ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 947

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

именем "марьянни", т.е. люди [+78].

Что было причиной арийского движения племен?

Что вело их к Инду и Нилу? Ответим на вопрос

вопросом. А что было причиной переселения

тюркских племен спустя 3000 лет? Что вело их теми же

путями к тем же самым местам? Понимание общей

закономерности дает ответ на более частные

вопросы. Предки тюрков представляли собой

внешний пролетариат сирийского общества,

обитающий в зоне Великой степи вдоль

северо-восточной границы Багдадского халифата

Аббасидов - универсального государства

сирийского общества. Когда халифат пал, тюрки

беспрепятственно устремились на его просторы,

грабя и опустошая все на своем пути. В состав

халифата Аббасидов входили земли от

Трансоксании до Египта, а также удаленная

провинция в долине Инда, которая простиралась от

верховьев Инда до Мултана [+79] и дальше. Путь к этой

провинции лежал через Гиндукуш. Таким образом,

политическая география халифата наглядно

объясняет пределы расселения тюркских

кочевников. Они распространялись во всех

направлениях, где не встречали серьезного

сопротивления и где можно было поживиться. Дает

ли нам это ключ к пониманию процессов, имевших

место 3000 лет назад? Очевидно, да. Анализ

политической карты юго-западной Азии в первом

столетии II тыс. до н.э. показывает, что к тому

времени сформировалось универсальное

государство, которое, как и халифат Аббасидов,

управлялось из столицы Ирака, причем расширение

территории шло по тем же направлениям, что и при

Аббасидах.

Универсальным государством было Царство

четырех четвертей мира, или Царство Шумера и

Аккада, созданное примерно в 2298 г. до н.э. и

восстановленное примерно в 1947 г. до н.э. аморитом

Хаммурапи. Этой империи принадлежала Сирия за

несколько веков до того, как она стала полем

битвы между египтянами и хеттами. В период между

падением империи Хаммурапи, последовавшим за его

смертью приблизительно в 1905 г. до н.э., и

установлением Нового царства Египта в XVI в. до н.э.

в Сирии господствовали арийские переселенцы,

известные под именем гиксосов. Сирия стала для

них опорной базой для завоевания Египта, что

произошло в начале XVII в. до н.э. Следовательно,

империя гиксосов возникла как арийское

государство-преемник универсального

государства Шумера и Аккада в Сирии. Однако,


завоевав Египет, страну, которая не входила в

империю Шумера и Аккада, представляя собой

другое общество, государство-завоеватель

утратило равновесие и само изменилось. Таким

образом политическая география империи Шумера и

Аккада объясняет переселение части арийцев в

Сирию. Можно ли аналогичным путем объяснить

миграцию арийцев в Индию? Существовала ли

провинция империи в долине Инда, манившая к себе

арийцев, подобно тому как тюрко-сельджуков

манили к себе богатства индской провинции

халифата Аббасидов?

В принципе это вполне возможно. Провинция в

долине Инда морским путем через Персидский залив

была связана с политическим центром халифата

Аббасидов в Ираке. Политический центр империи

Шумера и Аккада также находился в Ираке; ее

поздней столицей был Вавилон, местоположение

которого на Евфрате соответствовало

местоположению Багдада на Тигре. Ранней столицей

империи был Ур, который в III тыс. до н.э. был так же

близко к выходу из залива, как Басра - во II тыс. н.э [+80] Известно, что

шумеры были прекрасными мореплавателями. Разве

маловероятно, что, освоив воды залива, они сумели

добраться и до дельты Инда? А если они открыли

дельту, то почему бы им не подняться вверх по Инду

и не образовать на новых землях свои колонии? В

настоящее время в результате археологических

исследований в Индской долине были обнаружены

некоторые подтверждения этих догадок.

Раскопки в Мохенджо-Даро, проводившиеся

археологическим департаментом правительства

Индии, обнаружили материальные свидетельства

древней культуры, тесно связанной с культурой

шумеров в Ираке. Сходство это не говорит, тем не

менее, об абсолютном тождестве. Скорее оно

напоминает сходство между микенской и минойской

культурами. Объяснять это можно по-разному. Можно

предположить, что индская культура, как и

микенская, представляла собой колониальный

вариант культуры, изначально сложившейся где-то

в другом месте - в данном случае в бассейне Тигра

и Евфрата. Можно попробовать отыскать здесь

родственные отношения, предположив, что две

культуры, в прошлом имеющие общего, но

неизвестного ныне родителя, получили

возможность развиваться независимо одна от

другой. Археологические раскопки выявили

несколько культурных слоев; этот факт указывает,

что длительность существования общин была


весьма продолжительной. Сопоставление

стратифицированных объектов в Мохенджо-Даро с

объектами, найденными в слоях Суз и Ура,

позволяет предположить, что община в

Мохенджо-Даро существовала приблизительно с 3250

до 2750 г. до н.э. [+81]

Но увы. Археология и История говорят на разных

языках, и перевод, надо сказать, не всегда точен.

Поэтому продолжим цепь предположений. Если

допустить, что Индская долина, в которой

сформировалась индская разновидность, или

"сестра", шумерской культуры, вошла в состав

империи Шумера и Аккада, то мы приблизимся к

ответу на вопрос, почему одни племена пересекли

Гиндукуш и пришли в Индию, тогда как другие

устремились на запад в Сирию. Из наших допущений

следует, что движение племен ариев и создание

ведической религии были событиями

междуцарствия, наступившего после падения

империи Шумера и Аккада, и что индское общество

связано с обществом, к которому принадлежала

империя, тем же образом и в той же степени, в какой

эллинское и сирийское общества связаны с

минойским.

Можно ли идентифицировать общество, в истории

которого империя Шумера и Аккада была

универсальным государством? Если мы начнем

изучать предшественников этого универсального

государства, то обнаружим следы смутного времени

в уже знакомой нам форме-в беспрерывной череде

продолжительных и разрушительных войн. К периоду

создания Ур-Енгуром универсального государства

местные государства были столь истощены, что

позволили захватить Ирак варварам, пришедшим с

подножий Иранского нагорья, - гутеям (правили в

Ираке приблизительно в 2572-2517 гг. до н.э.) [+82].

До наступления периода разрушительных войн был

век роста, о чем свидетельствуют недавние

раскопки Ура. Как далеко за пределы IV тыс.

простирается этот период, мы пока не знаем.

Какое же название можно дать рассматриваемому

нами обществу? В названии универсального

государства - империя Шумера и Аккада - есть ясное

указание, что истоки общества следует искать в

двух разных районах, населенных двумя различными

народами, отличающимися друг от друга и

происхождением, и культурой, и языком. Аккадцы

говорили на языке семитской семьи, шумерский же

язык не имел общих элементов с аккадским ни в

словаре, ни в структуре. В эпоху универсального


государства и предшествовавшего ему смутного

времени оба народа были столь близки, что

следовало бы назвать это общество

"шумеро-аккадским". Однако если

анализировать клинописные таблички, донесшие до

нас тексты как на шумерском, так и на аккадском

языках, можно обнаружить, что письменность

первоначально предназначалась только для

передачи шумерского языка и лишь позже была

приспособлена и для аккадского. Адаптация

осталась незаконченной, поскольку силлабический

язык клинописи, прекрасно соответствующий

агглюнативной структуре шумерского, не

соответствовал консонантной структуре

семитского языка [+83].

История языка - это конспект истории общества,

что подтверждает и наш частный случай, ибо когда

мы доходим до периода роста, то обнаруживаем, что

авансцена прочно занята шумерами, аккадцы же

толпятся на втором плане. Итак, если мы называем

общество по его истокам, а не по периоду распада,

мы должны назвать данное общество

"шумерским".


Хеттское общество

Идентифицировав шумерское общество, двинемся

теперь не в глубь истории, а к векам более

поздним.

Обратив внимание на междуцарствие,

последовавшее за падением шумерского

универсального государства, можно обнаружить,

что движение племен в тот период не

ограничивалось миграцией ариев из Великой степи

в Сирию и Индию. Шумерское общество в ходе всей

своей длительной истории оказывало культурное

воздействие не только на запад, но, возможно, и на

юго-восток через Персидский залив в Индскую

долину. На северо-восток шумеры несли свою

культуру через Иранское нагорье до закаспийских

земель. Распространялось ее влияние и на

северо-запад. Через Таврский хребет шумеры

проникли на восточную часть Анатолийского плато,

впоследствии именуемую Каппадокией. В XXIV в. до

н.э. Саргон Аккадский совершил военную

экспедицию в Каппадокию в ответ на просьбу

ассирийских купцов, осевших в стране, но не

нашедших общего языка с ее правителем [+84]. Глиняные

таблички с клинописными деловыми документами,

обнаруженные западными археологами в

Каппадокии, доказывают, что эти ассирийские

поселенцы на северо-западе Тавра не только

выжили, но и процветали. Как и Ассирия [*10], земли эти

были включены во владения империи Шумера и

Аккада во времена династии Ура и, возможно, во

время правления Хаммурапи. Когда после смерти

Хаммурапи шумерское универсальное государство

пало, его каппадокийские провинции были заняты

варварами, пришедшими с северо-запада. А

приблизительно в 1750 г. до н.э. правитель

крупнейшего варварского государства-преемника в

этой области, царь Мурсилис I из Хатти,

организовал поход и разорил Вавилон, сбросив

последнего потомка Хаммурапи [+86].

Походы хеттов повторялись, сопровождаемые

разбоем и грабежом, но политический вакуум,

который они создали своим движением в Ираке, был

незамедлительно заполнен десантом других

варваров - касситов из северо-восточных земель

Иранского нагорья. Касситы основали династию,

правившую в Вавилоне с 1749 по 1173 г. до н.э. После

катастрофы 1750-1749 гг. до н.э., которая была

последней конвульсией движения племен, сумрак

вновь охватил историю целого региона,

излучавшего когда-то культуру шумерского