Файл: 1. История отечественной педиатрии организации охраны материнства и детства в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 420

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. История отечественной педиатрии; организации охраны материнства и детства в России.

2. Первичный осмотр: определения, показания, основные элементы.

3. Периоды детского возраста. Определение понятия, законы роста детей, факторы, оказывающие влияние на физическое развитие.

4.Рахит. Диагностика. Клинические, биохимические, рентгенологические признаки, характеризующие разные периоды рахита. Принципы диагностики, лечения и профилактики. Рахит – это группа заболеваний детского организма, связанная с недостаточным поступлением витамина D или нарушением процессов его метаболизма, приводящая к нарушению многих видов обмена веществ и в первую очередь фосфорно- кальциевого(КФО), что обусловливает поражение многих органов и систем, но главным образом, костного скелета.Собирательный термин «остеопения» используют для обозначения низкой массы костной ткани без учета причин, вызывающих данный симптомокомплекс, и без детализации характера структурных изменений.В клинической практике наиболее часто встречаются три типа остеопений: остеопороз, остеомаляция и фиброзно-кистозный остит.Остеопороз - это системное заболевание скелета, характеризующееся снижением массы костей и микронарушениями в архитектонике костной ткани, которые приводят к значительному увеличению хрупкости костей и возможности их переломов.Остеомаляция - уменьшение минерального компонента в единице обьема костной ткани, накопление неминерализованного органического матрикса (остеоида). Кость при этом теряет прочность, жесткость, появляется склонность к деформациям.Фиброзно-кистозный остит - состояние, характеризующееся усиленной резорбцией костного вещества с последующим замещением фиброзно-ретикулярной тканью. Это сравнительно редкий вариант патологии, характерный для гиперпаратиреоза.Классификация рахита.- по периоду болезни - начальный, разгар, репарации, остаточные явления;

5. Анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств у детей. Закономерности развития психики и моторики у детей в возрастном аспекте. Методы оценки нервно-психического развития.

7. Грудное вскармливание. Преимущества грудного вскармливания. Физиология лактации. Правила кормления грудью. Время и методика введение прикормов.

8. Базовая сердечно-легочная реанимация у младенцев: основные элементы, алгоритм.

9. Показания и принципы проведения смешанного и искусственного вскармливания. Характеристика и классификация молочных смесей, применяющихся для докорма и искусственного вскармливания.

10. Эпидемиология, этиопатогенез, классификация, клиника различных форм менингококковой инфекции у детей.

11. Базовая сердечно-легочная реанимация у детей в возрасте старше 1 года.

13. Алгоритм первичного осмотра у детей.

Причины

Симптомы ЖДА у детей

Диагностика

Лечение железодефицитной анемии у детей

Причины

Классификация

Симптомы пневмонии у детей

Диагностика

Лечение пневмонии у детей

16. Бронхиальная астма у детей. Особенности патогенеза, клинической картины, течения. Классификация. Современные подходы к лечению. Неотложная терапия при приступе БА.

Патогенез бронхиальной астмы. В основе развития аллергической бронхиальной астмы лежат аллергические реакции 1 типа (немедленные), реже – 3 типа (иммунокомплексные).

18. Основные элементы базовой сердечно-легочной реанимации у детей.

19. Особенности иммунологической защиты у детей. Атопический дерматит. Этиопатогенез, классификация, критерии диагностики, лечение.

20. Судорожный синдром. Интенсивная терапия и оказание неотложной помощи.

22. Сахарный диабет у детей. Особенности патогенеза, клинической картины, диагностики, лечения. Неотложная помощь при кетоацидотических состояниях.

Симптомы сахарного диабета у детей

Патогенез сахарного диабета у детей

Классификация и стадии развития сахарного диабета у детей

Осложнения сахарного диабета у детей

Диагностика сахарного диабета у детей

Лечение сахарного диабета у детей



11. Базовая сердечно-легочная реанимация у детей в возрасте старше 1 года.


В момент первого контакта с ребенком в случае, когда очевидные признаки жизни отсутствуют (например, ребенок лежит с закрытыми глазами в положении, при котором его самостоятельное дыхание увидеть невозможно), необходимо:

1. Убедиться в личной безопасности и в том, что ребенку не угрожает внешняя опасность.

2. Проверить наличие у ребенка сознания

Осторожно встряхните грудную клетку ребенка, громко и отчетливо задайте простой вопрос (как тебя зовут?)

Детей, у которых возможно повреждение шейного отдела позвоночника, встряхивать нельзя, необходимо ограничиться лишь звуковой стимуляцией, немедленно предприняв меры для фиксации шейного отдела.

2.1. Если у ребенка имеется голосовая или двигательная

реакция на ваши действия, то необходимо:

  • оставить ребенка в положении, в котором вы его обнаружили, исключив дальнейшую опасность для него со стороны;

  • проверив повторно его состояние, позвать на помощь,

если это необходимо;

• до прибытия помощи регулярно перепроверять наличие голосовой или двигательной активности и дыхания (см. ниже прием «слышу-вижу-ощущаю») у ребенка в ответ на стимуляцию (см. п. 2).

2.2. Если у ребенка отсутствует ответная реакция

на ваши действия, то необходимо:

  • не отходя от ребенка, позвать на помощь;

  • быстро, но аккуратно уложить ребенка на спину

на твердую поверхность;

• открыть дыхательные пути ребенка, запрокинув его голову назад и приподняв нижнюю челюсть за подбородок (рис. 11, 12):

Положите свою руку ребенку на темя и слегка запрокиньте голову назад, установив ее в нейтральное положение, приподнимите подбородок. 

Избегайте давления на мягкие ткани шеи под нижней челюстью, так как это может вызывать нарушение проходимости дыхательных путей.

3. Удерживая дыхательные пути ребенка в открытом

состоянии, выполните прием: «вижу-слышу-ощущаю» (рис. 13, 14), для этого расположите свое лицо как можно ближе к лицу ребенка и направьте взгляд вдоль передней поверхности его туловища:

• «вижу» - движения грудной клетки

, передней стенки живота ребенка;

• «слышу» - дыхательные шумы изо рта или носа ребенка;

• «ощущаю» - движение воздуха, ощущаемое кожей вашей щеки.

Выполняйте прием «вижу-слышу-ощущаю» в течение времени до 10 с, прежде чем констатировать наличие или отсутствие дыхания.

У ребенка на сонной артерии

3.1. Если пострадавший дышит:

  • при отсутствии оснований предполагать травму шей-ного отдела позвоночника, поверните ребенка в безопасное положение;

  • проверьте после этого дыхание.

3.2. Если ребенок не дышит или у него имеется агональ-

ное дыхание (нет пульса): 

• произведите пять глубоких вдохов в дыхательные пути пострадавшего, каждый из которых должен сопровождаться подъемом и опусканием грудной клетки, учитывая следующие правила:

Закройте носовые ходы ребенка указательным и большим пальцем вашей руки, помешенной на лоб ребенка и удерживающей его голову максимально запрокинутой.

Далее:

-удерживая подбородок приподнятым, сделайте вдох и плотно прижмите свои губы к губам пострадавшего, затем медленно, в течение 1-1,5 с произведите выдох в дыхательные пути ребенка, одновременно контролируя подъем грудной клетки;

-удерживая голову ребенка запрокинутой, а подбородок приподнятым, отодвиньте свой рот от губ пострадавшего и убедитесь в том, что одновременно с выходящим воздухом грудная клетка пострадавшего опускается;

-повторите такие вдохи пять раз.

3.3. Если вам не удалось, при условии соблюдения вы-шеописанных правил, добиться эффективных вдохов, веро-ятно, у пострадавшего имеется обструкция дыхательных путей.

Однако необходимо незамедлительно продолжить

выполнение алгоритма сердечно-легочной реанимации (выполнить 30 компрессий грудной клетки), а перед последу-ющими двумя вдохами выполнить следующее:

  • расположить два пальца рук позади углов нижней челюсти ребенка с каждой стороны и выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх, одновременно удерживая голову ребенка запрокинутой (рис. 16);

  • попытаться провести два искусственных вдоха.

4. Проверьте «признаки кровообращения»:

4.1. Оцените общие признаки наличия кровообращения: любые спонтанные движения за исключением судорог, т.е. ка-шель, голосовая или рвотная реакция пострадавшего расцениваются как симптомы, свидетельствующие о наличии само-стоятельного кровообращения.


При отсутствии «признаков кровообращения» проверьте

наличие пульса, если это не было сделано ранее.

4.2. Если вы уверены в том, что действительно опреде-

лили наличие признаков кровообращения, то:

  • продолжайте искусственные вдохи, если у ребенка отсутствует самостоятельное дыхание с частотой 12-20 в минуту (вдох каждые 3-5 с) до восстановления самостоятель-ного дыхания, после чего, если ребенок не пришел в сознание, поверните его в безопасное положение;

  • регулярно контролируйте состояние ребенка (прове ряйте дыхание и пульс не реже чем один раз в 2 мин).

4.3. Если признаки кровообращения отсутствуют или частота пульса не превышает 60 в 1 минуту или вы не уверены в том, что четко определяете пульсацию артерии, то:

• немедленно выполните 30 компрессий грудной клетки***

ДЕТЯМ:

• разместите основание кисти на нижней половине грудины ребенка по средней линии так, чтобы кисть располагалась выше мечевидного отростка;

• приподнимите пальцы кисти таким образом, чтобы они не касались ребер ребенка и не передавали на них силу толчков;

• расположитесь над ребенком вертикально, при этом направление вашей руки, производящей компрессии, должно быть строго перпендикулярным основанию, на котором лежит ребенок, а сама рука не должна быть изогнута в локтевом суставе; производите компрессии грудной клетки на глубину, приблизительно составляющую одну треть передне-заднего расстояния грудной клетки лежащего ребенка с частотой приблизительно во 100-120 в 1 минуту;

• после 30 компрессий запрокиньте голову ребенка, приподнимите подбородок, совершите два искусственных вдоха, продолжайте чередовать вдохи и компрессии в соотношении 2:30 (2:15)

Детям старшего возраста для того, чтобы достигнуть необходимой глубины компрессий грудной клетки, возможно, понадобится применить метод сердечно-легочной реанимации, используемый у взрослых:

• разместите основание одной своей кисти на нижней половине грудины по средней линии так, чтобы кисть не выходила за нее, поместите основание второй кисти на нее;

образуйте замок между пальцами обеих рук, пальцы приподнимите таким образом, чтобы они не касались ребер ребенка и не передавали на них силу толчков;

• расположитесь над ребенком вертикально, при этом направление вашей руки, производящей компрессии, должно быть строго перпендикулярным основанию, на котором лежит ребенок, а сама рука не должна быть изогнута в локтевом суставе;


Производите компрессии грудной клетки на глубину, приблизительно составляющую одну треть переднезаднего расстояния грудной клетки лежащего ребенка.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ

  • максимально быстрое распознание остановки кро-вообращения и раннее начало базовой реанимации, вызов помощи;

  • правильное расположение рук при компрессиях грудной клетки;

  • достаточная глубина компрессий - не менее одной трети переднезаднего расстояния грудной клетки лежа-щего ребенка:

  • у младенца - примерно 4 см,

  • у детей дошкольного возраста - 4-5 см,

  • у детей школьного возраста - 5-6 см;

    • частота компрессий 100-120 в минуту;

    • полное расправление грудной клетки в момент

декомпрессии;

    • соотношение фазы компрессии и декомпрессии грудной клетки должно составлять 1:1 (избегать толчков на грудную клетку вместо плавных компрессий);

    • минимизация времени перерывов в компрессиях;

    • максимально раннее применение автоматического наружного дефибриллятора.

5. Сердечно-легочная реанимация должна продол-

жаться до момента, когда:

    • у ребенка восстановится спонтанное дыхание, появятся самостоятельные движения (при проведении базовой сердечно-легочной реанимации прерывание компрессий грудной клетки для определения пульса не предполага-ется);

    • в условиях медицинского стационара прибудет специально подготовленный медицинский персонал для продолжения расширенных реанимационных мероприятий или бригада СМП в случае отсутствия такового;

    • ваши физические силы, которых требует реанимация,

будут полностью исчерпаны.

Дальнейшие мероприятия по поддержанию жизни:

1. Если сердцебиение не восстанавливается, не прекращая проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца, обеспечить доступ к периферической вене и ввести в/в:

+

  • — 0,1% р-р адреналина гидротартрата 0,01 мл/кг (0,01 мг/кг);

  • — 0,1% р-р атропина сульфата 0,01-0,02 мл/кг (0,01-0,02 мг/кг). Атропин при реанимации у детей применяется в разведении: 1 мл 0,1% раствора на 9 мл изотонического раствора натрия хлорида (получается в 1 мл раствора 0,1 мг препарата). Адреналин также применяется в разведении 1: 10000 на 9 мл изотонического раствора натрия хлорида (в 1 мл раствора будет 0,1 мг препарата). Возможно применение увеличенных в 2 раза доз адреналина.