ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 969

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

обеспечением (помощь вдовам, сиротам,

престарелым, инвалидам), иерархически

организованным управлением с сыном Солнца,

Верховным Инкой во главе.

[+96] Испанские

владения в Южной Америке первоначально

составляли единое вице-королсвство Перу, но к XVIII

в. их стало три: Перу (собственно Перу и Чили).

Новая Гранада (нынешние Колумбия, Панама.

Венесуэла, Эквадор), Ла-Плата (Аргентина. Уругвай,

Парагвай, Боливия), - так что бывшие владения

инков оказались разделенными между этими

колониальными образованиями. Трудно сказать,

насколько их можно считать особым государством,

к тому же продолжающим традиции доиспанской

цивилизации, тем более что специфическая

латиноамериканская культура (со значительными

региональными различиями) стала складываться

лишь относительно незадолго до войны за

независимость 1810-1826 гг.

[+97]

Город-государство Теотиуакан никакого отношения

к ацтекам не имеет. Это один из древнейших

культурных (и политических?) центров

Мексиканского нагорья, возникший на рубеже н.э.

(поселение на его месте прослеживается с сер. I

тыс. до н.э.). распространивший свое влияние почти

на всю Центральную Мексику к VI в. В нач. VII в. погиб

в результате набегов бродячих племен с севера.

[+98]

Официально все владения Испании в Северной и

Центральной Америке (кроме Панамы) назывались

Новой Испанией. В 1535 г. столицей вице-королевства

стал г. Мехико - по нему и владение получило

привычное название.

[+99] А. Тойнби

опирался в своих изысканиях на труды старых

испанских хронистов, у которых история

Тауантинсуйу выглядела более древней, чем это

было на деле. Посему изложенные им события

инкской истории и соответствующие выводы могут

быть поставлены под сомнение.

[+100] В нач. Х

в. группа тольтеков, бежавших из своей страны

из-за каких-то политических потрясений вместе с

бывшим правителем Толлана Се Акатль Топильцином,

носившим тронное имя (или титул?) Ксцалькоатль.

объединила и возглавила юкатанские племена и

завоевала с их помощью в течение X-нач. XI в.

майянские города-государства на Юкатане. Возник

целый ряд городов-государств (но не единое

царство), в которых тольтеки составили правящее

сословие, но довольно быстро смешались с местным

населением. Культура этих государств оставалось


майянской, хотя и с целым рядом элементов

мексиканской.

[+101] Имеется

в виду т. н. Древнее царство майя (название

неточное, ибо единого государства майя никогда

не существовало) - период существования городов

майя в покрытых тропическим лесом районах

нынешней Северной Гватемалы (II-VIII вв.).

Подавляющее большинство городов было заброшено

в кон. VIII- нач. IX в. До недавнего времени считалось,

что покинуты были все населенные пункты, но ныне

выяснено, что отдельные города существовали до

кон. IX в., а может быть, и позднее.

[+102]

Наибольшей популярностью пользовалась гипотеза

о гибели Древнего царства майя, разработанная

американским археологом С. Морли. Она базируется

на том, что земледелие у майя было

подсечно-огневым, и со временем селения отошли

слишком далеко от городов, что вызвало голод и

необходимость переселения (в данном случае на

Юкатан). В последнее время появились данные, что

города майя подверглись нападению племен,

пришедших из Западной Мексики.

[+103]

Проведенные в 50-х годах XX в. исследования

покинутых городов, найденных в гватемальской

сельве, в первую очередь фресок на стенах

дворцов, показали, что города-государства майя

весьма активно воевали между собой.

[+104]

Письменность майя была не пиктографической, т.е.

такой, где каждый знак передаст понятие, а

иероглифической. К 70-м годам XX в. удалось

прочесть, довольно предположительно, отдельные

тексты календарно-магического характера, но до

полной расшифровки еще далеко.

[+105]

Возвышенная духовность культуры и религии майя

преувеличена. Человеческие жертвоприношения

существовали еще в Древнем царстве, хотя в

тольтекский период число их существенно

увеличивается.

[+106]

Насколько можно судить. А. Тойнби сроком жизни

древнеегипетской цивилизации считает время

существования египетской письменности.

Древнейшие иероглифические надписи дошли до нас

от кон. IV тыс. до н.э., позднейшие - от кон. IV в. н.э.,

последние скорописные (демотическое письмо,

представляющее собой упрощенную иероглифику) -

от кон. V в. н.э.


Предварительная классификация обществ данного вида

В предыдущем исследовании было описано шесть

представителей вида - пять живых и один мертвый, а

также две группы реликтов. Более детальный

анализ выявил еще тринадцать представителей.

Таким образом, нами было идентифицировано

девятнадцать обществ: западное, православное,

иранское и арабское (в настоящее время они входят

в исламское), индуистское, дальневосточное,

эллинское, сирийское, китайское, минойское,

шумерское, хеттское, вавилонское, андское,

мексиканское, юкатанское, майянское и

египетское. Исследуя основания каждого

отдельного общества, в одних случаях мы

обнаруживаем, что оно состоит в сыновнем родстве

с более древним обществом благодаря наличию

вселенской церкви. В других случаях такая связь

не просматривается. Итак, мы определили, что

вселенская церковь является основным признаком,

позволяющим предварительно классифицировать

общества одного вида. Другим критерием для

классификации обществ является степень

удаленности от того места, где данное общество

первоначально возникло. Сочетание этих двух

критериев позволяет найти общую меру для

размещения обществ на одной шкале, с тем чтобы

определить место каждого из них в непрерывном

процессе развития.

Попытка классификации по критерию религии

выстроила следующий ряд: во-первых, общества,

которые никак не связаны ни с последующими, ни с

предшествующими обществами; во-вторых, общества,

никак не связанные с предшествующими, но

связанные с последующими обществами; в-третьих,

общества, связанные с предшествующими, но менее

непосредственной, менее интимной связью, чем

сыновнее родство через вселенскую церковь,

связью, обусловленной движением племен;

в-четвертых, общества, связанные через

вселенскую церковь с предшествующим обществом

сыновними узами; в-пятых, общества, связанные с

предшествующими связью более глубокой, чем

отечески-сыновняя, а именно: через передаваемую с

незначительными изменениями или вообще без них

организованную религию правящего меньшинства.

Внутри группы родственно связанных обществ

можно различить две подгруппы в зависимости от

того, принадлежит ли источник творческой силы

внутреннему пролетариату отеческого общества,


создавшего универсальную церковь, или же этот

источник чужеродного происхождения.

Первоначальная классификация дает следующие

результаты:

 

Общества полностью независимые

Египетское

Андское

 

Общества, родственно связанные

Китайское

Минойское

Шумерское

Майянское

 

Общества инфрааффилированные

Индское (?) [*11]

Хеттское

Сирийское

Эллинское (?) [*12]

 

Аффилированные общества 1

(сыновне родственны с помощью церкви

чужеродного происхождения, игравшей роль

куколки)

Западное

Православное

Дальневосточное

 

Аффилированные общества II

(сыновне родственны с помощью церкви местного

происхождения, игравшей роль куколки)

Иранское

Арабское

Индуистское

 

Супрааффилированные общества

Вавилонское

Юкатанское

Мексиканское

 

Выстраивая классификацию по территориальному

признаку, что применимо только к родственно

связанным обществам, можно выделить следующие

подгруппы: во-первых, общества, прародина которых

не совпадает полностью с территорией

предшествующего отеческого общества; во-вторых,

общества, границы которых в общем совпадают с

границами универсального государства

отеческого общества; в-третьих, общества,

территория которых полностью включена в

территорию отеческого общества (см. табл. 1).

Таблица 1

Отечески родственное общество

Сыновне родственное общество

несовпадающее

частично совпадающее

полностью совпадающее

с самой широкой областью

с прародиной

Китайское

дальневосточное в Корее и Японии

 

дальневосточное (основное)

 

Минойское

сирийское

 

эллинское

 

Шумерское

 

индское + хеттское

 

вавилонское[*13]

Майянское

 

мексиканское

юкатанское

 

Индское

 

 

индуистское

 

Сирийское

 

иранское

арабское

 

Эллинское

православное христианское в России

западное

православное христианское (основное)

 


 

Итак, попытаемся обобщить результаты и вывести

единую классификацию. Получается следующая

последовательность:

египетское+андское

китайское+минойское+шумерское+майянское

сирийское

индское+хеттское+эллинское

западное

православное христианское (в

России)+дальневосточное (в Корее и Японии)

православное христианское

(основное)+дальневосточное (основное)

иранское

арабское+индуистское

мексиканское

юкатанское

вавилонское

В результате этих классификационных операций

количество обществ увеличилось с девятнадцати

до двадцати одного (православное христианское

общество и дальневосточное распались надвое в

соответствии с местонахождением).