Файл: Программа курса внеурочной деятельности профориентация (основное общее образование) москва 2022.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности
Раздел 2. Универсальные навыки (14 ч)
Раздел 4. Образовательная траектория (8 ч)
Раздел 6. Проба профессии (15 ч)
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» 21ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
34
Примерная рабочая программа курса
Продолжение
Темы | Основное содержание | Деятельность школьников |
| трудоустройства после оконча- ния вуза Встреча с представите- лями вузов, куда часто поступа- ют выпускники 11 класса шко- лы Судьбы выпускников школы, окончивших вузы региона в разные годы Поиск нужной ин- формации на сайтах вузов | в ходе которой педагог называет необычную про- фессию, а школьники пытаются угадать, готовят ли таких специалистов высшие учебные заведе- ния региона Беседа с выпускником школы, ко- торый учится или учился в одном из вузов регио- на Поиск информации в Интернете о профессио- нальных судьбах выпускников, окончивших вузы региона Знакомство с понятием «проходной балл», с воз- можностями получить дополнительные баллы, необходимые для поступления в вуз Анализ сайта одного из вузов региона с целью обучения поиску информации для абитуриентов |
Промышленные, научные, сельско- хозяйственные предприятия региона (2 ч) | Обзор ведущих предприятий региона Профессиональные судь- бы людей региона Встреча с ро- дителями школьников, работаю- щими на предприятиях региона Потребность региона в кадрах, динамика роста заработной пла- ты в регионе, социальные гаран- тии, перспективы карьерного ро- ста и повышения квалификации в своём регионе и в соседних регионах | Знакомство с информацией педагога об основных предприятиях региона, интересных фактах и со- бытиях, с ними связанных Участие в беседе с родителями школьников — представителями разных профессий, работающими на предприя- тиях региона Конкурс на лучший вопрос роди- телям о предприятии, профессиональном росте, требованиям к сотрудникам, динамике роста за- работной платы и т п Участие школьников в блиц-опросе о предприя- тиях региона, которые они могут назвать Знакомство с информацией педагога о центрах занятости, бирже труда Групповая работа: поиск информации о вакансиях, заработной плате, условиях труда предложенной педагогом профес- |
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
35
| | сии (например, ландшафтного дизайнера, пова- ра-кондитера, водителя) на одном из онлайн-ре- сурсов, где размещается информация о ваканси- ях (например, http://gotourl ru/13799) Участие в беседе о предстоящей экскурсии на произ- водство, составление перечня вопросов для пред- ставителей предприятия Распределение обязанностей по подготовке и про- ведению экскурсии (выбор оптимального маршру- та, выяснение правил прохода на территорию предприятия, организация питания, фото- и ви- деосъёмка на территории предприятия, сбор ин- формации для размещения на сайте школы и т д ) |
Экскурсия на производство (3 ч) | Проведение экскурсии на одно из предприятий региона Встреча с представителями предприятия Блиц-интервью Мастер-класс/ тренажёр, позволяющие полу- чить представление об отдельных элементах профессии Создание работ к онлайн-вернисажу «Луч- шая фотография с производства» | Экскурсия по одному из предприятий региона Участие в беседе с представителями предприятия о продукции предприятия, о социальных гаран- тиях сотрудникам, условиях труда, динамике за- работной платы, карьерном росте, повышении квалификации, вакансиях, перспективах пред- приятия Участие в мастер-классе / работа на тренажёре Посещение музея предприятия Сбор информации для размещения на сайте школы, в социальных сетях |
Сам себе стартап (2 ч) | Профессиональные, предметные конкурсы и олимпиады, их роль в поступлении в вуз или кол- ледж, их роль в профессиональ- ном самоопределении Гранты и проекты региона и страны, которые могут быть ин- | Обсуждение вопроса о том, как и где можно реа- лизовать свою потребность в литературном и ху- дожественном творчестве, изобретательстве, предпринимательстве (с привлечением информа- ции о конкурсах, грантах, стипендиях, напри- мер, с сайтов http://gotourl ru/14318, http:// gotourl ru/14319) |
36
Примерная рабочая программа курса
Продолжение
Темы | Основное содержание | Деятельность школьников |
| тересны школьнику и которые могут помочь в запуске собствен- ного стартапа | Знакомство с сайтом Министерства просвещения РФ, на котором можно получить информацию о проводимых олимпиадах и конкурсах, условиях участия в них и преимуществах, которые даёт успешное выполнение олимпиад разного уровня (http://gotourl.ru/14320) |
Раздел 6. Проба профессии (15 ч) | ||
Как «примерить» профессию (2 ч) | Окончание 9 класса и первый профессиональный выбор школь- ника. Что и кто влияет на выбор дальнейшего образовательного и профессионального пути. Значе- ние ОГЭ для будущей профессио- нальной карьеры. «Примерка» профессий. Профессиональная проба — что это такое | Беседа о тревогах, ожиданиях, планах, связан- ных с окончанием 9-ого класса. Знакомство с интернет-ресурсами, позволяющи- ми «примерить» профессию. Прохождение те- стов для «примерки» профессии (например, сайт проекта «Билет в будущее» http://gotourl. ru/14321; сайт «Поступи онлайн» http://gotourl. ru/14322 и т. п.). Обсуждение результатов «при- мерки». Беседа о профессиях, в которых можно себя по- пробовать до окончания школы. Условия приёма на работу в 14, 15, 16 лет. Знакомство с тем, что такое профессиональная проба и в каких профес- сиях можно себя попробовать на ближайших за- нятиях |
Профессиональная проба «Интервью» (4 ч)14 | Основные направления деятель- ности журналиста. Жанры в журналистике. Профессиональ- | Участие в беседе о профессиональной пробе «Ин- тервью», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельно- |
14 Здесь и далее приведены лишь три возможных (но не обязательных) варианта профессиональных проб. Педагог может из- менить их, заменить на другие или дополнить новыми.
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
37
| ные качества и этика журнали- ста. Особенности работы в пери- одической печати, особенности новостной информации и её виды. Поиск информации и осо- бенности работы корреспонден- та. Российский закон о праве на частную жизнь. Жанр интервью. Типы интервью: о событии, о личности, о мнении. Подготовка и проведение интервью, обра- ботка информации и подготовка к публикации, комментарии | сти человека, работающего в сфере журналистики. Составление перечня профессий, которыми владе- ют люди, работающие в сфере журналистики. Прохождение пробы, в ходе которой школьники учатся вести поиск информации, необходимой для выполнения данного педагогом задания, а также оценивать её значимость и достоверность, анализировать и осмысливать события, происхо- дящие в обществе, связи между ними и возмож- ные последствия. Школьники выполняют про- фессиональную пробу «Интервью15 на двух уров- нях сложности |
Профессиональная проба «Фитоди- зайн» (4 ч) | Фитодизайн и взаимосвязь меж- ду здоровьем человека и растени- ем. Цели и задачи фитодизайна. Характеристика основных типов интерьера. Температурно-влаж- ностный режим. Краткая харак- теристика видового состава тро- пических и субтропических рас- тений в основных типах интерьеров. Биологическая сов- местимость растений. Художе- ственно-эстетическое равновесие композиций из растений. Группа профессий, связанных с фитоди- зайном | Беседа о профессиональной пробе «Фитодизайн», в ходе которой школьники узнают о специфике профессиональной деятельности в области расти- тельного дизайна. Составление перечня профес- сий, которыми владеют люди, работающие в сфе- ре фитодизайна. Прохождение профессиональной пробы по двум уровням сложности16 |
15 Описание содержания и хода профессиональной пробы представлено в Приложениях.
16 Описание содержания и хода профессиональной пробы представлено в Приложениях.
38
Примерная рабочая программа курса
Окончание
Темы | Основное содержание | Деятельность школьников |
Профессиональная проба «Экспозици- онер» (4 ч) | Основные сведения о сфере про- фессиональной деятельности экс- позиционера. Музейная экспози- ция как основная форма музейной коммуникации. Профессионально важные качества, необходимые для музееведческой сферы дея- тельности. Знания в области му- зееведения, культурологии и ис- тории искусства, способы их при- обретения. Группа профессий, связанных с музееведением | Участие в беседе о профессиональной пробе «Экс- позиционер», в ходе которой школьники узнают о специфике профессиональной деятельности в музейной сфере. Прохождение профессиональной пробы «Экспо- зиционер» по двум уровням сложности17 |
Подводя итоги (1 ч) | Итоги изучения курса внеуроч- ной деятельности «Профориента- ция». Основные эмоции, знания, выводы, сомнения, открытия. Список предпочитаемых профес- сий: вторая версия. Профессио- нальная и образовательная тра- ектория: версия 9.0 | Участие в рефлексии: каждый школьник продол- жает предложенные педагогом фразы: «Мои глав- ные эмоции во время занятий…», «Мои главные открытия за это время…», «Мои сомнения связаны с тем, что…», «Я хочу в будущем…», «Хочу сказать спасибо…», «Самое интересное занятие курса…». Просмотр слайд-шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогом и детьми во время заня- тий (экскурсий, профессиональных проб, груп- повой работы, игр и т. п.). Составление второй версии предпочитаемых школьниками профессий или сфер деятельности. Составление версии 9.0 (на момент окончания 9 класса) траектории профессионального и об- разовательного пути. Благодарности друг другу за совместную работу |