Файл: 1. История отечественной педиатрии организации охраны материнства и детства в России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 412
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. История отечественной педиатрии; организации охраны материнства и детства в России.
2. Первичный осмотр: определения, показания, основные элементы.
8. Базовая сердечно-легочная реанимация у младенцев: основные элементы, алгоритм.
11. Базовая сердечно-легочная реанимация у детей в возрасте старше 1 года.
13. Алгоритм первичного осмотра у детей.
Лечение железодефицитной анемии у детей
18. Основные элементы базовой сердечно-легочной реанимации у детей.
20. Судорожный синдром. Интенсивная терапия и оказание неотложной помощи.
Симптомы сахарного диабета у детей
Патогенез сахарного диабета у детей
Классификация и стадии развития сахарного диабета у детей
Осложнения сахарного диабета у детей
IV. Грудной возраст с 29 дня до 1 года - тесный контакт с матерью. Идет интенсивное физическое развитие, быстрые темпы роста, повышается моторное и интеллектуальное развитие. Соблюдение правил рационального вскармливания, режим, уход. М.б. аномалии конституциии, рахит, анемия, проявиться врожденные наследственные заболевания, поражения ЦНС, ЖКТ (пилороспазм, дисбактериоз).
V. Преддошкольный этап от 1 года до 3 лет. Мышечная масса интенсивно увеличивается, к концу второго года- все молочные зубы, окончательное становление нервно-психического развития (внимание), дифференцировка внутренних органов, физиологические особенности становления ССС и ДС, расширяются двигательные возможности – высокий риск травм, совершенствуется речь. С 3 лет упрямство, через игру обучаются трудовым навыкам, четко определяются черты характера и поведения. Могут проявиться нанизм - низкий рост, ожирение, нарушение нервно-психического развития, часто ОРЗ, начала хронич. заболеваний (аллергии, гастриты и др.).
VI. Дошкольный период от 3 до 7 лет. Первое физиологическое вытяжение. Темп нарастания массы снижается , увеличивается длина конечностей, дифференцировка в строении внутренних органов. К 7 годам иммунная сис-ма зрелая. Интенсивно развивается интеллект.
VII. Младший школьный возраст от 7 до 11 лет. Замена молочных зубов, деморфизм полового развития, повышается интеллект, дети живут интересами коллектива.
VIII. Старший школьный возраст с 12 до 16 лет. Второй скачок роста. У девочек с 11-12 лет, у мальчиков с 13 лет, изменяется функция эндокринных желез, самый трудный период психологического развития, воли. В младшем и старшем школьном возрасте проявлся ожирение, гигантизм, низкий рост, реже ОРВИ, чаще БА, поллинозы, появляются очаги хр. заболеваний, дискинезия ж.п. , кариес, аденоиды, учащаются заболевания жкт, нарушения костной системы, вегетативные нарушения, артериальная гипертензия, врожденные пороки сердца, гломерулонефриты, ревматизм, шизофрения.
В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды: 1) время развития половых клеток - овогенез и сперматогенез; 2) момент слияния половых клеток - оплодотворение; 3) имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза); 4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития); 5) стадия усиленного роста головного мозга - это время появления электрических сдвигов в коре больших полушарий и ее ответов на внешние раздражители (15-20-я неделя); 6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода); 7) момент рождения ребенка и период новорожденности - переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация; первый критический период иммунитета у ребенка — это слабая резистентность к условно-патогенной грамотрицательной флоре; 8) период раннего и первого детства (2 года - 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов; на втором году жизни ребенка отмечается третий критический период иммунитета. В этот период иммунный ответ в большей степени переключается на образование антител IgG, но у 30% детей отмечается так называемый «физиологический дефицит» IgG2 к палочке инфлюэнцы. Дети склонны к повторным вирусным инфекциям. В этот период впервые проявляются многие минорные аномалии иммунитета. 9) подростковый возраст (период полового созревания - у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет).
Физическое развитие- динамический процесс роста (увеличение длины, массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства.
Основные законы и закономерности роста детей:
1. Замедление скорости роста с возрастом. Наибольшие темпы роста отмечаются внутриутробно и в первые месяцы жизни. Затем идет замедление темпов развития, но на первом году жизни рост имеет наивысший темп по сравнению с последующими возрастными периодами.
2. Неравномерность скорости роста
. За все время развития чередуются периоды ускорения роста – «вытягивания» с периодами роста в ширину – «округления». I-й период «округления» отмечается в 3–4 года. I период «вытягивания» происходит от 4 до 5,5 лет - у мальчиков и после 6 лет у девочек. II-й период «округления» отмечается в 8– 10 лет. II-й период «вытягивания» – в 11–12 лет у мальчиков и в 9–10 лет у девочек. Мальчики прекращают интенсивно расти к 19 годам, а девочки к 16-ти. Не только скелет, но и большинство органов имеют свои темповые характеристики роста. Головной мозг, лимфоидная ткань, репродуктивные органы могут иметь индивидуальные темпы ускорения роста.
3. Кранио-каудальный градиент роста. После рождения дистальные сегменты тела растут с большей скоростью и в опережающие сроки, чем верхние или проксимальные отделы. Так, стопа растет быстрее, чем голень, голень скорее, чем бедро, а наименьший прирост имеют шея и голова. Ноги увеличиваются за время роста в 5 раз, руки в 4 раза, туловище в 3, голова в 2 раза. 4. Чередование направлений роста. Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и в толщину (в поперечнике). То есть, как бы тоже чередуются периоды «вытягивания» и «округления». 5. Половая специфичность темпа роста. Имеется тенденция к более быстрому росту скелета у мальчиков (за исключением периода 2 вытягивания – в 13–14 лет у девочек, когда девочки по росту обгоняют мальчиков). Но скорость созревания скелета и организма в целом после 2–3 лет у девочек происходит интенсивнее, что отражает их более быстрое биологическое развитие.
6. Асимметрия роста. При праворукости или леворукости – инициатива роста и опережение происходит на стороне доминирующей ручной умелости. 7. Неодинаковость суточного и годового роста - рост больше ночью и летом.
Факторы, влияющие на рост:
-
Генетические (наследственные), определяют темп и предел роста, особенности телосложения. -
Эндокринно-гуморальные стимуляторы роста (в основном система гормона роста). -
Внутриутробный маточный кровоток и плацентарная перфузия. Есть данные, что плацента вырабатывает гормон роста – хорионический соматотропин, регулирующий рост плода. -
После рождения рост происходит под влиянием ряда гормонов. Соматотропный гормон регулирует хондрогенез, рост хрящей, мышц, внутренних органов. Гормоны щитовидной железы, инсулин влияют на остеогенез, созревание костной ткани. -
Средовые факторы: питание (особенно большое значение имеют незаменимые аминокислоты, витамины, минеральные вещества), как правило, большая степень пищевой недостаточности не компенсируется, ребенок остается низкорослым. -
Физические упражнения, занятие спортом – стимулируют рост (при занятии волейболом и баскетболом идет увеличение роста в высоту, а гимнасты из-за вертикальной нагрузки не имеют высокого роста). -
Достаточный сон (во время сна рост идет интенсивней). -
Эмоциональное состояние. Депрессия, психические травмы ведут к задержке роста и развития. Так, в состоянии агрессии дети могут хорошо кушать, но пища не усваивается. -
Острые и хронические заболевания задерживают развитие и рост. -
Климатические факторы. Рост ускоряется весной и тормозится в осеннее и зимнее время. -
Группа не классифицируемых факторов: порядковый номер беременности и родов, возраст родителей, сезон рождения ребенка и др.
Акселерация (от лат. acceleratio – ускорение) – процесс ускорения роста и развития детей, который отмечался в последнее столетие, начиная с внутриутробного периода. Об этом свидетельствуют более ранние сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, ускорение роста и полового созревания. Акселерация обусловлена множеством факторов: большой миграцией населения, изменением генотипа, связанного с увеличением смешанных браков, расширением информационного поля и улучшением социальных условий. Однако в последние годы отмечается замедление акселерации, даже появились симптомы децелерации.
Методика определения физического развития и его оценка. Для оценки физического развития ребенка чаще всего используют измерение таких антропометрических величин, как рост, масса тела, окружности головы и груди, определение пропорций тела и вычисление индексов. Полученные данные сравнивают со стандартными величинами для каждого возраста (по таблицам центильного или сигмального типа) или с результатами, вычисленными по эмпирическим формулам. Все измерения нужно проводить в утренние часы, в одно и то же время, натощак, желательно после мочеиспускания и дефекации, на обнаженных детях.
4.Рахит. Диагностика. Клинические, биохимические, рентгенологические признаки, характеризующие разные периоды рахита. Принципы диагностики, лечения и профилактики.
Рахит – это группа заболеваний детского организма, связанная с недостаточным поступлением витамина D или нарушением процессов его метаболизма, приводящая к нарушению многих видов обмена веществ и в первую очередь фосфорно- кальциевого(КФО), что обусловливает поражение многих органов и систем, но главным образом, костного скелета.
Собирательный термин «остеопения» используют для обозначения низкой массы костной ткани без учета причин, вызывающих данный симптомокомплекс, и без детализации характера структурных изменений.
В клинической практике наиболее часто встречаются три типа остеопений: остеопороз, остеомаляция и фиброзно-кистозный остит.
Остеопороз - это системное заболевание скелета, характеризующееся снижением массы костей и микронарушениями в архитектонике костной ткани, которые приводят к значительному увеличению хрупкости костей и возможности их переломов.
Остеомаляция - уменьшение минерального компонента в единице обьема костной ткани, накопление неминерализованного органического матрикса (остеоида). Кость при этом теряет прочность, жесткость, появляется склонность к деформациям.
Фиброзно-кистозный остит - состояние, характеризующееся усиленной резорбцией костного вещества с последующим замещением фиброзно-ретикулярной тканью. Это сравнительно редкий вариант патологии, характерный для гиперпаратиреоза.
Классификация рахита.
- по периоду болезни - начальный, разгар, репарации, остаточные явления;
по тяжести процесса легкая степень, средней тяжести и тяжелая - по характеру течения - острый, подострый, рецидивирующий.
Клиническая картина.
Начальный период. Заболевание отчетливо проявляется в возрасте 3-4 мес, хотя первые симптомы могут появиться раньше - в 1-1,5 мес. У ребенка появляются беспокойство, пугливость, раздражительность, гиперестезия, капризы, снижается аппетит, заметно нарушается сон, дети часто вздрагивают, особенно при засыпании, громком звуке, внезапной вспышке света. Одновременно с этим повышается вазомоторная возбудимость кожи; усиливаются красный дермографизм и потливость (липкий пот с кислым запахом). Ребенок беспрерывно трет голову о подушку, в результате чего появляется облысение затылка. Рентгенологические изменения костей обычно отсутствуют. Типичен стойкий красный дермографизм. При такой клинической