ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1113
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
военно-морского флота. Таким образом, оголение
почвы в Аттике компенсировалось освоением моря.
Афиняне во сто крат приумножили утраченные
богатства. Что давала афинянам власть над морем,
красочно описано анонимным афинским писателем,
жившим незадолго до Платона. "Плохие урожаи -
бич самых могущественных держав, тогда как
морские державы легко их преодолевают. Неурожай
никогда не бывает повсеместным, а поэтому
хозяева моря направляют свои корабли в те места,
где нива была щедра... я бы добавил, что господство
на море позволило афинянам... благодаря обширным
внешним контактам обнаружить новые источники
богатства. Деликатесы Сицилии, Италии. Кипра,
Египта. Лидии. Черного моря, Пелопоннеса или
любой другой страны становятся доступны
хозяевам моря... К тому же афиняне - единственный
народ, показавший способности к собиранию
богатства" [*10].
Именно эти богатства - богатства, о которых не
помышлял беотийский земледелец, ибо его никогда
не подводили добротные почвы полей, - стали
экономической основой политической, духовной,
художественной культуры, сделавшей Афины
"школой Эллады". В политическом плане
афинские промышленники и мореплаватели являлись
избирателями афинской демократии, тогда как
аттическая торговля и морская власть создавали
рамки для международного союза Эгейских
городов-государств, который оформился в
Дельфийскую Лигу [+37]
под покровительством Афин. В художественном
плане расцвет аттического гончарного дела
вызвал к жизни новые формы изобразительного
искусства. Исчезновение лесов заставило
аттических архитекторов работать не в дереве, а в
камне, и в результате родился Парфенон.
Аттическая культура впитала в себя достижения и
характерные черты всех других проявлений
эллинской культуры, чтобы, усовершенствовав,
передать их потомкам.
Эгина и Аргос. Еще одна иллюстрация из
эллинской истории - судьба двух
городов-государств Арголиды: Аргоса и Эгины.
Аргосцы, будучи владельцами наиболее пригодной
для земледелия территории Пелононнеса.
почувствовав, что земли стало не хватать, решили
действовать. Подобно халкидийцам, они задумали
присоединить новые земли к своим и обратили свои
взоры на близлежащие холмы, служившие
естественной границей их территории. Сменив соху
на копье, они устремились на земли соседей, но
предприятие это оказалось трудным, потому что
соседи тоже умели держать копье. Халкидийцы
могли легко договориться с туповатыми
беотийцами; свою сталь они приберегли для борьбы
с плохо вооруженными и недисциплинированными
фракийцами и сикелами. Аргосцы оказались менее
благоразумными. Сражаясь за обладание
Пелопоннесом, они столкнулись со спартанцами, и
те ответили на удар ударом, да и вооружены
спартанцы были, что называется, до зубов. С такими
воинами аргосцы, конечно, не могли тягаться; и это
предопределило конец истории их города.
Между тем небольшой арголидский остров Эгина
сыграл в истории совершенно другую роль, что было
обусловлено куда более бедным естественным
окружением, полученным им у Природы. Эгина,
возвышаясь над водами залива своей единственной
горой так, что вершину ее было видно из Афин,
несомненно, принадлежала к числу "малых
островов", которые афинский философ (Платон)
считал примерами денудации. Эгина - это Аттика в
миниатюре; и в условиях еще более сурового нажима
со стороны физического окружения, чем тот, что
испытывали афиняне, эгинцы предвосхитили многие
из достижений афинян. Эгинские купцы
контролировали торговлю с эллинским поселением
в Навкратисе [+38]
в Египте, где афинские купцы были весьма редкими
гостями, а эгинские скульпторы украшали
построенный их же архитекторами в Афайе храм в
честь местной богини, и это за полвека до того,
как афинянин Фидий сотворил свои шедевры для
Парфенона [+39].
Стимул новых земель
Свидетельства философии, мифологии и религии.
Сопоставляя различные типы природной среды, мы
обнаружили, что они несут разный стимулирующий
импульс, и это обусловлено тем, насколько среда
благоприятна для проживания. Обратимся к этому
же вопросу под несколько другим углом зрения и
сравним стимулирующее воздействие старых и
новых земель независимо от качественных
особенностей территории.
Разве усилие, направленное на освоение новых
земель, само по себе есть стимул? Спонтанный
человеческий опыт, обретя свое кумулятивное и
концентрированное выражение в мифологии, дает на
этот вопрос положительный ответ. Согласен с этим
и западный философ, представитель критического
эмпиризма XVIII в. Давид Юм, который заключает свой
трактат "О возникновении и развитии искусств и
наук" наблюдением, согласно которому
"искусства и науки, подобно некоторым
растениям, требуют свежей почвы; и как бы богата
ни была земля и как бы ни поддерживали вы ее,
прилагая умение или проявляя заботу, она никогда,
став истощенной, не произведет ничего, что было
бы совершенным или законченным в своем роде" [*11].
Столь же положительный ответ дан мифом
"Изгнание из Рая" и мифом "Исход из
Египта". Изгнанные из волшебного сада в
повседневный мир, Адам и Ева отходят от
собирательства и закладывают основу для
зарождения земледельческой и скотоводческой
цивилизации. Исход из Египта, лишив детей
Израилевых ощутимых преимуществ египетской
цивилизации, дал им Землю Обетованную, где они и
заложили основы сирийской цивилизации. Перейдя
от мифов к документам, можно убедиться, что эти
прозрения подтверждались на практике.
К удивлению тех, кто задает сакраментальный
вопрос: "Из Назарета может ли быть что
доброе?" [+40] -
ответ можно найти в истории религий. Мессия
появляется из неизвестной деревни в "Галилее
неверных", земле, покоренной Маккавеями менее
чем за сто лет до рождения Иисуса [+41]. А когда бурный рост
галилейского горчичного зерна [+42] превращает недовольство
ортодоксального еврейства в активную ненависть,
причем не только в самой Иудее, но и в еврейской
диаспоре, проповедники новой веры намеренно
"поворачивают к язычникам" и продолжают
завоевывать новые миры для христианства.
В истории буддизма также можно видеть, как
индская идея не нашла себе места в старом
индуистском мире, но, выйдя за его пределы,
завоевала новые миры. Хинаяна начала продвижение
с Цейлона, представлявшего собой колониальный
придаток индской цивилизации. А махаяна, начиная
свой длинный и кружной путь на Дальний Восток,
завоевывает сиризированную и эллинизированную
индскую провинцию Пенджаб. Только на этой новой
основе могли, соприкоснувшись, дать плоды
религиозные гении индской и сирийской
цивилизаций, что еще раз подтверждает истину:
"Не бывает пророк без чести, разве только в
отечестве своем и доме своем" (Матф. 13, 57).
Свидетельство родственно связанных
цивилизаций. Обратимся к классу "связанных"
цивилизаций, возникших на месте уже ранее
существовавших. Сопоставим соответствующие
стимулирующие импульсы старой и новой основ,
фиксируя точку или точки, через которые
проходила линия новой социальной активности, и
попытаемся определить, откуда исходит импульс.
Начнем с вавилонской цивилизации, место
зарождения которой полностью совпадает с
пределами шумерской цивилизации. Рассмотрим три
центра: Вавилонию, Элам, Ассирию. В каком из них
вавилонская цивилизация получила максимальное
развитие? Несомненно, в Ассирии. Воинская
доблесть ассирийцев, их успехи в политике,
достижения в искусстве заставляют предполагать,
что именно в Ассирии цивилизация достигла своего
апогея. А была ли Ассирия новой или старой
основой? При дальнейшем анализе представляется,
что Ассирия была лишь частью прародины
предшествовавшей ей шумерской цивилизации и
может рассматриваться как новая основа - по
крайней мере в сравнении с Шумером, Аккадом и
Эламом. Археологические раскопки на территории
Ассирии дают некоторые основания предполагать,
что Ассирия не была одной из местных общин. В
некотором смысле это была колония, хотя и
колония, почти совпадающая с территорией своей
материнской страны. Возможно, не покажется
странным утверждение, что стимул обновления,
зародившись когда-то, на ранних ступенях
развития шумерского общества, мог оказать
особенно сильное воздействие на последующее
развитие вавилонской цивилизации именно на
ассирийской почве.
Переходя к индуистской цивилизации, отметим
местные источники новых творческих стихий в
индуистской жизни - особенно в религии, которая
всегда была главной и высшей формой деятельности
в индуистском обществе. Мы обнаруживаем эти
источники на юге. Здесь сформировались все
наиболее характерные черты индуизма: культ
богов, представленных в храмах материальными
объектами или образами, эмоционально-личностное
отношение верующего к богу; метафизическая
сублимация образной веры и эмоциональности в
интеллектуально утонченной теологии. Старую или
новую основу представляла собой Южная Индия? Это
была новая основа, коль скоро она не включалась в
сферу родственно связанной индской цивилизации
вплоть до периода империи Маурьев (прибл. 323 - 185 до
н.э.), когда индское общество вступило в стадию
распада цивилизации.
Обращаясь к эллинской истории, можно поставить
вопрос относительно двух регионов, которые, как
мы только что установили, господствовали в
эллинском мире. Эллинская цивилизация
охватывала анатолийское побережье Эгеи и
греческий полуостров на Европейском континенте.
Расцвет цивилизации возник на новой или старой
почве? Следует признать, что на новой, ибо ни один
из этих регионов не совпадал с прародиной
предшествовавшей минойской цивилизации, с
которой эллинская цивилизация была родственно
связана. Что касается полуострова, то там
минойская цивилизация даже в годы своего
расцвета была представлена не более чем рядом
укрепленных позиций вдоль южной и восточной
береговой линии. На анатолийском побережье
Эгейского моря все попытки западных археологов
обнаружить следы присутствия или хотя бы влияния
минойской цивилизации кончились неудачей, и это
вряд ли можно считать случайностью. Скорее это
указывает на существование какой-то причины, не
позволившей включить побережье в сферу
минойского ареала. Насколько известно, первые
поселенцы западного побережья Анатолии были
представителями минойской культуры, говорившими
на греческом языке. Они появились там в XII в. до
н.э. как результат последней конвульсии
постминойского движения племен, который
выбросил филистимлян к берегам Сирии. Это были
основатели Эолии и Ионии. Следовательно,
эллинство расцвело на почве, которой
предшествовавшая цивилизация, по сути, не