ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 954
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА
напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц
напряжением 200/115 В частотой 400 Гц
ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА
в отсеках силовых установок и ВСУ
2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках
2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму
2.5. Система сигнализации дыма в туалетах
2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2
2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2
2.8. Система пожаротушения в туалетах
2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета
багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)
2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах
2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы
2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях
2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях
ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2
3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д
3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа
3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ
3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1
ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА
4.2. Внешнее светотехническое оборудование
4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа
4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)
Б.Н. Ломанцов
В.С. Чухин
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА ТУ-204-300
И ЕГО ЛЕТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Учебное пособие
Ульяновск 2007
ББК О562 я7
Л74
Ломанцов Б.Н. Электротехническое оборудование самолета Ту-204-300 и его летная эксплуатация: учеб. пособие / Б.Н. Ломанцов, В.С. Чухин. – Ульяновск: УВАУ ГА, 2007. – 171 с.
В учебном пособии даны описания основной и вторичных систем электроснабжения, противопожарной и противообледенительной систем, светотехнического и светосигнального оборудования, системы аварийной сигнализации, рекомендации по эксплуатации систем на земле и в полете, по действиям экипажа при отказах в системах и аварийных ситуациях.
Методика и порядок изложения тем соответствуют существующим программам подготовки летного состава.
Предназначено для летного состава, может быть использовано инженерно-техническим персоналом, эксплуатирующим самолет Ту-204-300.
Ломанцов Б.Н., Чухин В.С. , 2007
Ульяновск, УВАУ ГА, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Система электроснабжения самолета...................................................................................... 4
1.1. Общие сведения ............................................................................................................................ 4
1.2. Основная система электроснабжения переменным током
напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц .............................................................. 5
1.3. Вторичная система электроснабжения переменным током
напряжением 200/115 В частотой 400 Гц................................................................................. 18
1.4. Система электроснабжения постоянным током
напряжением 272,7 В................................................................................................................ 26
Глава 2. Пожарное оборудование самолета......................................................................................... 72
2.1. Общие сведения .......................................................................................................................... 72
2.2. Система сигнализации о пожаре
в отсеках силовых установок и ВСУ......................................................................................... 75 2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках .............................................. 77
2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму..................................................................... 79 2.5. Система сигнализации дыма в туалетах................................................................................... 81
2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2 ................................. 82
2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2............................ 86
2.8. Система пожаротушения в туалетах......................................................................................... 88
2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета.......................................................................... 88
2.10. Контроль исправности противопожарной системы силовых установок (СУ-1, СУ-2) ВСУ,
багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)............................................................................ 90
2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах ......................................... 91
2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы......................................................... 92
2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях................................................................................ 93
2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях ............................................................................ 95
Глава 3. Противообледенительная система ....................................................................................... 117
3.1. Общие сведения ........................................................................................................................ 117
3.2. Противообледенительная система воздухозаборников двигателей..................................... 117
3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2................................................... 121
3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д...................................................... 124 3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа............................................................................. 125
3.6. Стеклоочистители..................................................................................................................... 130
3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ................................................................... 133
3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1.......................................................................... 138
Глава 4. Светотехническое оборудование самолета......................................................................... 141
4.1. Общие сведения ........................................................................................................................ 141
4.2. Внешнее светотехническое оборудование ............................................................................. 142
4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа ..................................................................... 147
4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона............................................................ 148
4.5. Система аварийной, предупреждающей
и уведомляющей сигнализации САС-8-4............................................................................... 159
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА
1.1. Общие сведения
Система электроснабжения самолета объединяет следующие системы:
-
основную систему электроснабжения переменным током постоянной частоты; -
вторичную систему электроснабжения переменным током постоянной частоты; -
систему электроснабжения переменным током от генератора ВСУ; вторичную систему электроснабжения постоянным током.
В качестве источников электроэнергии используются следующие.
В основной системе электроснабжения переменным током постоянной частоты:
-
два генератора переменного тока в составе интегральных гидромеханических приводов-генераторов ГП 26, установленные по одному на каждом двигателе; -
генератор переменного тока ГТ60ПЧ48Б, установленный на двигателе ВСУ, используемый как вспомогательный источник электроэнергии; -
статические преобразователи ПОС-1000Б № 2 (ПОС 2) и ПТС-250БМ (ПТС 1), используемые как аварийные источники электроэнергии и являющиеся одновременно источниками электроэнергии во вторичной системе электроснабжения переменным током; -
аэродромный передвижной агрегат или стационарный источник переменного трехфазного тока напряжением 200/115 В частотой 400 Гц с заземленной силовой нейтралью.
Во вторичной системе электроснабжения переменным током постоянной частоты:
-
статические однофазные преобразователи ПОС-1000Б № 1, 2 напряжением 115 В частотой 400 Гц; -
статический трехфазный преобразователь ПТС-250БМ напряжением 200/115 В частотой 400 Гц; -
статический трехфазный преобразователь ПТС-2500 (ПТС 2) напряжением 200/115 В частотой 400 Гц.
Во вторичной системе электроснабжения постоянным током:
-
три выпрямительных устройства ВУ-6БК (два основных и один резервный); -
четыре аккумуляторные батареи 20НКБН25-ТД-1-УЗ, или 26108-6, или
20FP25HICT-R как аварийные;
-
четыре привода-генератора ГП-27, получающие питание от гидросистемы самолета.
В системе распределения электроэнергии:
-
корпус самолета используется как минусовой в системе распределения переменного и постоянного тока, т.к. нулевые точки источников переменного тока и минусовые клеммы источников постоянного тока выведены на корпус.
Система распределения электроэнергии переменного тока – трехпроводная.
Система распределения постоянного тока – однопроводная.
Функциональная схема систем электроснабжения показана на рис. 1.1.
1.2. Основная система электроснабжения переменным током
напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц
1.2.1. Общие сведения
Основная система электроснабжения переменным током постоянной частоты предназначена для питания однофазных и трехфазных потребителей электроэнергии переменного тока номинальным напряжением 200/115 В номинальной частотой 400 Гц.
Основная система электроснабжения переменным током состоит из:
-
системы генерирования СПЗС2Б90-1; -
распределительной сети переменного тока.
Конструктивно основная система электроснабжения переменным током состоит из двух независимых подсистем – левой и правой.
В левую (правую) подсистему переменного тока входят:
-
основной генератор ГТ90НЖЧ12К, установленный на маршевом двигателе № 1
(№ 2) в составе привода-генератора ГП 26 № 1 (№ 2);
-
блок регулирования, защиты и управления БРЗУ 115ВО-2с № 1 (№ 2), установленный на раме РМ-96-1 (2), (шп. № 25-26, левый и правый борт); -
2 блока датчиков тока БДТ90К, установленные в 024.56.21 – 116 УР 200/115 В
(024.56.22-116 УР 200/115 В);
-
распределительная сеть левой (правой) подсистемы переменного тока.
Общими элементами левой и правой подсистем переменного тока являются:
-
генератор ГТ60ПЧ8Б ВСУ; -
блок регулирования, защиты и управления генератора переменного тока ВСУ – БРЗУ 115ВО-2с, установленный на раме РМ-96-1 (шп. № 27-28, левый борт); -
2 блока датчиков тока БДТ60К, установленные в 024.56.21-116 УР 200/115 В; -
штепсельный разъем аэродромного питания ШРАП-400-3Ф, установленный в районе шп. № 8-9 на правом борту; -
блок контроля аэродромного источника питания БКНА 115 В, установленный на раме РМ-96-2 (шп. № 25-26, правый борт).
В распределительной сети левой (правой) подсистемы имеются:
-
шины генераторов № 1 (2); -
шины бытового оборудования.
Шины бытового оборудования обеспечивают питание потребителей бытового оборудования только при условии работы обоих основных генераторов № 1 и 2 в полете. При отключении одного из генераторов переменного тока № 1 или 2 в полете происходит автоматическое отключение шин бытового оборудования. Кроме того, в системе имеются шины наземного питания, позволяющие обеспечить питание ряда систем непосредственно от ШРАП400-3Ф при обесточенной сети.
1.2.2. Основные технические данные генератора ГТ90НЖЧ12К
Генератор представляет собой трехфазный синхронный бесщеточный генератор со встроенным трехфазным возбудителем и вращающимся блоком диодов, предназначенным для питания обмотки возбуждения основного генератора постоянным током.