Файл: 1. История отечественной педиатрии организации охраны материнства и детства в России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 420
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. История отечественной педиатрии; организации охраны материнства и детства в России.
2. Первичный осмотр: определения, показания, основные элементы.
8. Базовая сердечно-легочная реанимация у младенцев: основные элементы, алгоритм.
11. Базовая сердечно-легочная реанимация у детей в возрасте старше 1 года.
13. Алгоритм первичного осмотра у детей.
Лечение железодефицитной анемии у детей
18. Основные элементы базовой сердечно-легочной реанимации у детей.
20. Судорожный синдром. Интенсивная терапия и оказание неотложной помощи.
Симптомы сахарного диабета у детей
Патогенез сахарного диабета у детей
Классификация и стадии развития сахарного диабета у детей
Осложнения сахарного диабета у детей
11. Базовая сердечно-легочная реанимация у детей в возрасте старше 1 года.
В момент первого контакта с ребенком в случае, когда очевидные признаки жизни отсутствуют (например, ребенок лежит с закрытыми глазами в положении, при котором его самостоятельное дыхание увидеть невозможно), необходимо:
1. Убедиться в личной безопасности и в том, что ребенку не угрожает внешняя опасность.
2. Проверить наличие у ребенка сознания
Осторожно встряхните грудную клетку ребенка, громко и отчетливо задайте простой вопрос (как тебя зовут?)
Детей, у которых возможно повреждение шейного отдела позвоночника, встряхивать нельзя, необходимо ограничиться лишь звуковой стимуляцией, немедленно предприняв меры для фиксации шейного отдела.
2.1. Если у ребенка имеется голосовая или двигательная
реакция на ваши действия, то необходимо:
-
оставить ребенка в положении, в котором вы его обнаружили, исключив дальнейшую опасность для него со стороны; -
проверив повторно его состояние, позвать на помощь,
если это необходимо;
• до прибытия помощи регулярно перепроверять наличие голосовой или двигательной активности и дыхания (см. ниже прием «слышу-вижу-ощущаю») у ребенка в ответ на стимуляцию (см. п. 2).
2.2. Если у ребенка отсутствует ответная реакция
на ваши действия, то необходимо:
-
не отходя от ребенка, позвать на помощь; -
быстро, но аккуратно уложить ребенка на спину
на твердую поверхность;
• открыть дыхательные пути ребенка, запрокинув его голову назад и приподняв нижнюю челюсть за подбородок (рис. 11, 12):
Положите свою руку ребенку на темя и слегка запрокиньте голову назад, установив ее в нейтральное положение, приподнимите подбородок.
Избегайте давления на мягкие ткани шеи под нижней челюстью, так как это может вызывать нарушение проходимости дыхательных путей.
3. Удерживая дыхательные пути ребенка в открытом
состоянии, выполните прием: «вижу-слышу-ощущаю» (рис. 13, 14), для этого расположите свое лицо как можно ближе к лицу ребенка и направьте взгляд вдоль передней поверхности его туловища:
• «вижу» - движения грудной клетки
, передней стенки живота ребенка;
• «слышу» - дыхательные шумы изо рта или носа ребенка;
• «ощущаю» - движение воздуха, ощущаемое кожей вашей щеки.
Выполняйте прием «вижу-слышу-ощущаю» в течение времени до 10 с, прежде чем констатировать наличие или отсутствие дыхания.
У ребенка на сонной артерии
3.1. Если пострадавший дышит:
-
при отсутствии оснований предполагать травму шей-ного отдела позвоночника, поверните ребенка в безопасное положение; -
проверьте после этого дыхание.
3.2. Если ребенок не дышит или у него имеется агональ-
ное дыхание (нет пульса):
• произведите пять глубоких вдохов в дыхательные пути пострадавшего, каждый из которых должен сопровождаться подъемом и опусканием грудной клетки, учитывая следующие правила:
Закройте носовые ходы ребенка указательным и большим пальцем вашей руки, помешенной на лоб ребенка и удерживающей его голову максимально запрокинутой.
Далее:
-удерживая подбородок приподнятым, сделайте вдох и плотно прижмите свои губы к губам пострадавшего, затем медленно, в течение 1-1,5 с произведите выдох в дыхательные пути ребенка, одновременно контролируя подъем грудной клетки;
-удерживая голову ребенка запрокинутой, а подбородок приподнятым, отодвиньте свой рот от губ пострадавшего и убедитесь в том, что одновременно с выходящим воздухом грудная клетка пострадавшего опускается;
-повторите такие вдохи пять раз.
3.3. Если вам не удалось, при условии соблюдения вы-шеописанных правил, добиться эффективных вдохов, веро-ятно, у пострадавшего имеется обструкция дыхательных путей.
Однако необходимо незамедлительно продолжить
выполнение алгоритма сердечно-легочной реанимации (выполнить 30 компрессий грудной клетки), а перед последу-ющими двумя вдохами выполнить следующее:
-
расположить два пальца рук позади углов нижней челюсти ребенка с каждой стороны и выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх, одновременно удерживая голову ребенка запрокинутой (рис. 16); -
попытаться провести два искусственных вдоха.
4. Проверьте «признаки кровообращения»:
4.1. Оцените общие признаки наличия кровообращения: любые спонтанные движения за исключением судорог, т.е. ка-шель, голосовая или рвотная реакция пострадавшего расцениваются как симптомы, свидетельствующие о наличии само-стоятельного кровообращения.
При отсутствии «признаков кровообращения» проверьте
наличие пульса, если это не было сделано ранее.
4.2. Если вы уверены в том, что действительно опреде-
лили наличие признаков кровообращения, то:
-
продолжайте искусственные вдохи, если у ребенка отсутствует самостоятельное дыхание с частотой 12-20 в минуту (вдох каждые 3-5 с) до восстановления самостоятель-ного дыхания, после чего, если ребенок не пришел в сознание, поверните его в безопасное положение; -
регулярно контролируйте состояние ребенка (прове ряйте дыхание и пульс не реже чем один раз в 2 мин).
4.3. Если признаки кровообращения отсутствуют или частота пульса не превышает 60 в 1 минуту или вы не уверены в том, что четко определяете пульсацию артерии, то:
• немедленно выполните 30 компрессий грудной клетки***
ДЕТЯМ:
• разместите основание кисти на нижней половине грудины ребенка по средней линии так, чтобы кисть располагалась выше мечевидного отростка;
• приподнимите пальцы кисти таким образом, чтобы они не касались ребер ребенка и не передавали на них силу толчков;
• расположитесь над ребенком вертикально, при этом направление вашей руки, производящей компрессии, должно быть строго перпендикулярным основанию, на котором лежит ребенок, а сама рука не должна быть изогнута в локтевом суставе; производите компрессии грудной клетки на глубину, приблизительно составляющую одну треть передне-заднего расстояния грудной клетки лежащего ребенка с частотой приблизительно во 100-120 в 1 минуту;
• после 30 компрессий запрокиньте голову ребенка, приподнимите подбородок, совершите два искусственных вдоха, продолжайте чередовать вдохи и компрессии в соотношении 2:30 (2:15)
Детям старшего возраста для того, чтобы достигнуть необходимой глубины компрессий грудной клетки, возможно, понадобится применить метод сердечно-легочной реанимации, используемый у взрослых:
• разместите основание одной своей кисти на нижней половине грудины по средней линии так, чтобы кисть не выходила за нее, поместите основание второй кисти на нее;
образуйте замок между пальцами обеих рук, пальцы приподнимите таким образом, чтобы они не касались ребер ребенка и не передавали на них силу толчков;
• расположитесь над ребенком вертикально, при этом направление вашей руки, производящей компрессии, должно быть строго перпендикулярным основанию, на котором лежит ребенок, а сама рука не должна быть изогнута в локтевом суставе;
Производите компрессии грудной клетки на глубину, приблизительно составляющую одну треть переднезаднего расстояния грудной клетки лежащего ребенка.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ
СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ
-
максимально быстрое распознание остановки кро-вообращения и раннее начало базовой реанимации, вызов помощи; -
правильное расположение рук при компрессиях грудной клетки;
-
достаточная глубина компрессий - не менее одной трети переднезаднего расстояния грудной клетки лежа-щего ребенка:
-
у младенца - примерно 4 см, -
у детей дошкольного возраста - 4-5 см, -
у детей школьного возраста - 5-6 см;-
частота компрессий 100-120 в минуту; -
полное расправление грудной клетки в момент
-
декомпрессии;
-
соотношение фазы компрессии и декомпрессии грудной клетки должно составлять 1:1 (избегать толчков на грудную клетку вместо плавных компрессий); -
минимизация времени перерывов в компрессиях; -
максимально раннее применение автоматического наружного дефибриллятора.
5. Сердечно-легочная реанимация должна продол-
жаться до момента, когда:
-
у ребенка восстановится спонтанное дыхание, появятся самостоятельные движения (при проведении базовой сердечно-легочной реанимации прерывание компрессий грудной клетки для определения пульса не предполага-ется); -
в условиях медицинского стационара прибудет специально подготовленный медицинский персонал для продолжения расширенных реанимационных мероприятий или бригада СМП в случае отсутствия такового; -
ваши физические силы, которых требует реанимация,
будут полностью исчерпаны.
Дальнейшие мероприятия по поддержанию жизни:
1. Если сердцебиение не восстанавливается, не прекращая проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца, обеспечить доступ к периферической вене и ввести в/в:
+
-
— 0,1% р-р адреналина гидротартрата 0,01 мл/кг (0,01 мг/кг); -
— 0,1% р-р атропина сульфата 0,01-0,02 мл/кг (0,01-0,02 мг/кг). Атропин при реанимации у детей применяется в разведении: 1 мл 0,1% раствора на 9 мл изотонического раствора натрия хлорида (получается в 1 мл раствора 0,1 мг препарата). Адреналин также применяется в разведении 1: 10000 на 9 мл изотонического раствора натрия хлорида (в 1 мл раствора будет 0,1 мг препарата). Возможно применение увеличенных в 2 раза доз адреналина.