпирик пойдет дальше и скажет, что

цивилизация, как это видно из "реальной

жизни", не является чем-то статичным, но есть

динамический процесс, движение или порыв -

стремление создать нечто сверхчеловеческое из

обычной человеческой природы. Он может

размышлять о различиях особого характера между

сырым материалом и окончательным творением

демиурга, ибо через опыт выявляются различия

между примитивной или обычной человеческой

природой и природой Святых, являющихся

провозвестниками Сверхчеловека. Из опыта можно

вывести, что "первый человек Адам стал душою

живущею; а последний Адам есть дух

животворящий", "первый человек - из земли,

перстный: второй человек - Господь с неба" (I

Кор. 15, 45 и 47). Но как можно принять заключения

логики, когда она приписывает эту особую

индивидуальность, это абсолютное качественное

отличие не святым или сверхлюдям, а цивилизациям,

если мы рассматриваем цивилизации как

альтернативные, параллельные и философски

современные усилия на пути от ставшего - от

совершенного факта человеческой природы - к

другой природе, сверхчеловеческой или

божественной, которая и есть цель человеческих

устремлений, цель, по которой "вся тварь

совокупно стенает и мучится доныне" (Римл. 8, 22)?

Ежели цивилизация - это движение от одного вида

бытия к другому, а не вещь-в-себе, то она никак не

может быть абсолютно постоянной и

непротиворечивой; и если она - представитель

вида, то она не может быть абсолютно уникальной.

По логике или вне ее мы можем согласиться со

Шпенглером только до этого пункта.

С другой стороны, мы обнаруживаем интересную

линию исследования, причем на более

основательной почве, в его попытках истолковать

многогранность социального стиля не как

восхождение из различных сущностей, а как

различие средств выражения.

"Мы говорим о "хабитусе" (habitus)

растения, подразумевая специфическое внешнее

проявление его, характер и стиль его выражения в


царстве статического окружения и

пространственной протяженности, благодаря чему

каждое растение отличимо от другого. Это понятие,

- утверждает Шпенглер, - настолько существенно

для физиогномического исследования, что я

предлагаю применить его к великим организмам

истории и говорить о "хабитусе" индской,

египетской и эллинской цивилизаций, истории и

ментальности [+26].

Смутное ощущение правильности такого подхода

обнаруживается в основе понятия "стиль". И

мы лишь проясняем и углубляем это понятие, когда

говорим о религиозном, ментальном, политическом,

социальном и экономическом стиле цивилизации

или - в более общих терминах - о стиле души.

"Хабитус" сознательного существа включает в

себя чувства, мысли, образ и поведение человека,

"хабитус" в жизни целых цивилизаций имеет

более широкую сферу. В этой сфере он обнимает все

проявления жизни вплоть до самых высших. Стиль

цивилизации развивается как в направлении

эзотеризма (у древних индусов), так и в

направлении экзотеризма (у эллинов) [*8].

Истолкование многосторонности социального

стиля как различия в оттенках, течениях,

направлениях - иными словами, как разнообразия

средств выражения - вполне может удовлетворить

эмпирика-исследователя, потому что он легко

может обнаружить все это в "реальной жизни".

Эллинская цивилизация, например, демонстрирует

явную тенденцию к оформлению эстетического

"хабитуса" (по терминологии Шпенглера).

Эллинский взгляд на жизнь во всей ее целостности.

выраженный в отчетливых эстетических понятиях,

хорошо иллюстрируется тем. что древнегреческое

прилагательное "калос", что буквально

означает "эстетически прекрасное",

применяется также и для обозначения нравственно

приемлемого.

Индская цивилизация, как и родственная ей

индуистская, формируют "хабитус", имеющий

ярко выраженный религиозный характер.

"С самого начала напрашивается одно общее

наблюдение в отношении Индии. Здесь в большей

мере, чем в какой-либо другой стране,

национальное сознание наиболее полно реализует

себя в религии. Это свойство в большей мере

географическое, чем расовое, ибо оно в равной

мере присуще и дравидам, и ариям; каждый - от раджи

до крестьянина - интересуется теологией, и часто

этот интерес принимает форму страсти. Не многие


произведения искусства или литературы являются

полностью секулярными. Интеллектуальные и

эстетические устремления Индии, яркие.

продолжительные и непрерывные, представляют

собой устойчивое выражение определенной фазы

религиозного развития" [*9].

В западной цивилизации нeтрудно заметить

характерную для нее тенденцию. Это, разумеется,

будет тенденция к машинному производству, иными

словами, нацеленность интересов и способностей в

сторону эффективного использования открытий

естествознания, конструирование материальных и

социальных систем (это и инженерные изобретения,

такие, как паровая машина, автомобиль, ткацкий

станок, часы, огнестрельное оружие; и изобретения

социальные, такие, как парламентские институты,

регулярная армия). Мы теперь не только смутно

ощущаем, но вполне ясно осознаем, что это и есть

главная линия нашего западного общества.

Возможно, мы не вполне точно определяем

продолжительность времени, в течение которого

энергия Запада действует в этом направлении.

Иногда нам кажется, будто наш машинный век

открыла западная промышленная революция,

начавшаяся немногим более полутора столетий

назад.

Описание Анной Комнин арбалета -

"варварского оружия, которое совсем

неизвестно эллинам",   -  перекликается с

описанием современного западного ружья,

принадлежащим перу конфуцианского ученого XIX в.

Византийская писательница восхищается

гениальностью, простотой и дальнобойностью

этого смертоносного западного оружия и подводя

итог, заключает, что это "действительно

дьявольское изобретение". Есть много и других

примеров, указывающих на то, как рано эта

нацеленность на техническое оснащение

проявилась в западной истории. Например, часы

были изобретены на Западе в том же веке, что и

арбалет [+27].

А Роджэр Бэкон [+28],

родившийся в XIII в. в самом центре западного мира,

стал выдающимся предшественником Homo Occidentalis

Mechanicus, как и чужестранец Петр Алексеевич,

который жил четыре столетия спустя.

Может быть, первые импульсы западной

активности в этой области возникли значительно

раньше, когда отеческое эллинское общество было

еще живо, а сыновнее ему западное находилось во

внутриутробном состоянии. Как бы то ни было, в

эллинских анналах записан один любопытный факт,


свидетельствующий, что в Галлии, на дальней

окраине, присоединенной к эллинистическому миру

в период его заката, в сельском хозяйстве

используется механическое устройство, проще

говоря, жатка. Галлия всегда, во все времена

западного христианства, была сердцем западного

мира. Это галльское приспособление впервые было

зафиксировано в I в, н.э., а потом упоминается еще

раз в IV в. Современный западный ученый Хейтланд,

исследующий первоначальные проявления

западного механического гения в сравнении с

современными западными технологическими

стандартами, называет этот первый механизм

примитивным и неуклюжим [*10]. Однако если представить себе

тогдашнее эллинистическое окружение и применить

к галльскому изобретению эллинистические

технологические стандарты, то придется признать,

что оно для Римской империи было столь же мощным,

как гений Петра Алексеевича для Святой Руси.

Разве не правомочно считать эту неуклюжую

галльскую жатку ранним провозвестником западной

склонности к механике?

Однако сколь бы глубоко мы ни заглянули в

историческое прошлое, пытаясь проследить корни

западной склонности к технике, нет сомнения, что

увлечение механикой - это характерная черта

западной цивилизации, тогда как увлечение

эстетикой - характерная черта эллинистической, а

религией - индской и индуистской цивилизаций.

Можно с полной уверенностью утверждать, что

определенная склонность или характерная черта

данной цивилизации играет существенную роль для

исторического развития этой цивилизации.

Возможно, это в какой-то мере проясняет наше

понимание дифференциации в ходе роста

цивилизации. Мы провели достаточно полное

исследование, прежде чем установили, что

дифференциация действительно имеет место. Итак,

мы возвратились в конце концов к тому, с чего

начали. В первых главах нашего исследования мы

обращались к тому факту, что в любую эпоху любого

общества вся социальная деятельность, включая

познание самой истории, управляется

доминирующими тенденциями времени и места.

Однако если бы мы продолжали муссировать эту

тему, читатель мог бы уловить в наших словах

фальшивую нотку, ибо, как мы убедились,

анализируя понятие расы, многообразие,

представленное в человеческой природе,

человеческой жизни и социальных институтах, - это