ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1120
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
Индское общество
Следующим живым обществом, которое мы
рассмотрим, является индуистское общество, и
здесь мы вновь должны вернуться назад в поисках
признаков отеческого общества, находящегося за
границами исторического горизонта.
Универсальное государство в этом случае -
империя Гуптов (375-475 гг. н.э.) [+35]. Вселенская церковь - это
индуизм, который в эпоху Гуптов распространился
по всей Индии, изгнав и заменив собой буддизм,
доминировавший в течение почти семи веков на
Индостанском полуострове - общей колыбели обеих
религий. Движение племен, охватившее владения
империи Гуптов к моменту ее падения, исходило от
гуннов Евразийской степи [+36].
Обнаружение и идентификация общества,
отеческого индуистскому, существенно облегчены
предыдущим исследованием, в ходе которого мы
проследили сыновнее родство исламского общества
сирийскому. Исследование осложнялось наличием
явления, выходящего из естественного порядка.
Таким явлением было вторжение и последующее
изгнание чужеродной силы вследствие коллизии
между сирийским и эллинским обществами.
Конфликтовало эллинское общество и с обществом,
которое нам предстоит определить и назвать. Пока
определим его как общество, отеческое
индуистскому.
Для начала выясним время эллинского вторжения
в Индию. Мы ошибемся, если примем за начало
вторжения индийскую кампанию Александра. Хотя
историки справедливо считают этот поход
блестящей военной операцией, тем не менее он не
оставил заметного следа в истории культуры. В
действительности эллинское проникновение в
Индию началось при Деметрии, царе Бактрии,
который приблизительно в 190 г. до н.э. пересек
Гиндукуш, чтобы аннексировать индийские
территории и присоединить их к своему царству [+37]. Экспансия
продолжалась вплоть до I в. н.э., но уже под эгидой
правителей, которых поставляла Великая степь и
которые, едва восприняв внешний лоск эллинской
культуры, по сути своей оставались варварами. Эти
"грекофильствующие" варвары хлынули в Индию
двумя волнами: саки и парфяне пришли в последней
четверти II в. до н.э., кушаны - в I в. н.э. [+38]
Эллинское вмешательство во внутреннюю жизнь
Индии прекратилось только перед самым созданием
универсального государства Гуптов. По аналогии с
историей эллинского вторжения в сирийское
общество попробуем обнаружить в истории Индии
еще одно универсальное государство, которое
непосредственно предшествовало бы эллинскому
вторжению в Индию и находилось к империи Гуптов в
таком же отношении, в каком Ахеменидская империя
находилась к Багдадскому халифату Аббасидов.
Поиски эти заведут нас в глубь веков, в империю
Маурьев, созданную Чандрагунтой в 323-322 гг. до н.э.
и достигшую расцвета в III в. до н.э., во время
правления Ашоки. Пала империя при узурпаторе
Пушьямитре в 185 г. до н.э., т. е. через пять лет после
вторжения в Индию Деметрия [+39]. На историческом фоне империи
Маурьев мы замечаем отблески смутного времени в
знакомой форме: длинной череде междоусобных
разрушительных войн, в которых участвовало
множество местных государств.
А если обратить взор еще дальше вглубь, за
начало смутного времени, то можно обнаружить век
роста, о котором осталось свидетельство в Ведах [+40]. Итак, мы
идентифицировали общество, отеческое
индуистскому. Назовем его "индским".
Вселенская церковь индуизма, посредством
которой индское общество стало отеческим
современному индуистскому обществу, напоминает
ислам и отличается от христианства, так как
истоки ее берут начало на местной почве. Без
сомнения, в индуизме можно различить некоторые
неиндские наслоения. Наиболее глубоким из них
является поклонение божествам в иконической
форме - черта, присущая индуизму, но которой не
было в первоначальной религии Вед, равно как не
было ее и в первоначальном буддизме. Поэтому
можно предположить, что это заимствование из
религии другого общества - вероятнее всего из
эллинизма через влияние буддизма махаяны [+41]. Однако
основные различия между индуизмом и индской
религией Вед - и эти различия поразительны -
относятся к тем индуистским элементам, которые
были заимствованы из буддизма - религии,
представлявшей собой местную трансформацию
индской религии Вед. Важнейшие элементы, которые
отсутствуют в ведийской религии и являются
индуистскими заимствованиями из буддизма, - это
монашество и его философия [+42].
Родиной индского общества, чему есть
достаточно свидетельств, были долины Инда и
Ганга. Отсюда общество распространилось по всему
Индостанскому полуострову. Территория, которую
занимало индское отеческое общество на закате
своей истории, также не совпадает с пределами
индуистского сыновнего общества. Последнее,
заняв весь полуостров, устремилось затем через
море на восток, в Индонезию и в Индокитай [+43]. Таким
образом, географическая удаленность
индуистского общества от индского сравнима с
удаленностью арабского общества от сирийского.
Древнекитайское общество
Нам остается исследовать общество, исторически
предшествовавшее еще одному из живых обществ.
Прародина его - Дальний Восток. И здесь нетрудно
выявить типические признаки. Универсальное
государство - империя, созданная Цинь Шихуанди в
221 г. до н.э. и существовавшая под началом
династий, известных как Старшая и Младшая Хань, в
течение четырех веков [+44]. Вселенская церковь - это
махаяна, разновидность буддизма. Движение племен
- набеги кочевников Великой степи, начавшиеся
после падения универсального государства [+45].
Междуцарствие, предшествовавшее возникновению
современного дальневосточного общества,
наступило по крайней мере за столетие до начала
движения племен. Универсальное государство
развалилось к 172 г. н.э., хотя Младшая Хань
продолжала влачить существование до 221 г. Период
междуцарствия - это полвека бессилия, затем
полвека раздробленности и междоусобиц,
раздиравших местные государства-преемники,
вошедшие в историю как "троецарствие", и,
наконец, век варварских государств-преемников,
совпавший с периодом промежуточного
воссоединения Западной Цзинь [+46].
Если бросить ретроспективный взгляд на
предшественников универсального государства,
созданного Цинь Шихуанди. легко заметить черты
смутного времени. Эти следы остались даже в самом
названии "чжаньго", т.е. "борющиеся
царства", которым китайские историки
определяют период с 479 г. до н.э. (смерть Конфуция [+47]) до 221 г. до н.э.
(принятие титула Шихуаиди "первый властелин
мира" циньским царем Чженом). Победа Цинь над
Ци завершила долгий процесс разрушительных войн
между множеством местных государств и
способствовала объединению их в одно
универсальное государство. Пламя милитаризма,
разгоревшееся в постконфуцианскую эпоху,
вспыхнуло задолго до того, как философ обратился
к осмыслению дел человеческих. Уже в 546 г. до н.э.
состоялась конференция по разоружению, на
которой было представлено четырнадцать стран [+48]. Отголоски
этих процессов можно почувствовать в мирском
консерватизме Конфуция и отстраненном квиетизме
Лаоцзы [+49]. Оба
мыслителя понимали, что в истории их общества век
роста остался далеко позади. Как же назвать это
общество, на прошлое которого один мудрец
смотрел благоговейно, подобно Эпиметею, а другой,
подобно христианину, упорно отворачивался от
него, как от града погибели? Условно это общество
можно назвать "древнекитайским".
Теперь заметим, что махаяна - церковь, через
которую древнекитайское общество стало
отеческим современному дальневосточному
обществу, - напоминает христианскую и отличается
от ислама и индуизма тем, что источник жизни ее не
был местного происхождения. Христианство
возникло в пустынях Сирии и было занесено на
эллинистическую ночву насильственно
депортированными сирийцами, ставшими внутренним
пролетариатом эллинистического общества.
Махаяна появилась на индских просторах,
принадлежавших сначала греческим царям Бактрии,
потом "грекофильствующим" кушанам, но
зародилась она в бассейне реки Тарима в
провинциях Кушанской империи до того, как эти
провинции были завоеваны и аннексированы
китайским универсальным государством Младшей
Хань в конце I в. н.э.[+50]. Отсюда пошло распространение
махаяны, религии, охватившей все китайское
общество и особенно популярной среди
внутреннего пролетариата его.
Родина древнекитайского общества находилась в
бассейне Желтой реки. Позже оно распространилось
и на бассейн Янцзы. Бассейны обеих рек стали
родиной сыновнего дальневосточного общества,
которое распространилось на юго-восток вплоть до
океанского побережья Китая, а на северо-востоке -
до Кореи и Японии [+51].
Таким образом, территориально дальневосточное
общество отстоит от отеческого древнекитайского
не столь далеко, как, например, западное от
эллинского или иранское от сирийского. Здесь
ближе аналогия с арабским обществом или с
индуистским.