Файл: Программа курса внеурочной деятельности профориентация (основное общее образование) москва 2022.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности
Раздел 2. Универсальные навыки (14 ч)
Раздел 4. Образовательная траектория (8 ч)
Раздел 6. Проба профессии (15 ч)
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» 21ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
29
| | Работа в мини-группах, во время которой школь- ники каждой группы представляют себя руково- дителем предприятия (например, торговли, транспорта, сферы обслуживания и т п ), кото- рый набирает персонал: каждая группа формули- рует вопросы анкеты, которую они хотели бы предложить потенциальным работникам своей организации, и по возможности ранжируют во- просы по степени важности для представителя профессии этой сферы деятельности Обсужде- ние проблемы неравенства (гендерного, воз- растного, расового) между людьми, претендую- щими на одну и ту же должность |
Первый опыт самопрезентации (3 ч) | Кому и когда важно презентовать себя На что обращают внимание при первом знакомстве во время приёма на работу Язык тела Грамотная речь как ресурс чело- века Создание собственного сти- ля и уместность его демонстра- ции при приёме на работу Резю- ме — что это такое и как его составить | Участие в беседе о том, в каких ситуациях важно презентовать себя (при устройстве на работу, при публичном выступлении, при знакомстве со взрослым или сверстником, при совершении по- купок и т п ) Ролевая игра «Первое знаком- ство»12, подводя итоги которой школьники вме- сте с педагогом формулируют перечень некото- рых правил самопрезентации Индивидуальная работа, во время которой участники в течение минуты придумывают своё продолжение посло- вицы «По одёжке встречают, а по … провожают», записывают его на стикере и прикрепляют ли- сток со своей пословицей к школьной доске или стене Обсуждение вопроса о том, можно ли понять на- строение, помыслы человека, анализируя его |
12 Описание игр представлено в Приложениях
30
Примерная рабочая программа курса
Продолжение
Темы | Основное содержание | Деятельность школьников |
| | позу, движения, выражение лица; что значат позы человека Обсуждение поз, которые распо- лагают одного человека к другому; поз, которые вызывают желание побыстрее закончить обще- ние; поз и жестов, которые ставят собеседника в неловкое положение Игра «Разгадай меня», во время которой учащиеся в парах пытаются узнать настроение, мысли друг друга по выраже- нию лица, изгибу спины, жестам Прослушивание текста, который читает или пересказывает педагог, намеренно использую- щий слова-паразиты («так сказать», «как будто», «как бы», «понимаешь», «типа», «в принципе» и т п ), поиск слов-паразитов и обсуждение их влияния на восприятие говорящего; анализ детьми собственной речи и выявление в ней «слов-паразитов»; обсуждение причин их появ- ления и способов избавления от них Участие в беседе о стилях в одежде Определение «писаных» и «неписаных» правил создания соб- ственного визуального образа (чистота одежды, соотнесение со стилем поведения, «уличная», «школьная», «спортивная» и «рабочая» одежда) Просмотр и обсуждение слайд-шоу «Признаки стиля», которое педагог и/или группа детей под- готовили к занятию Участие в мастер-классе по написанию резюме, проводимом приглашённым на занятие психоло- гом или руководителем кадровой службы школы |
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
31
Раздел 4. Образовательная траектория (8 ч) | ||
Ошибки, которые мы совершаем (2 ч) | Ошибки, которые мы совершаем в жизни Причины ошибок Ошибка в выборе профессии и её последствия Как не ошибиться в выборе колледжа, вуза, профес- сии Пути исправления ошибок | Участие в беседе об ошибках в нашей жизни и их роли Работа в парах: составление участниками списков ошибок, которые могут совершить и совершают выпускники в выборе профессии; соотнесение своих списков со списком, предложенным педаго- гом (выбор экзаменов, не соответствующих той деятельности, которой хочется заниматься в бу- дущем; учёт только материальной составляющей профессии; выбор по аналогии с выбором близ- ких друзей; выбор престижной специальности, не имея к ней склонностей и т п ); обсуждение списков педагога и школьников Дискуссия «Надо ли исправлять ошибки» |
Я через 5, 10, 20, 50 лет (2 ч) | Ориентация на собственное буду- щее как залог сегодняшних успе- хов Построение траектории соб- ственной жизни Сегодняшние успехи и достижения Факторы, влияющие на успех в карьере Примеры траекторий становле- ния известных людей мира, стра- ны, города | Участие в беседе о важности наличия мечты, о возможностях и преградах по пути следования за мечтой, о потенциале образа будущего для совер- шения действий в настоящем Самостоятельная работа, в ходе которой школь- ники схематично изображают или записывают, какими они видят себя через 5, 10, 20 лет; затем записывают, какие основные события (успехи, неудачи) случились с ними до сегодняшнего дня: 2 года назад, 4 года назад, 8 лет назад Обсужде- ние того, повлияли ли эти события на то, что происходит с ними сегодня Обсуждение вопроса о том, можно ли превратить собственный желаемый образ в реальный, и ка- |
32
Примерная рабочая программа курса
Продолжение
Темы | Основное содержание | Деятельность школьников |
| | кие шаги для этого нужно предпринять Участие школьников в блиц-опросе о самых известных (знаменитых, успешных) людях разных профес- сий, о которых школьники знают (от известных физиков, изобретателей до лучшего кондитера или парикмахера города или посёлка) |
Большая профори- ентационная игра (4 ч) | Большая профориентационная игра как способ конструирова- ния школьником собственного образовательного и профессио- нального маршрута Этапы про- ведения игры Цели и задачи игры | Участие школьников в беседе о предстоящей большой профориентационной игре, в ходе кото- рой школьникам предстоит сделать 7 шагов (от ранжирования на первом шаге группы карточек «Кто», «Что», «Где», до взвешивания на седьмом шаге сформулированных вариантов выбора направленности будущей профессиональной дея- тельности) Обсуждение целей игры Участие в большой профориентационной игре Рефлексия хода и результатов игры13 |
Раздел 5. Профессиональные возможности нашего региона (14 ч) | ||
Учреждения сред- него профессио- нального образова- ния нашего регио- на (2 ч) | Обзор учреждений среднего про- фессионального образования региона: место расположения, проходной балл, направления подготовки, бюджетные, внебюд- жетные и целевые места, воз- можности трудоустройства после | Участие школьников в блиц-опросе о колледжах и техникумах, которые работают в регионе, о друзьях и знакомых школьников, которые там учились или учатся Участие в беседе об учрежде- ниях среднего профессионального образования, которые существуют в регионе Игра «Да-нет», в ходе которой педагог называет необычную про- |
13 Методика проведения большой профориентационной игры представлена в Приложениях
внеурочной деятельности
«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
33
| окончания Встреча с приглашён- ным в школу директором, препо- давателем или студентом колле- джа, куда часто поступают выпускники 9 класса школы Судьбы выпускников школы, окончивших колледжи региона | фессию, а школьники пытаются угадать, готовят ли таких специалистов учреждения СПО региона Беседа с директором колледжа (преподавателем), выпускником школы, который учится или учил- ся в одном из колледжей региона Обсуждение методики подсчёта среднего балла аттестата при поступлении в колледж Подсчёт собственного среднего балла аттестата по итогам прошлого учебного года Участие в беседе о пред- стоящей экскурсии в колледж, составление перечня вопросов для руководителей колледжа Распределение обязанностей по подготовке и проведению экскурсии (выбор оптимального маршрута, выяснение правил прохода на терри- торию колледжа, организация питания во время экскурсии, фото- и видеосъёмка на территории колледжа, сбор информации для размещения на сайте школы и т д ) |
Экскурсия в кол- ледж (3 ч) | Экскурсия по территории колле- джа, знакомство с условиями по- ступления и обучения в колле- дже, беседы, интервью | Участие в беседе с руководителями и студентами колледжа Интервью с руководителями колле- джа, студентами Создание по окончании экскур- сии авторских работ школьников к онлайн-вер- нисажу «Фотоколледж» |
Учреждения выс- шего профессио- нального образова- ния нашего регио- на (2 ч) | Обзор учреждений высшего про- фессионального образования ре- гиона: место расположения, про- ходной балл прошлого года на разные факультеты, направ- ления подготовки, возможности | Участие школьников в блиц-опросе о вузах, кото- рые существуют в регионе, о родственниках, дру- зьях и знакомых школьников, которые там учи- лись или учатся Участие в беседе об учреждени- ях высшего профессионального образования, которые работают в регионе Игра «Да-нет», |