Файл: Программа курса внеурочной деятельности профориентация (основное общее образование) москва 2022.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности
Раздел 2. Универсальные навыки (14 ч)
Раздел 4. Образовательная траектория (8 ч)
Раздел 6. Проба профессии (15 ч)
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» 21ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
24
Примерная рабочая программа курса
Темы | Основное содержание | Деятельность школьников |
Я тебя понимаю | Понимание как основа взаимоот- | Дискуссия о том, почему люди, которые пытают- |
(3 ч) | ношений между людьми Умение | ся понять других, реже становятся участниками |
| поставить себя на место другого | конфликтов Обсуждение того, насколько трудно |
| человека Эмпатия как способ- | признаться себе в наличии отрицательных ка- |
| ность человека осознанно сопере- | честв Самостоятельная работа: описать свои тре- |
| живать эмоциональному состоя- | воги, переживания Обсуждение того, связаны |
| нию других людей Перечень | ли они с наличием качеств, которые мешают че- |
| профессий, для представителей | ловеку и требуют работы над собой Беседа о том, |
| которых важно обладать эмпати- | что умение анализировать свои поступки поро- |
| ей О чём говорят поступки чело- | ждает умение понимать поступки других; что |
| века Личная страница в соцсе- | умение не торопиться с выводами позволяет уви- |
| тях как возможность понять дру- | деть, что у одинаковых поступков могут быть |
| гих людей | разные мотивы; об эмпатии, которая помогает в |
| | выстраивании доверительных отношений между |
| | людьми; о наблюдении за поведением людей, ко- |
| | торое помогает в понимании их Игра «Поза»6 |
| | Анализ странички в соцсетях как занятие, кото- |
| | рое может приблизить момент понимания друго- |
| | го человека Практическое задание: анализ чьей- |
| | либо личной страницы (например, блогера, му- |
| | зыканта и т д ) с точки зрения человека, |
| | стремящегося понять автора этой странички |
| | Игра «Назови свою профессию», в ходе которой |
| | школьники называют по одной-две профессии, |
| | для представителей которых способность к эмпа- |
| | тии является определяющей |
6 Описание игр представлено в Приложениях
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
25
Моё личное про- странство (2 ч) | Что такое «личное пространство человека» Значение личного пространства для самочувствия, настроения, работоспособности человека Почему нас раздража- ет переполненный транспорт или давка в очереди Дистанции в об- щении Нарушение личных гра- ниц Способы сохранения лич- ных границ в личной и профес- сиональной сфере | Участие в беседе о том, что личное пространство человека является многосоставным понятием Работа в парах: собственное определение поня- тия «личное пространство человека» Общее об- суждение: что значит это понятие для всей груп- пы Участие в беседе о том, что нарушение лич- ного пространства человека может повлечь за собой тревогу, беспокойство, нервный срыв, агрессию Совместная выработка правил, кото- рые необходимо соблюдать, чтобы не нарушать границы личного пространства другого человека, и правил, соблюдая которые, собственное личное пространство не будет нарушено Участие в игре «Назови свою профессию», в ходе которой школь- ники называют по одной-две профессии, у пред- ставителей которых часто возникает риск нару- шения их личного пространства |
Конфликт и нега- тивные эмоции (3 ч) | Чем опасен конфликт в профес- сиональной жизни человека? Польза конфликта Нужно ли и как избегать конфликтных ситу- аций? Конфликт как стимул к дальнейшему развитию Конструктивный и деструктив- ный путь развития конфликта «Я-высказывания» против «ты- высказываний» Способы взаи- модействия в конфликте Роле- вые игры, помогающие получить навык разрешения конфликта «Конфликтоёмкие» профессии | Участие в игре «Ассоциации», в ходе которой школьники называют ассоциации, которые у них возникают при упоминании слова «конфликт» Желающие вспоминают какую-нибудь конфликт- ную ситуацию из их жизни и рассказывают, как она разрешилась Составление общего списка возможных выходов из конфликта Обсуждение в парах: может ли конфликт иметь положитель- ные последствия, и если «да», то какие? Работа в группах: школьники делятся на группы в за- висимости от основных стратегий поведения в конфликте (соперничество, приспособление, из- бегание, сотрудничество и компромисс); обсу- ждают плюсы и минусы выбранной стратегии; |
26
Примерная рабочая программа курса
Продолжение
Темы | Основное содержание | Деятельность школьников |
| | затем разыгрывают предложенный педагогом конфликт в зависимости от стратегии Участие в игре «Паровозик»7 Составление списка «кон- фликтоёмких» профессий |
Профессиональные риски, или Кто подумает о здоро- вье профессионала (3 ч) | Влияние профессии на здоровье человека Профессиональные риски, возникающие не только в травмоопасном производстве Риск возникновения заболева- ний, связанных с профессией Способы профилактики | Участие в беседе о том, что влияет на здоровье человека Обсуждение причин разной продолжи- тельности жизни человека в разных странах Вы- яснение отличий физического и психического здоровья Игра «Самая опасная для здоровья профессия»8, во время которой школьники учат- ся видеть потенциальные риски разных профес- сий, а также способы их снижения Участие в рефлексии «Я, скорее всего, никогда не стану …, потому что…», во время которой школьники про- должают предложенную выше фразу Обсужде- ние ограничений, которые накладывает здоровье на овладение профессией, и способов преодоле- ния этих ограничений |
Раздел 3. Какой я (12 ч) | ||
Темперамент Па- мять Внимание Особенности мыш- ления (3 ч) | Что мы наследуем от предков и что приобретаем в процессе раз- вития Учёт психологических особенностей человека в процес- се выбора профессии Игры, раз- | Участие в беседе с приглашённым на занятие школьным психологом о психологическом пор- трете человека, о возможностях развития памя- ти, внимания, критического и абстрактного мышления Участие в играх для развития зри- |
7 Описание игр представлено в Приложениях
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
27
| вивающие внимание, память, ло- гику, абстрактное и критическое мышление Правила командных игр Профессии, требующие мак- симальной концентрации внима- ния | тельного, слухового внимания («Перепутанные линии», «Анаграммы», «Таблицы Шульте», «Пятнашки» и т п ), памяти («Мемори», «Ма- фия», «Судоку» и т п 9), логики («Данетки», ре- бусы, поиск закономерностей и т п ) Обсужде- ние правил командных игр, допустимого поведе- ния во время игр, проявление взаимного уважения, честности, чувства юмора, ответствен- ности Составление в группах списка профессий, требующих: максимальной концентрации внима- ния; хорошей зрительной памяти; хорошей мо- торной памяти; хорошей слуховой памяти |
Как узнать, какой я на самом деле (3 ч) | Способность к самопознанию как особенность человека Возникно- вение лженаук астрологии и ну- мерологии как ответ на запрос человека о познании себя Спосо- бы получения знаний о себе «Я» в зеркале «другого» Понимание себя как одно из условий успеш- ного профессионального само- определения Профессии «психо- лог» и «психотерапевт» Шуточ- ные и серьёзные психологические и профориентационные тесты О точности их результатов Экс- тремальные ситуации и «экстре- мальные» профессии | Участие в беседе о способности человека к позна- нию себя, о мотивах своих поступков и особенно- стях своего поведения Обсуждение вопроса о том, может ли человек с уверенностью сказать, что знает всё о себе самом Игра «Верю — не верю»10, связанная с историей лженаук — астро- логии и нумерологии Составление перечня вопросов школьному психо- логу на тему «Как узнать себя и что потом с этим делать?» Участие в блиц-интервью со школьным психологом Обсуждение связи психологических особенностей личности и будущей профессии Прохождение (по желанию) нескольких он- лайн-тестов для определения, например, уверен- ности в себе, уровня самооценки и т п (напри- мер, на сайте http://gotourl ru/14316) Обсужде- |
9 Описание игр представлено в Приложениях
10 Описание игр представлено в Приложениях
28
Примерная рабочая программа курса
Продолжение
Темы | Основное содержание | Деятельность школьников |
| | ние с психологом вопроса о степени точности та- ких тестов Прохождение (по желанию) несколь- ких онлайн-тестов, связанных с выбором профес- сии (например, на сайте http://gotourl ru/14317) Обсуждение с психологом, педагогом вопроса о степени точности таких тестов Участие в беседе об экстремальных ситуациях и «экстремальных» профессиях: обсуждение ситу- аций, которые могут стать экстремальными для разных людей (например, поход в горы; оказание первой помощи; беседа с незнакомым человеком и т д ) Участие в рефлексии: закончить предло- жение «Экстремальной для себя я считаю ситуа- цию, когда …» Составление собственного списка «экстремальных» профессий |
Секреты восприя- тия (3 ч) | Какое впечатление мы произво- дим на людей и какое впечатле- ние люди производят на нас Внешняя красота и внутренняя Проблема неравенства при приёме на работу | Обсуждение вопроса о том, как мы воспринимаем человека, с которым встречаемся впервые Уча- стие в игре «Кто это?»: школьники наедине запи- сывают на листке свои самые сильные стороны; после этого листки перемешиваются и в произ- вольном порядке педагог зачитывает вслух текст из взятого наугад листочка Остальные пытаются отгадать, чьи качества перечисляет педагог Обсу- ждение проблемы совпадения и несовпадения соб- ственного мнения о себе с мнением окружающих Игра «Достоинства и недостатки», игра «Компли- мент»11 |