ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 955

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

остров Пасхи первопроходцами-мореплавателями.

Постепенная культурная деградация колонистов,

должно быть, обусловливалась потерей

регулярного контакта с полинезийским обществом.

С другой стороны, статуи столь многочисленны,

что, по всей видимости, они создавались усилиями

нескольких поколений. Следовательно, довольно

длительное время переселенцы поддерживали связи

с прародиной. В конце концов по какой-то до сих

пор не установленной причине море неожиданно и

почти полностью поглотило остров Пасхи [+33], как пустыня

поглотила Пальмиру, а лес - Копан. Однако и здесь

возвращение Природой своей власти содержит

косвенное свидетельство былой доблести

Человека, некогда победившего ее.

Истина, таящаяся в пересечении Прошлого и

Настоящего на острове Пасхи, разумеется,

находится в прямом противоречии с

распространенным на Западе мнением, что острова

южных морей - земной рай, а их обитатели - дети

Природы, столь же беспечные, как Адам и Ева перед

грехопадением. Возможно, это мнение возникает из

ошибочного предположения, что полинезийское

общество единообразно. Природная среда, в

которой сформировалось полинезийское общество,

весьма разнообразна. Кроме того, море бросает

смертельный вызов любому, кто посмеет пересечь

его без достаточной технической вооруженности.

На своих примитивных суденышках, установив

регулярные рейсы между островами Тихого океана,

полинезийцы дали достаточный ответ на суровый

вызов моря.

Возможно, фактором, повлиявшим на судьбу

полинезийской цивилизации, был и резкий контраст

между тяготами морского пути и благоприятными

естественно-климатическими условиями на самом

острове. Труды и опасности мореплавания по

Тихому океану были столь велики, а радость

отдохновения на островах - столь благостна, что

дети не последовали примеру своих отцов и дедов и

быстро вернулись к жизни, полной покоя и тишины

уединения. Такой представляется история упадка

полинезийской цивилизации на острове Пасхи.

История полинезийской цивилизации на острове

Пасхи может служить ключом к пониманию

полинезийской цивилизации в целом.

Распространенное западное мнение о

полинезийском обществе ошибочно, а объяснение

его возникновения представляется слишком

упрощенным. Западные наблюдатели предпочитали


смотреть на землю и не хотели замечать моря.

Возможно, они обратили бы на море больше

внимания, если бы им, подобно полинезийским

мореплавателям, пришлось пересекать океан на

легких и хрупких каноэ, а не в качестве

пассажиров современных западных океанских

лайнеров.

Мы рассмотрели целый ряд мест - в американских и

азиатских тропиках, в Афразийской степи, на

Тихоокеанском архипелаге, в Америке, в

Средиземноморье, - где Природа взяла реванш после

кратковременного триумфа Человека, - триумфа,

добытого в результате ожесточенной борьбы, ибо,

даже когда усилия пионеров приносили зримые и

обильные плоды, покоренная земля требовала

непрестанных усилий для удержания и сохранения

отвоеванного. Поля Египта и сады Дамаска, которые

на первый взгляд, кажется, щедро одаривают

каждого, кто пожелает воспользоваться ими, в

действительности приносят плоды лишь благодаря

постоянному и упорному труду. Так каков же должен

был быть труд, позволивший отцам египетской и

сирийской цивилизации преобразовать земли

Египта и Дамаска из болота и пустыни в цветущий

край?

Приведенных примеров, кажется, достаточно,

чтобы стало очевидным, что условия, при которых

зарождались цивилизации, были отнюдь не легкими.

Напротив, в местах зарождения цивилизаций

Природа подготовила Человеку череду тяжелейших

испытаний.


Стимул суровых стран

Мы достаточно определенно установили истину,

согласно которой благоприятные условия

враждебны цивилизации, и показали, что, чем

благоприятнее окружение, тем слабее стимул для

зарождения цивилизации. Попробуем продвинуться

дальше в нашем исследовании, идя от противного.

Допустим, что стимул, побуждающий к

строительству цивилизации, возрастает по мере

того, как условия проживания становятся все

более трудными. Проверим это утверждение хорошо

испытанным методом. Сначала рассмотрим

аргументы "за", а затем - "против" и

попытаемся сделать соответствующий вывод.

Исторический материал, подтверждающий наличие

выявленной нами зависимости, столь обилен, что

даже могут возникнуть трудности с его отбором.

Для удобства разделим интересующие нас

исторические примеры на две группы. К первой

группе отнесем те случаи, когда цивилизация

зарождалась под воздействием природной среды, ко

второй - те цивилизации, где большее влияние

оказывало человеческое окружение. Рассмотрим

сначала первую группу.

Эгейские берега и их континентальные

внутренние земли. Эгейская земля, давшая

миру минойскую и эллинскую цивилизации,

необычайно трудна для изучения, если

рассматривать ее в широком географическом

контексте. Я убедился в этом на собственном

опыте. Свое первое путешествие в Эгею я совершил

морем, и, возможно, поэтому особенно яркими

показались впечатления и контрасты.

Контраст между Грецией и Англией,

обусловленный естественно-географическими

причинами, был столь разителен, что для

осмысления его не хватало воображения. Второй

раз я прибыл в Эгею также морем, но на этот раз,

остановившись в Афинах, я предпринял оттуда еще

три путешествия. Сначала я поехал в Смирну, а

оттуда - в глубь Анатолии; затем посетил

Константинополь и вновь анатолийские края: а

перед возвращением домой я побывал в Салониках,

откуда совершил поездку в глубь Македонии. В

Англию я возвращался поездом, следуя без

пересадок из Константинополя в Кале. Во время

этого путешествия я не раз ловил себя на мысли,

что, покидая пределы Эгейского края, я из страны

неприютной, каменистой и голой попадаю в пределы

совершенно иные - зеленые, богатые и приветливые.


Воздействие этих контрастов на воображение было

очень сильным. В таком невыгодном для себя

сравнении Эгейская земля вырисовывалась как

район, необычайно трудный для освоения. И только

тогда понял я истинное значение слов, вложенных

Геродотом в уста спартанскому изгнаннику

Демарату в разговоре с великим царем Ксерксом [+34]: "Бедность

в Элладе существовала с незапамятных времен,

тогда как доблесть приобретена врожденной

мудростью и суровыми законами. И этой-то

доблестью Эллада спасается от бедности и

тирании".

Аттика и Беотия. Аналогичные

контрасты природной среды характерны и для

территории самой Эгеи. Например, если ехать

поездом из Афин через Салоники в центр Европы,

сначала взору предстает знакомая сцена. Поезд

часами огибает восточные отроги Парнаса с его

известковыми утесами, поросшими высокими

соснами. И вдруг неожиданно открывается панорама

тщательно возделанной плодородной долины.

Первое впечатление такое, что поезд уже на

австро-германской границе, где-то между

Инсбруком и Мюнхеном. Северные склоны Парнаса и

Киферона вполне можно принять за самую северную

цепь Тирольских Альп. Разумеется, этот ландшафт

"диковинка". Путешественник не увидит

больше ничего подобного, пока поезд не минует Ниш

(городок в Сербии), что произойдет через

какие-нибудь тридцать шесть часов, и не спустится

в низкую долину Моравы, двигаясь в направлении

Среднего Дуная: и тогда путешественнику еще

более удивительной представится эта греческая

Бавария.

Как называлась эта небольшая страна во время

существования эллинской цивилизации? Она

называлась Беотией; в эллинских устах слово

"беотиец" имело вполне определенный

оттенок. Этим словом обозначался простоватый,

туповатый, невпечатлительный и грубый этос, -

этос, выпадающий из общего ряда отмеченной

гением эллинской культуры. Это несоответствие

беотийского этоса эллинизму подчеркивается тем

фактом, что сразу же за горной цепью Киферон

вокруг одного из отрогов Парнаса, где сейчас

железная дорога делает спираль, находилась

Аттика - "Эллада Эллады" страна, этос которой

представлял собой квинтэссенцию эллинизма. А

совсем рядом проживает народ, этос которого для

нормального эллина был словно диссонирующий

звук. Этот контраст можно почувствовать в


выражениях "беотийская свинья" и

"аттическая соль" [+35].

Для нашего нынешнего исследования важно то, что

этот культурный контраст, столь живо

действовавший на эллинское сознание, совпадал

географически со столь же ярким контрастом в

физическом окружении, - контрастом, который не

стерся до наших дней и продолжает поражать

каждого, кто путешествует в этих местах. Аттика -

это "Эллада Эллады" не только в душе своей,

но и по облику. Она находится к другим районам

Эгеи в таком же отношении, в каком вся Эгея - к

странам за ее пределами. Если вы будете

приближаться к Греции морем с запада, то, проходя

через Коринфийский залив, вы почувствуете, что

взор ваш уже привык к виду греческого пейзажа 

- красивого и горького одновременно. Но едва ваш

пароход, пройдя вдоль перешейка, вновь окажется в

Эгейских водах, вы будете вновь поражены

аскетичностью открывшегося вам по другую

сторону перешейка пейзажа. Аскетичность эта

достигает своей высшей точки в районе выступа

Саламипа, когда перед вашим взором открывается

земля Аттики.

В Аттике с ее чрезмерно легкой и каменистой

почвой процесс называемый денудацией

(обнажением, оголением), процесс, которого

счастливо избежала Беотия, завершился еще при

Платоне.

Что предприняли афиняне, когда их страна стала

утрачивать безмятежность своей беотийской

юности? Мы знаем, что они "дали образование"

Элладе. Когда пастбища Аттики высохли а

обрабатываемые угодья истощились, народ перешел

от животноводства и земледелия к возделыванию

оливковых плантаций. Это феноменальное дерево не

только способно выжить на голом камне, но еще и

обильно плодоносить. Однако одним оливковым

маслом жив не будешь, и афиняне стали обменивать

масло на скифское зерно [+36]. Транспортировали масло

морем, предварительно расфасовав его в глиняные

кувшины, а это в свою очередь стимулировало

гончарное ремесло и развивало искусство

мореплавания. Скифский рынок повлиял и на

серебряные рудники Аттики, поскольку

международная торговля требует денежной

экономики и тем самым стимулирует разработку

полезных ископаемых, в данном случае драгоценных

металлов и гончарной глины. Наконец, все это

вместе взятое - экспорт, промышленность, торговые

суда и деньги вызвало к жизни развитие