Файл: Программа курса внеурочной деятельности профориентация (основное общее образование) москва 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



24

Примерная рабочая программа курса



Темы

Основное содержание

Деятельность школьников

Я тебя понимаю

Понимание как основа взаимоот-

Дискуссия о том, почему люди, которые пытают-

(3 ч)

ношений между людьми Умение

ся понять других, реже становятся участниками




поставить себя на место другого

конфликтов Обсуждение того, насколько трудно




человека Эмпатия как способ-

признаться себе в наличии отрицательных ка-




ность человека осознанно сопере-

честв Самостоятельная работа: описать свои тре-




живать эмоциональному состоя-

воги, переживания Обсуждение того, связаны




нию других людей Перечень

ли они с наличием качеств, которые мешают че-




профессий, для представителей

ловеку и требуют работы над собой Беседа о том,




которых важно обладать эмпати-

что умение анализировать свои поступки поро-




ей О чём говорят поступки чело-

ждает умение понимать поступки других; что




века Личная страница в соцсе-

умение не торопиться с выводами позволяет уви-




тях как возможность понять дру-

деть, что у одинаковых поступков могут быть




гих людей

разные мотивы; об эмпатии, которая помогает в







выстраивании доверительных отношений между







людьми; о наблюдении за поведением людей, ко-







торое помогает в понимании их Игра «Поза»6







Анализ странички в соцсетях как занятие, кото-







рое может приблизить момент понимания друго-







го человека Практическое задание: анализ чьей-







либо личной страницы (например, блогера, му-







зыканта и т д ) с точки зрения человека,







стремящегося понять автора этой странички







Игра «Назови свою профессию», в ходе которой







школьники называют по одной-две профессии,







для представителей которых способность к эмпа-







тии является определяющей



6 Описание игр представлено в Приложениях


внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

25



Моё личное про- странство (2 ч)

Что такое «личное пространство человека» Значение личного пространства для самочувствия, настроения, работоспособности человека Почему нас раздража- ет переполненный транспорт или давка в очереди Дистанции в об- щении Нарушение личных гра- ниц Способы сохранения лич- ных границ в личной и профес- сиональной сфере

Участие в беседе о том, что личное пространство человека является многосоставным понятием Работа в парах: собственное определение поня- тия «личное пространство человека» Общее об- суждение: что значит это понятие для всей груп- пы Участие в беседе о том, что нарушение лич- ного пространства человека может повлечь за собой тревогу, беспокойство, нервный срыв, агрессию Совместная выработка правил, кото- рые необходимо соблюдать, чтобы не нарушать границы личного пространства другого человека, и правил, соблюдая которые, собственное личное пространство не будет нарушено Участие в игре

«Назови свою профессию», в ходе которой школь- ники называют по одной-две профессии, у пред- ставителей которых часто возникает риск нару- шения их личного пространства

Конфликт и нега- тивные эмоции

(3 ч)

Чем опасен конфликт в профес- сиональной жизни человека? Польза конфликта Нужно ли и как избегать конфликтных ситу- аций? Конфликт как стимул к дальнейшему развитию Конструктивный и деструктив- ный путь развития конфликта

«Я-высказывания» против «ты- высказываний» Способы взаи- модействия в конфликте Роле- вые игры, помогающие получить навык разрешения конфликта

«Конфликтоёмкие» профессии

Участие в игре «Ассоциации», в ходе которой школьники называют ассоциации, которые у них возникают при упоминании слова «конфликт» Желающие вспоминают какую-нибудь конфликт- ную ситуацию из их жизни и рассказывают, как она разрешилась Составление общего списка возможных выходов из конфликта Обсуждение в парах: может ли конфликт иметь положитель- ные последствия, и если «да», то какие? Работа в группах: школьники делятся на группы в за- висимости от основных стратегий поведения в конфликте (соперничество, приспособление, из- бегание, сотрудничество и компромисс); обсу- ждают плюсы и минусы выбранной стратегии;



26

Примерная рабочая программа курса
Продолжение


Темы

Основное содержание

Деятельность школьников







затем разыгрывают предложенный педагогом конфликт в зависимости от стратегии Участие в игре «Паровозик»7 Составление списка «кон- фликтоёмких» профессий

Профессиональные риски, или Кто подумает о здоро- вье профессионала (3 ч)

Влияние профессии на здоровье человека Профессиональные риски, возникающие не только в травмоопасном производстве Риск возникновения заболева- ний, связанных с профессией Способы профилактики

Участие в беседе о том, что влияет на здоровье человека Обсуждение причин разной продолжи- тельности жизни человека в разных странах Вы- яснение отличий физического и психического здоровья Игра «Самая опасная для здоровья профессия»8, во время которой школьники учат- ся видеть потенциальные риски разных профес- сий, а также способы их снижения Участие в рефлексии «Я, скорее всего, никогда не стану …, потому что…», во время которой школьники про- должают предложенную выше фразу Обсужде- ние ограничений, которые накладывает здоровье на овладение профессией, и способов преодоле- ния этих ограничений

Раздел 3. Какой я (12 ч)

Темперамент Па- мять Внимание Особенности мыш- ления (3 ч)

Что мы наследуем от предков и что приобретаем в процессе раз- вития Учёт психологических особенностей человека в процес- се выбора профессии Игры, раз-

Участие в беседе с приглашённым на занятие школьным психологом о психологическом пор- трете человека, о возможностях развития памя- ти, внимания, критического и абстрактного мышления Участие в играх для развития зри-



7 Описание игр представлено в Приложениях


внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

27






вивающие внимание, память, ло- гику, абстрактное и критическое мышление Правила командных игр Профессии, требующие мак- симальной концентрации внима- ния

тельного, слухового внимания («Перепутанные линии», «Анаграммы», «Таблицы Шульте»,

«Пятнашки» и т п ), памяти («Мемори», «Ма- фия», «Судоку» и т п 9), логики («Данетки», ре- бусы, поиск закономерностей и т п ) Обсужде- ние правил командных игр, допустимого поведе- ния во время игр, проявление взаимного уважения, честности, чувства юмора, ответствен- ности Составление в группах списка профессий, требующих: максимальной концентрации внима- ния; хорошей зрительной памяти; хорошей мо- торной памяти; хорошей слуховой памяти

Как узнать, какой я на самом деле

(3 ч)

Способность к самопознанию как особенность человека Возникно- вение лженаук астрологии и ну- мерологии как ответ на запрос человека о познании себя Спосо- бы получения знаний о себе «Я» в зеркале «другого» Понимание себя как одно из условий успеш- ного профессионального само- определения Профессии «психо- лог» и «психотерапевт» Шуточ- ные и серьёзные психологические и профориентационные тесты О точности их результатов Экс- тремальные ситуации и «экстре- мальные» профессии

Участие в беседе о способности человека к позна- нию себя, о мотивах своих поступков и особенно- стях своего поведения Обсуждение вопроса о том, может ли человек с уверенностью сказать, что знает всё о себе самом Игра «Верю не верю»10, связанная с историей лженаук — астро- логии и нумерологии

Составление перечня вопросов школьному психо- логу на тему «Как узнать себя и что потом с этим делать?» Участие в блиц-интервью со школьным психологом Обсуждение связи психологических особенностей личности и будущей профессии Прохождение (по желанию) нескольких он- лайн-тестов для определения, например, уверен- ности в себе, уровня самооценки и т п (напри- мер, на сайте http://gotourl ru/14316) Обсужде-



9 Описание игр представлено в Приложениях

10 Описание игр представлено в Приложениях


28

Примерная рабочая программа курса
Продолжение


Темы

Основное содержание

Деятельность школьников







ние с психологом вопроса о степени точности та- ких тестов Прохождение (по желанию) несколь- ких онлайн-тестов, связанных с выбором профес- сии (например, на сайте http://gotourl ru/14317) Обсуждение с психологом, педагогом вопроса о степени точности таких тестов

Участие в беседе об экстремальных ситуациях и

«экстремальных» профессиях: обсуждение ситу- аций, которые могут стать экстремальными для разных людей (например, поход в горы; оказание первой помощи; беседа с незнакомым человеком и т д ) Участие в рефлексии: закончить предло- жение «Экстремальной для себя я считаю ситуа- цию, когда …» Составление собственного списка

«экстремальных» профессий

Секреты восприя- тия (3 ч)

Какое впечатление мы произво- дим на людей и какое впечатле- ние люди производят на нас Внешняя красота и внутренняя Проблема неравенства при приёме на работу

Обсуждение вопроса о том, как мы воспринимаем человека, с которым встречаемся впервые Уча- стие в игре «Кто это?»: школьники наедине запи- сывают на листке свои самые сильные стороны; после этого листки перемешиваются и в произ- вольном порядке педагог зачитывает вслух текст из взятого наугад листочка Остальные пытаются отгадать, чьи качества перечисляет педагог Обсу- ждение проблемы совпадения и несовпадения соб- ственного мнения о себе с мнением окружающих Игра «Достоинства и недостатки», игра «Компли- мент»11