ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1134
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
Вселенной, Инь и Ян [+2] кажутся более подходящими, ибо
они непосредственно, а не с помощью метафоры
передают меру ритма. Поэтому в данном
исследовании мы будем использовать именно эти
символы, поскольку они прекрасно передают музыку
других цивилизаций. В "Magnificat" [+3] мы слышим
песню радости Инь, восходящей к Ян: "Душа моя да
возвеличит Господа, и возрадовался дух мой о
Боге, Спасителе Моем, Ибо снизошел Он по смирению
прислужницы Своей...".
Комментарии
[+2] Инь и Ян -
основные категории китайской натурфилософии.
Инь - начало пассивное, темное, женское; Ян -
активное, светлое, мужское. Эти начала не
противоборствуют, а взаимно дополняют друг
друга, непрерывно друг в друга переходят, и этот
переход есть движение всего Космоса.
[+3] Magnificat
(лат. "возвеличивает, восхваляет") -
начальные слова латинского текста хвалебной
песни Богородицы (Лк. 1, 41-55), которые и служат
названием всей песни.
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Негативный фактор, который следует учитывать
при анализе того длительного периода, что
охватывает время существования примитивных
обществ, - это сила инерции. Сила инерции,
воплощенная в обычае, хорошо объясняет задержку
человечества на примитивном уровне
приблизительно на 300 тыс. лет. Однако почему же
примерно 6000 лет назад некоторые индивиды
направили свои усилия на то, чтобы преодолеть эту
инерцию и перевести состояние Инь в активность
Ян? Чем мощнее сдерживающая сила инерции, тем
больший импульс следует ожидать от силы с
обратным вектором, и, каков бы ни был источник
этой силы, именно он запустил маховик
человеческой жизни. Эту неизвестную силу мы
исследуем ниже, определив ее пока как позитивный
фактор.
Позитивные факторы: раса и среда
Расовая теория и расовое чувство. Перейдем к
исследованию позитивного фактора, который на
протяжении последних 6000 лет сотрясает род
людской, стремясь вывести его из состояния
пассивности Инь в состояние активности Ян.
Существует несколько альтернативных
направлений, по которым следует искать этот
фактор. Его можно искать в исключительности
человека, сумевшего перейти от Инь к Ян; его можно
искать в специфических чертах той среды, которая
подготовила или позволила этот переход; можно
его искать и в сфере взаимодействия микрокосма с
макрокосмом, когда раса противостоит вызову
среды. Рассмотрим каждую из этих альтернатив.
Сначала возьмем фактор расы, а затем - фактор
среды.
Раса - это термин, употребляемый для
обозначения характерной черты, внутренне
присущей какому-либо роду или виду, классу или
группе живых существ. Расовые элементы,
интересующие нас здесь, - это ярко выраженные
психические или духовные качества, которые можно
обнаружить в отдельных человеческих обществах и
которые могут служить положительным фактором,
направляющим данное общество по пути
цивилизации.
В современном западном мире "расистское"
объяснение социальных явлений весьма популярно.
Расовые различия в анатомическом строении
человека рассматриваются как неизменные и
воспринимаются как свидетельства столь же
неизменных расовых различий в человеческой
психике. Причем предполагается, что они
эмпирически объясняют как прошлые, так и будущие
достижения определенных человеческих обществ.
Эти расистские теории, начинающиеся всегда с
подобных предположений, представляют собой
поразительные примеры уже отмеченного нами
феномена - влияния социальной среды на
исследование истории.
Вера в то, что физические различия рас
неизменны, присуща нашему времени и нашему
обществу. Риторический вопрос: "Может ли
Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна
свои" (Иер. 13, 23) - предваряет в поэтической
форме утверждение современных западных
биологов, что приобретенные признаки не
передаются по наследству. Столь же широко эта
мысль была представлена и в прозе. Однако
современный расизм, ставший модным на Западе,
ничего общего не имеет с гипотезами науки. Этот
глубокий предрассудок нельзя рассматривать как
нечто рациональное. Расистские предрасудки в
современном западном обществе - это не столько
искажение научной мысли, сколько
псевдоинтеллектуальное рефлексивное выражение
расового чувства, а это чувство, как можно
наблюдать в наше время, является результатом
мировой экспансии западной цивилизации, начатой
в последней четверти XV в.
Расовое чувство, которое на Западе исходило в
основном от западных поселенцев за границей,
имеет также религиозные основания в тех слоях,
которые придерживаются протестантских
вероучений.
В западной истории протестантизм возник
непосредственно перед заокеанской экспансией и
созданием заморских поселений, а в XVIII в.
противоборство между народами Западной Европы
за главенство в заокеанском мире закончилось
полной победой протестантов, говоривших на
английском языке. Они отвоевали себе львиную
долу земель, принадлежавших примитивным народам,
а также территорий, освоенных представителями
других незападных цивилизаций, которые были не в
состоянии противостоять экспансии Запада. Исход
Семилетней войны решил будущее всей Северной
Америки от Полярного круга до Рио-Гранде [+4] Она стала
заселяться новыми нациями европейского
происхождения, культурные основания которых
коренились в англо-протестантской версии
западной цивилизации.
Это было большим несчастьем для человечества,
ибо протестантский темперамент, установки и
поведение относительно других рас, как и во
многих других жизненных вопросах, в основном
вдохновляются Ветхим заветом; а в вопросе о расе
изречения древнего сирийского пророка весьма
прозрачны и крайне дики [+5].
Среди англоязычных протестантов до сих пор
можно встретить "фундаменталистов",
продолжающих верить в то, что они избранники
Господни в том, самом буквальном смысле, в каком
это слово употребляется в Ветхом завете.
"Нордический человек" был впервые
возведен на пьедестал французским аристократом
графом де Гобино, деятельность которого
приходится на период между Реставрацией 1815 г. и
революцией 1848 г.
Начав с педантичных выпадов против
революционных и контрреволюционных политиков
Франции и вооружившись "индоевропейской"
гипотезой, Гобино разработал расовую теорию
истории, которую он развил в блестяще написанной
книге с провокационным названием "Трактат о
неравенстве человеческих рас" [*2] [+6].
У теории де Гобино были эпигоны, плагиаторы,
популяризаторы, последователи, но никто не
затмил ее первоначального блеска и никто к ней не
прибавил ни одной новой идеи, хотя желающих было
много. Слово "индоевропейский" со временем
трансформировалось в "индогерманский", а
прародину первобытных "индогерманцев"
стали искать в районе североевропейской равнины,
входившей в то время в пределы королевства
Пруссии. Во времена правления императора
Вильгельма II появился английский германофил,
который еще более энергично пытался обратить
других в свою веру в нордического человека.
Взвинченная фантазия X. С. Чемберлена [+7] ранжировала
великие цивилизации, великие народы, великие
личности, пока не подвела их под рубрику
"белокурая бестия". Не удовлетворившись
отысканием нордических предков Карла Великого и
"златокудрого Менелая", он нашел их для
Данте и для Иисуса Христа. Все это изложено им в
"Основах девятнадцатого века" [*3]
Олицетворением нордической расы для X. С.
Чемберлепа была имперская Германия кануна
мировой войны 1914-1918 гг.
Лязгом оружия изгнанная из Европы, идея Гобино
смело перелетела через Атлантический океан и
произвела фурор в Соединенных Штагах. В южных
штатах, где нордическая ветвь белого населения
достаточно сильна, "евангелие от белокурой
бестии" без особого труда привлекло на свою
сторону большое число приверженцев из числа не
только врагов презренных негров, но и борцов с
грозными янки на Севере. В состязании между Югом
и Севером янки победили в последнем раунде -
Гражданской войне, - но потом, за полвека
интенсивной иммиграции, янки смешали свое
"нордическое" золото с "альпийскими" и
"средиземноморскими" примесями [+8], что дало
южанам некоторый реванш. На языке кальвинистской
теологии невозможно ограниченными
человеческими усилиями смыть пятно первородного
греха или спасти то, что должно погибнуть.
Единственное, что в силах человека, - это
исключить потерянную душу и запятнанное тело из
общины праведных.
Наиболее эфемерной из интеллектуальных форм, в
которых нашло самовыражение расовое чувство
современного Запада, является
"диффузионизм" британской школы
антропологов [+9].
В этой теории эгоцентрическая мания, открыто
проявляющая себя в культах "британского
Израиля" и "нордического человека", столь
тщательно закамуфлирована под науку, что кажутся
сомнительными даже попытки искать ее там [*4]. Во всех ранее
рассмотренных расовых теориях монополия
исключительности, в которой усматривается
причина всех достижений человечества, отдается
той его части, к которой принадлежит и сам
теоретик. "Британские израильтяне" относят
сюда британских подданных, рожденных в Британии
и проживающих в Соединенном Королевстве:
защитники нордизма выделяют всех белых людей со
светлыми волосами и голубыми глазами, обладающих
черепом с определенными параметрами. Другие
распространяют эту теорию на всех белых людей. В
отличие от этих вульгарных и малообразованных
эгоцентриков британские "диффузионисты"
наделили бесценной монополией на
исключительность ту часть человечества, которая
жила за четыре или пя1ь тысяч лет до нас. С этой
точки зрения "избранным народом",
исключительно одаренной, творческой расой были
древние египтяне эпохи строителей пирамид. По
мнению "диффузионистов", жители Египта той
эпохи изобрели цивилизацию, а их потомки - дети
Солнца - распространили это изобретение по
крайней мере на полмира: от Египта до Ирака, от
Ирака до Индии и Китая, от Индии до Индонезии, от
Китая до Перу. Сторонники данной концепции