ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1117
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
был явиться в Каноссу. Однако были и другие
случаи, когда военная мощь готова была
противопоставить себя духовному мечу. Именно в
этих ситуациях римской воинствующей церкви был
брошен вызов: может ли воитель Господа
прибегнуть к иному оружию, если сила слова
оказывается недостаточной? Должен ли он
сражаться за Бога против Дьявола, используя
оружие противника?
Этот вопрос был очень актуален для
претендовавшего на роль реформатора папы
Григория VI, когда он принял бремя папской тиары в
1045 г. Для реорганизации Святого Престола
необходимы были деньги, а доходы от
пожертвований паломников были украдены прямо с
алтаря Св. Петра знатными разбойниками. Это
наглое и нечестивое ограбление явилось сильным
ударом по интересам папства и христианской
республики: преступники не поддавались никаким
духовным увещеваниям. Оправданно ли было
применить силу против силы в этом случае?
Григорий VI ответил на этот вопрос, назначив
Гильдебранда своим капелланом. Охрана алтаря Св.
Петра, на который приносились дары, была главной
обязанностью капеллана. Гильдебранд справился с
ней, силой оружия подавив разбойников.
В тот момент, когда Гильдебранд сделал первый
шаг на пути к папскому престолу, нравственная
сторона его поступка казалась недостаточно
определенной. Но через сорок лет, в 1085 г., когда он.
будучи папой, умирал в ссылке в Салерно, все стало
на свои места. Престол его был сожжен и
разграблен норманнами, которых он сам и призвал
на помощь в войне, начатой у алтаря Св. Петра и
распространившейся по всей Европе [+39]. Выбрав силу для борьбы с
силой, Гильдебранд направил церковь против Мира,
Плоти и Дьявола во имя Града Божия, который он
хотел создать на Земле.
Когда папство поддалось соблазну физического
насилия, тогда и остальные папские добродетели
быстро превратились в пороки; ибо замена
духовного меча на материальный есть главная и
роковая перемена, а все другие - лишь ее
следствия. Система папского налогообложения
теперь сосредоточилась на регулярном пополнении
папской казны, оплачивающей непрерывные войны
между папством и империей. Папство не устояло и в
Авиньоне перед сильными мира сего... [+40] Когда же силы
папства истощились в смертельном конфликте со
Священной Римской империей, оно оказалось в
зависимости от местных правителей в их
средневековых доспехах. Единственная
компенсация, которую папство получило от
осквернителей, - это небольшая территория, ранее
отобранная ими у папы. Теперь, когда власть папы
ограничилась только этой скромной территорией,
начался непоправимый отлив верующих: и сознание
этого отлива послужило причиной того
консерватизма, в который папство впало после
Реформации.
Падение папства во всех аспектах его
деятельности можно объяснить принесением в
жертву духа во имя меча земного. Это роковое
жертвоприношение впервые было совершено
Гильдебрандом. Пример трагедии Гильдебранда
доказывает лишь широко известную истину,
согласно которой стремление к духовной цели
материальными средствами - дело опасное. Однако
жизнь в опасности - необходимое условие для
живого существа вообще; и не существует закона,
по которому использование опасного маневра
обязательно чревато поражением. В случае с
Гильдебрандом недостаточно показать, что
катастрофа случилась; нужно ответить также на
вопрос почему.
Объяснение конечного поражения папства лежит в
его первоначальной победе. Опасный маневр
противопоставления силы силе в данном случае
привел к роковому исходу, ибо начало оказалось
слишком успешным. Опьяненные успехом этою
смелого маневра на ранних этапах борьбы со
Священной Римской империей, папа Григорий VII и
его преемники настолько увлеклись применением
силы, что утратили саму цель, ради которой они
стали ее применять. Если Григорий VII боролся с
империей, потому что она мешала ему
реформировать Церковь, то Иннокентий IV через два
столетия уже боролся с империей просто ради
подчинения ее своей власти.
Сравним, например, две схожие ситуации, когда
папа вторгается в Южную Италию с войском, терпит
поражение и умирает от горя. В первой поражение
потерпел Лев IX в 1053 г. от норманнов; во второй
Иннокентий IV в 1254 г. был разбит Манфредом. При
сравнении этих двух сходных эпизодов мы
обнаружим существенное различие: если Лев IX
пытался в союзе с мирскими владыками Востока и
Запада провести карательную операцию против
банды разбойников и сердце его оказалось
разбитым из-за гибели людей, которых он втянул в
это предприятие, то Иннокентии IV обрушился с
войной на сына уже мертвого и поверженного врага.
А умер он от бессильной злобы, когда рухнули эти
планы. С военной точки зрения походы Иннокентия и
Льва закончились примерно одинаково, но с
нравственной точки зрения между ними пропасть.
Именно эта пропасть и является мерой духовного
падения папства в ходе разделяющих их двухсот
лет [+41].
Второй акт трагедии начинается с передышки,
которая по времени совпадает с понтификатом папы
Иннокентия III (1198-1216). Когда Германию терзала
гражданская война, а король-ребенок Фридрих
Сицилийский находился под покровительством
самого Иннокентия [+42], молодой папа решил играть
роль президента христианской республики в духе
Гильдебранда.
Но первое, что сделал Иннокентий после
интронизации, - это призвал к крестовому походу
для спасения франкских владений в Сирии.
Авантюра эта закончилась печально: крестоносцы
напали на своих же единоверцев в Восточной
Римской империи. Иннокентий, казалось бы, был
искренне опечален столь скандальным поведением
западного христианства. Тем не менее, всего через
четыре года после разграбления Константинополя
в 1204 г. он снова планирует и организует новое
нападение христиан на христиан, и на сей раз даже
не на православных, а на Лангедок в самом центре
христианской республики. Неужто, папа не
сознавал, что ужасы византийского похода
французских крестоносцев повторятся с теми же
зверствами и в отношении его французских чад?
Это ощущение полной неуместности, которое
остается от его отношений с крестоносцами,
усиливается в его отношениях с империей и
Гогенштауфенами. Сначала он выступил против
Гогенштауфенов, но Оттон IV Брауншвейгский, надев
императорскую корону, предал его. Оказавшись в
столь глупом положении, Иннокентий не смог
придумать ничего оригинальнее, как перейти на
сторону Гогенштауфенов против Вельфа, чтобы
свергнуть его с помощью Гогенштауфенов, хотя до
этого он пытался свергнуть Гогенштауфенов с
помощью одного из Вельфов.
Иннокентий первым из пап перестал называть
себя "наместником Петра", предпочтя титул
"наместник Христа". Это был примечательный
отход от самоуничиженности Григория Великого,
называвшего себя "рабом рабов божиих".
Тщетность усилий Иннокентия III становится
очевидной после его смерти, когда разгорелась
новая война между папством и императором
Фридрихом II Штауфеном, которая по своему размаху
превзошла все предыдущие войны между Римом и
империей.
Третий акт папской трагедии начинается 13
декабря 1250 г., в день неожиданной и
преждевременной смерти Фридриха II.
Воспользовалось ли папство, представляемое
теперь Иннокентием IV ( 1243-1254), этой возможностью
восстановить мир в западном христианстве или
хотя бы прекратить вендетту против дома
Фридриха? Несмотря на опустошительные
последствия войны, Иннокентий продолжал
твердить, что не может быть мира, пока отпрыски
Фридриха занимают королевский или императорский
престол. Эта моральная аберрация и привела
гильдебрандово папство к самоубийству.
Политику Иннокентия IV унаследовали его
преемники на папском престоле. Династия Фридриха
прекратилась со смертью его сыновей. Манфред пал
на поле боя в 1265 г., а Конрад был казнен в 1268 г. Папе
Бонифацию VIII казалось, что многочисленные
паломники, наводнившие Рим в святой год 1300-й,
являются живыми свидетелями его всемогущества.
Он не понимал, что ни духовенство, ни
христианский народ уже больше не хотели
рисковать жизнью и имуществом, поддерживая папу
в войне против мирской тирании. Он считал, что все
готовы подняться по его призыву, как когда-то
поднялись по призыву Гильдебранда. Следуя этому
заблуждению, он спровоцировал короля Франции
обнажить меч и лихо ринулся прямо на острие его,
полагая, что никакое мирское оружие не устоит
против канонады церковной артиллерии.
В результате этого самоубийственного поступка
папа был подвергнут аресту. За этим последовали
"Авиньонское пленение пап" и Великий Раскол
западного христианства.
Итак, мы подошли к четвертому, и последнему,
акту гильдебрандовой трагедии, который
открывается в XV в. началом Соборного движения.
Скандал Великого Раскола побудил провинциальное
духовенство к действиям во спасение западного
христианства, результатом чего и стало Соборное
движение, соединившее в себе чувства сыновней
преданности с моральным порицанием. Главное
условие спасения папства реформаторы
усматривали во введении парламентарного
элемента в структуру всей церковной организации [+43]. Согласится
ли папство раскаяться в прошлом во имя будущего,
покорившись воле христианства? И на этот раз папа
мог принять решение, от которого зависела судьба
западного мира и Святого Престола; и снова он
ответил отказом. Папство отвергло
парламентарный принцип и выбрало неограниченную
власть в ограниченной области вместо
ограниченной власти над преданным и
неразделенным христианством.
Это решение Констанцкого Собора, состоявшегося
в 1417 г., было подтверждено на Базельском Соборе в
1448 г. Опьянение победой над Соборным движением в
этом поединке еще раз продемонстрировало
папское стремление к власти - главный его грех со
времени Гильдебранда. Менее чем через сто лет
после роспуска Базельского Собора папство
оказалось даже в еще худшем положении, чем перед
началом Копстанцкого Собора. Папа победил
Соборное движение себе на горе. "Ров изрыл, и
ископал, и пал в яму, которую соделал" (Пс. 7. 16).
XVI в. стал свидетелем дальнейшего упадка
папства. Трансальпийские державы стали
относиться к нему просто как одному из
карликовых светских государств. Оно устранилось
от активного участия в международной политике,
но это не спасло папу Иннокентия XI от
издевательств Людовика XIV [+44] или папу Пия VII от вынужденных
путешествий в обозе Наполеона [+45].
Столь плачевной оказалась судьба папства в
роли мирского правителя, но не лучшей она была
для него и в роли вселенского суверена западной
церкви. Оно полностью утратило власть в
протестантских государствах и на четыре пятых
там, где все еще сохранилось католичество.
Католический ответ на протестантский вызов был
возглавлен не папством, а группой одержимых. Но
даже их вмешательство не смогло спасти положение
в XVI в. Римскую церковь охватил духовный застой,
из которого выросла контрреволюция против
светского интеллектуального пробуждения в XVIII в.
Оставаясь глухим к вызовам новых сил демократии
и национализма, папство сосредоточилось на
местном итальянском Рисорджименто, и полное
исчезновение его территориальной власти 20
сентября 1870 г. можно считать закатом мирского
пути гильдебрандова института.
После Реформации церковь раскололась на
множество соперничающих западнохристианских
сект, злобная вражда между которыми разорвала
западный мир на куски, дискредитировав само
христианство и открыв путь для
постхристианского возрождения дохристианской