ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 944

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

даже форма бороды и усов. За соблюдением законов

Ликурга наблюдали особые блюстители - эфоры,

возводившие свой род к двум сыновьям Геракла и

имевшие право наказывать кого угодно, вплоть до

царей. Так что знатью, более или менее условно,

можно называть лишь царей, эфоров и членов

герусии - совета старейшин, избиравшихся

пожизненно из числа граждан старше 60 лет.

[+27] В Спарте

ежегодно эфорами назначалось по три старца,

каждый из которых должен был отобрать по сто

юношей. Принципы отбора неизвестны, но

предполагалось, что не вошедшие в число трехсот

станут завидовать им и лучше готовиться к

обязанностям будущих воинов.

[+28] По

рассказу Плутарха, один спартанский мальчик

поймал лисенка (это, как и многое другое

запрещалось, но нарушение запретов, проходившее

незамеченным, напротив, поощрялось) и спрятал его

в одежду. В это время его вызвал кто-то из старших

и завел разговор. Лисенок начал кусать мальчика,

но юный герой спокойно внимал беседе, пока не

упал бездыханный - лисенок прогрыз ему живот.

[+29] После

победы в Пелопоннесской войне Спарта

распространила свою гегемонию почти на всю

Элладу. Но уже в Коринфской войне 395-387 гг. до н.э.

Спарта потерпела поражение от противостоявших

ей полисов. Концом независимости Спарты. как и

всей Греции, считается римское завоевание в 146 г.

до н.э.

[+30] Поводом к

Пелопоннесской войне было соперничество Коринфа

и Афин. Коринф побудил Спарту вмешаться в этот

конфликт.

[+31]

Разложение ликургова строя, обнищание

большинства спартиатов побуждали некоторых

государственных деятелей Спарты к реформам. Царь

Агис IV (ок. 262-241 до н.э., царь с 245 до н.э.) в 243 г. до

н.э. провозгласил отмену долгов, упразднение

эфората, передел земли и изгнал своего коллегу

царя Леонида. Кассация долгов была проведена, но

земельная реформа провалилась. Во время военного

похода царя его противники взяли верх, все

постановления царя были отменены,

возвратившиеся эфоры приговорили царя к смерти,

обманом выманили его из храма, где он укрылся, и

казнили. Сын Леонида Клеомен III (ок. 260 - 219 до н.э.,

царь в 235 - 221 до н.э.) предпринял ту же попытку, что

и Агис IV, но опираясь не на народное собрание, а на

войско. Против его переворота в 228 г. до н.э.

выступили не только его спартанские противники,


но и Македония, и враг Македонии Ахейский союз во

главе с Аратом (271 - 213 до н.э.). Ахейско-македонские

войска разгромили Клеомена. В Спарту впервые за

всю ее историю были введены чужеземные солдаты,

прежний строй восстановлен, но уже без царей

вообще. Клеомен бежал в Египет; не найдя помощи у

царя Птолемея IV, он поднял против него мятеж,

потерпел неудачу и был казнен.

[+32] Каламата

(совр. Калама) - город в 25 км от Спарты.

[+33] Аксель

Оксеншерн (1583-1654) - граф, шведский канцлер.

[+34] Анимализм

в терминологии А. Тойнби - возвращение к

животному состоянию.

[+35]

Немусульманское население Оттоманской империи

до Танзимата (эпохи реформ) в кон. 30-х годов XIX в.

называлось райя - стадо.

[+36] См.:

Плутарх. Агесилай, XXVI. Агесилай II правил Спартой в

401-360 гг. до н.э.

[+37] Данная

интерпретация мифа о Прометее принадлежит А.

Тойнби. Насколько можно судить, Прометей и Зевс в

конце концов примиряются.

[+38] Жизненный

порыв (elan vital) - в философии А. Бергсона есть

некая космичеcкая сила, сущность которой в

непрерывном самовоспроизводстве, творчестве

новых форм жизни, не обязательно биологической.

[+39]

Восставшие против Зевса титаны были низвергнуты

в Тартар, и об освобождении их Зевсом из

греческой мифологии ничего не известно.

[+40] Спиноза

рассматривал природу в двух аспектах: natura naturans -

природа творящая, вневременная бесконечная

всепорождающая субстанция, и natura naturata,

природа сотворенная, бесконечная совокупность

единичных вещей, изменяющихся во времени.


Процесс роста цивилизаций критерий роста

Усиливающаяся власть над человеческим

окружением. Мы видели, что рост цивилизаций по

своей природе является поступательным

движением. Цивилизации развиваются благодаря

порыву, который влечет их от вызова через ответ к

дальнейшему вызову; от дифференциации через

интеграцию и снова к дифференциации. Этот

процесс не имеет пространственных координат, ибо

прогресс, который мы называем ростом,

представляет собой кумулятивное поступательное

движение, и кумулятивный характер его

проявляется как во внутреннем, так и во внешнем

аспектах. В макрокосме рост проявляется как

прогрессивное и кумулятивное овладение внешним

миром; в микрокосме - как прогрессивная и

кумулятивная внутренняя самодетерминация и

самоорганизация. Оба эти проявления - внешнее и

внутреннее - дают возможность определить

прогресс самого порыва. Рассмотрим каждое из

проявлений с этой точки зрения, считая, что

прогрессивное завоевание внешнего мира

подразделяется на завоевание естественной среды

и человеческого окружения. Начнем исследование с

человеческого окружения.

Зададимся вопросом, является ли экспансия

достаточно надежным критерием определения роста

цивилизации, причем имея в виду, что pocт включает

не только физическое, но и умственное развитие.

Если ожидать положительного ответа, трудно

удовлетвориться утверждением, что

географическая экспансия - это возможный и

случайный спутник роста. Требуется доказать, что

это неизбежный сопутствующий фактор роста,

который исчезает, стоит цивилизации

приостановиться в развитии или пережить надлом

или распад. Кроме того, необходимо доказать, что

соответствие географической экспансии росту

столь же определенно, как корреляция с

завоеванием человеческого окружения; что

экспансия распространяется с быстротой и

размахом, присущим внутреннему порыву, который и

является критерием; что экспансия не только

прекращается с остановкой роста, но и уступает

место обратному процессу, когда цивилизация

распадается. Прибегнув вновь к методу

эмпирического анализа, мы скоро убедимся, что

ответ будет отрицательным.

В области чистой географии эмпирический подход


позволяет обозреть широкий спектр случаев

экспансии различных цивилизаций, выявив при этом

сходства и различия, проявляющиеся в процессе

роста.

Интересно, например, проследить многовековую

борьбу древнеегипетской, шумерской и минойской

цивилизаций за обладание "ничейными

землями", лежащими на стыке этих цивилизаций. В

этом состязании древнеегипетская цивилизация

оказалась менее удачливой, чем любая из ее

соперниц. На ранней исторической ступени

древнеегипетская цивилизация отодвинула

сирийцев до Библоса, расположенного на севере

Ливана. Однако, несмотря на все свои преимущества

и успехи в завоевании финикийской части

побережья, где Ливанские горы круто спускаются к

морю, египетская культура не получила широкого

распространения в Сирии, тогда как намного более

отдаленная шумерская цивилизация преуспела в

своих аннексионистских устремлениях и

существенно расширила своп владения за счет

Сирии. Египетское общество окончательно

утратило свое влияние в пределах сирийского

побережья в ходе движения племен XIV-XII вв. до н.э.,

уступив минойскому обществу, которое успешно

освоилось не только на Кипре (естественная сфера

экспансии для морской державы Эгейского

региона), но даже на материке, захватив самую

южную часть сирийского побережья. Продвигаясь в

другом направлении, древнеегипетское общество

вновь терпит неудачи. Распространение

египетской цивилизации на верховья Нила

несравнимо ни с экспансией минойского общества в

Средиземном море, ни с сухопутной экспансией

шумерского общества, захватившей не только

юго-запад Азии, но и частично Европу и Индию.

Однако это отставание египетской цивилизации не

может рассматриваться как признак недостатка

порыва, ибо общий взгляд па истории

рассматриваемых нами цивилизаций ясно

показывает, что египетская цивилизация

развивалась с той же скоростью, что и две другие.

Сравним экспансию эллинской и древнесирийской

цивилизаций с экспансией старших цивилизаций их

поколения - древнеиндийской и древнекитайской.

Две средиземноморские цивилизации

демонстрируют одинаковую силу экспансии, равную

силе минойской цивилизации, с которой они

родственно связаны. Они не только осваивают весь

Средиземноморский бассейн, но и через Гибралтар

устремляются в Атлантику. Позже они обращают


свои взоры в сторону Азии, и в этом направлении

продвижение их оказывается вполне успешным;

здесь они вторгаются в индский и древнекитайский

миры. Подобно минойской цивилизации, достигшей в

своем продвижении порога Египта, две

средиземноморские цивилизации оставляют на

порогах Индии и Китая экзотические элементы

культуры и языка.

В Индии письмо кхарошти, бесспорно, имеет

арамейские корни, а письмо брахми, возможно,

берет свое начало непосредственно в финикийском

алфавите [+1].

Письменность дальневосточных маньчжуров и

монголов также восходит к древнесирийскому

алфавиту, а не к китайскому иероглифическому

письму, что является еще одним неожиданным

свидетельством превосходства древнесирийской

цивилизации над китайской, принимая во внимание,

что Маньчжурия и Монголия лишь Великой Китайской

стеной отделены от родины древнекитайской

культуры.

Таким образом, движущая сила древнесирийской и

эллинской цивилизаций была намного выше, чем

сила индской цивилизации или древнекитайской.

Однако кто осмелится догматически утверждать,

что сирийская и эллинская цивилизации превзошли

две другие в росте по всем параметрам?

Неадекватность географического критерия

подтверждается тем фактом, что индская

цивилизация, долгое время оставаясь на

собственной почве, как бы в ожидании рождения

эллинизма, впоследствии обрела

экспансионистский характер, продвигая

эллинистический стиль на Восток - от Инда до

Тарима и от Тарима до Желтой реки. Мы уже

упоминали, что эллинистическое искусство пришло

на Дальний Восток через махаяно-буддийское

учение, а махаяна, разумеется, была творением

индских душ. К весьма любопытному заключению

пришел выдающийся авторитет в области изучения

восточных религий Ч. Элиот: "Идеи, подобно

империям и расам, имеют свои естественные

границы. Можно, например, сказать, что Европа -

немагометанский край... А в районах,

расположенных к западу от Индии (граница

пролегает приблизительно по 65°), индийская

религия экзотична и носит спорадический

характер... И это при том, что влияние Индии в

Восточной Азии было выдающимся по размаху, силе и

продолжительности" [*1].

Проанализировав становление двух цивилизаций,

сыновне родственных сирийской, мы обнаружим, что