Файл: 1. История отечественной педиатрии организации охраны материнства и детства в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 394

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. История отечественной педиатрии; организации охраны материнства и детства в России.

2. Первичный осмотр: определения, показания, основные элементы.

3. Периоды детского возраста. Определение понятия, законы роста детей, факторы, оказывающие влияние на физическое развитие.

4.Рахит. Диагностика. Клинические, биохимические, рентгенологические признаки, характеризующие разные периоды рахита. Принципы диагностики, лечения и профилактики. Рахит – это группа заболеваний детского организма, связанная с недостаточным поступлением витамина D или нарушением процессов его метаболизма, приводящая к нарушению многих видов обмена веществ и в первую очередь фосфорно- кальциевого(КФО), что обусловливает поражение многих органов и систем, но главным образом, костного скелета.Собирательный термин «остеопения» используют для обозначения низкой массы костной ткани без учета причин, вызывающих данный симптомокомплекс, и без детализации характера структурных изменений.В клинической практике наиболее часто встречаются три типа остеопений: остеопороз, остеомаляция и фиброзно-кистозный остит.Остеопороз - это системное заболевание скелета, характеризующееся снижением массы костей и микронарушениями в архитектонике костной ткани, которые приводят к значительному увеличению хрупкости костей и возможности их переломов.Остеомаляция - уменьшение минерального компонента в единице обьема костной ткани, накопление неминерализованного органического матрикса (остеоида). Кость при этом теряет прочность, жесткость, появляется склонность к деформациям.Фиброзно-кистозный остит - состояние, характеризующееся усиленной резорбцией костного вещества с последующим замещением фиброзно-ретикулярной тканью. Это сравнительно редкий вариант патологии, характерный для гиперпаратиреоза.Классификация рахита.- по периоду болезни - начальный, разгар, репарации, остаточные явления;

5. Анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств у детей. Закономерности развития психики и моторики у детей в возрастном аспекте. Методы оценки нервно-психического развития.

7. Грудное вскармливание. Преимущества грудного вскармливания. Физиология лактации. Правила кормления грудью. Время и методика введение прикормов.

8. Базовая сердечно-легочная реанимация у младенцев: основные элементы, алгоритм.

9. Показания и принципы проведения смешанного и искусственного вскармливания. Характеристика и классификация молочных смесей, применяющихся для докорма и искусственного вскармливания.

10. Эпидемиология, этиопатогенез, классификация, клиника различных форм менингококковой инфекции у детей.

11. Базовая сердечно-легочная реанимация у детей в возрасте старше 1 года.

13. Алгоритм первичного осмотра у детей.

Причины

Симптомы ЖДА у детей

Диагностика

Лечение железодефицитной анемии у детей

Причины

Классификация

Симптомы пневмонии у детей

Диагностика

Лечение пневмонии у детей

16. Бронхиальная астма у детей. Особенности патогенеза, клинической картины, течения. Классификация. Современные подходы к лечению. Неотложная терапия при приступе БА.

Патогенез бронхиальной астмы. В основе развития аллергической бронхиальной астмы лежат аллергические реакции 1 типа (немедленные), реже – 3 типа (иммунокомплексные).

18. Основные элементы базовой сердечно-легочной реанимации у детей.

19. Особенности иммунологической защиты у детей. Атопический дерматит. Этиопатогенез, классификация, критерии диагностики, лечение.

20. Судорожный синдром. Интенсивная терапия и оказание неотложной помощи.

22. Сахарный диабет у детей. Особенности патогенеза, клинической картины, диагностики, лечения. Неотложная помощь при кетоацидотических состояниях.

Симптомы сахарного диабета у детей

Патогенез сахарного диабета у детей

Классификация и стадии развития сахарного диабета у детей

Осложнения сахарного диабета у детей

Диагностика сахарного диабета у детей

Лечение сахарного диабета у детей

1. История отечественной педиатрии; организации охраны материнства и детства в России.


История отечественной педиатрии. Начало становления отечественной педиатрии относится к 18 веку. Ломоносов в письме к Шувалову указывает на необходимость госуд. заботы о роженице и предлагает меры борьбы с детской смертностью. Во второй половине 18 века Бецкой проектирует и открывает воспитательные дома в Москве (1764) и Питере (1771) для детей-подкидышей. Он же разработал указания по организации этих учреждений, уходу за детьми и их воспитанию. Уделил внимание вопросам ухода за детьми врач и общ. деятель Максимович-Амбодик. В его труде «Искусство повивания , или наука о бабичьем деле»- главы о детях ( зрелый и незрелый ребенок, рациональное питание новорожденного, уход и воспитание).

В конце 18 века организуется Вольно-экономическое общество – Грум создал 3-х томное « Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей». Первый русский педиатр, организовавший клиники акушерства, женских и детских болезней в мед-хирургической академии в Питере (1842) был Степан Фомич Хотовицкий. Он читал курс педиатрии и создал первое русское рук-во по дет. болезням «Педиатрика». После него курсом руководил Флоринский. Вторая половина 19 в. – создание педиатрических школ в Москве и Питере. Основатель москов. школы педиатров- Тольский. В 1861 г. он начал читать курс лекций по детским болезням в Московском университете, в 1866 организовал детскую клинику на 11 мест. Его ученики- Корсаков, Гундобин. Создается пед. школа в Питере – проф. Быстров, Раухфус. Раухфус- педиатр- клиницист, изучал врожденные пороки сердца, гнойно-воспалительные заболевания суставов, организовал планы строительства детских больниц. Приемник Тольского - Филатов Н.Ф. в мае 1891 г. он открывает детскую больницу им. купца Хлудова (ныне клиника детских болезней москов. мед. академии им. Сеченова). Филатов-основоположник –отечественной педиатрии, продвинул вперед клиническое изучение детских болезней, написал учебники – «Семиотика и диагностика детских болезней», «Клинические лекции», «Учебник детских болезней» и пр. Он создал школу отечественных педиатров, основал в 1892 Московское общество детских врачей. Приемники- Корсаков,Молчанов, Домбровская, Исаева. После 1917г. – создан народный комиссариат здравия СССР , с 1920 г.- руководил Семашко, был создан отдел для организации охраны здоровья матери и ребенка. Открытие детских учреждений. Выдающиеся педиатры России-Домбровская, Маслов, Молчанов, Сперанский, Лебедев, Кисель, Тур.


Организация охраны материнства и детства в стране. Охрана материнства и детства (ОМИД) - это система государственных общественных и медицинских мероприятий, обеспечивающие рождение здорового ребенка, правильно и всестороннее развитие подрастающего поколения, предупреждение и лечение болезней женщин и детей. ВОЗ программирует мероприятия по ОМИД как главные. Здоровье матери и ребенка надо рассматривать как здоровье будущего общества. В стране около 90 медицинских институтов имеют кафедру педиатрии и 2 института являются педиатрическими. ВОЗ определила 6 групп наблюдения за состоянием здоровья детей:1 группа охраны здоровья детства - до зачатия. Сюда включают мероприятия по охране здоровья женщин в целом, развитие медико-генетических центров.2 группа - период от зачатия до родов. Самые активные мероприятия проводятся в первые месяцы беременности.3 группа - период родов, включает в себя мероприятия по безопасности родовспоможения и предупреждения осложнений в родах.4 группа - период раннего детства (до 1 года) или младенчества. Мероприятия по активизации грудного вскармливания и иммунизации. 5 группа - период дошкольного возраста 1-7 лет. Задачи: рациональное питание и физическое развитие.6 группа - школьный возраст . задачи - приучение детей к оздоровительным процедурам, проведение санитарно-гигиенического обучения, пропаганда здорового образа жизни. Принципы , методы и показатели отчетности учреждений ОМИД.ОМИД - проблема комплексная, а не чисто медицинская, поэтому и подход к проблеме комплексный. Прежде всего, мероприятия проводятся государством по охране труда, быта, проживания женщин.

Принципы организации медицинской помощи матерям и детям: 1. Принцип единого педиатра - то есть одним врачом обслуживаются дети от 0 до 14 лет 11 мес. 29 дней. 2. Принцип участковости. Размер педиатрического участка 800 детей. Центральный фигурой амбулаторно-поликлинической сети является участковый педиатр; сейчас повышается ответственность участкового педиатра в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) и ищутся критерии индивидуальной ответственности ( или персонификации).3. Диспансерный метод работы. Все дети, независимо от возраста, состояния здоровья, места проживания и посещения организованных дошкольных и школьных учреждений обязательно осматриваться в рамках профилактических осмотров, что как и вакцинопрофилактика проводится бесплатно.4. Принцип объединения, то есть женские консультации объединены с родильными домами, детские поликлиники объединяются со стационарами.5. Принцип чередования медицинского обслуживания: на дому, в поликлинике, в дневном стационаре. На амбулаторный прием в поликлинику

приходят только здоровые дети либо реконвалесценты, больные обслуживаются на дому. Принцип преемственности. Осуществляется между женской консультацией, роддомом и детской поликлиникой в виде дородового патронажа посещения новорожденного в течение 3 дней после выписки из роддома ежемесячные осмотры младенца в детской поликлинике в течение 1 года жизни. Для женской консультации - принцип ранней постановки на диспансерный учет (до12 мес.)8. принцип социально-правовой помощи, то есть существует кабинет юриста в детской поликлинике и женской консультации.

2. Первичный осмотр: определения, показания, основные элементы.


Первые несколько секунд после встречи с пациентом, находящимся в сознании, должны быть использованы для того, чтобы визуально определить, насколько стабильным является его состояние.

При стабильном состоянии ребенка возможно начало обычного - анамнез, тщательный осмотр ребенка по традиционному принципу (кожный покров, органы дыхания, сердечно-сосудистая, пищеварительная система и т.д.) или «от макушки до пяток» осмотра с принятием дальнейших диагностических, лечебных и тактических решений.

К общим признакам нестабильности у пациента относятся:

явное нарушение сознания (от выраженного возбуждения до комы), судороги;

выраженная бледность, цианоз, мраморность кожного покрова, очевидные признаки нарушений дыхания и (или) кровообращения (одышка, слышимые на расстоянии дыхательные шумы, вынужденное положение ребенка);

некоторые случай экзогенных отравлений, которые в первое время могут не проявляться очевидными внешними признаками.

Перечисленное выше, а также ситуации, при которых состояние ребенка неясно для медицинского персонала, являются основанием для немедленного проведения первичного осмотра, цель которого - выявление признаков наруше-ний, представляющих реальную угрозу жизни ребенка.

При этом необходимо понимать, что в любой момент состояние ребенка может потребовать немедленно начать сердечно-легочную реанимацию.

Нестабильное состояние пациента - ребенка, находящегося в медицинском стационарном учреждении, является абсолютным показанием к немедленному вызову на консультацию врача анестезиолога-реаниматолога. При нахождении ребенка в нестабильном состоянии в амбулаторном медицин-ском учреждении или вне медицинской организации, а также при отсутствии возможности консультации врача анестезио-лога-реаниматолога необходимо немедленно вызвать скорую медицинскую помощь, четко объяснив диспетчеру СМП суть происходящего.




В основе первичного осмотра лежит принцип ABCDE:

А - оценка проходимости дыхательных путей; в - оценка дыхания;


С - оценка кровообращения;

D - оценка неврологического состояния;

Е - оценка некоторых других признаков, имеющих, воз-можно, первостепенное значение для стабилизации состояния.

При этом важно понимать, что на каждом из этапов необходимо увидеть, затем оценить увиденное и попытаться устранить проблему, лишь затем переходя к следующему пункту.

Иными словами, у ребенка, находящегося без сознания, в первую очередь необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей (рис. 3), а не пытаться измерить ему в этот момент артериальное давление.







3. Периоды детского возраста. Определение понятия, законы роста детей, факторы, оказывающие влияние на физическое развитие.


I. Внутриутробный период. Фазы: а) зародышевый период - от момента оплодотворения до имплантации бластоцитов в оболочку матки; б) имплантация- длится 2 дня; в) фаза эмбрионального развития- высркая степень дифференцировки тканей, закладкавнутренних органов, питание зародыша из желточного мешка. В этот период могут возникнуть эмбриопатии (грубые пороки, несовместимые с жизнью); г) плацентарное развитие (эмбриофетальный период) в течение двух недель формируется плацента, дальнейший рост и развитие за счет маточно-плацентарного кровообращения, формируются все органы кроме ЦНС и эндокринной системы. При воздействии тератогенных факторов могут быть пороки с сохранением жизни, инфекционные агенты - врожденный миокардит, пневмония. д) фетальный период ранний с 9 по 28 нед- рост плода и тканевая дифференцировка, поздний- с 28 нед до момента родов.

II. Поздний фетальный период переходит в интранатальный этап - от начала схваток до перевязки пуповины – длится от 2-4 часов до 18-20 часов, может травмирование ЦНС, нарушение пуповинного кровообращения.

После перевязки пуповины- внеутробный период.