Файл: Электротехническое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 939

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

1.1. Общие сведения

напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц

напряжением 200/115 В частотой 400 Гц

напряжением 272,7 В

ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

2.1. Общие сведения

в отсеках силовых установок и ВСУ

2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках

2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму

2.5. Система сигнализации дыма в туалетах

2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2

2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2

2.8. Система пожаротушения в туалетах

2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета

багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)

2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах

2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы

2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях

2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях

ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. Общие сведения

3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2

3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д

3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа

3.6. Стеклоочистители

3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ

3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1

ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

4.1. Общие сведения

4.2. Внешнее светотехническое оборудование

4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа

4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона

и уведомляющей сигнализации САС-8-4

ЛОМАНЦОВ

ЧУХИН

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ



Управление стеклоочистителем осуществляется переключателем (3), имеющим три положения: ОТКЛ, МЕДЛ. И БЫСТРО (рис. 3.12).

Автоматы защиты сети системы даны в табл. 3.5.

Таблица 3.5

Наименование

Обозначение

Расположение

Назначение (трафарет)

АЗК1М-5

03042-F1

024.56.03-213 УЗ 27 В верхнее левое шп. № 5-6, левый борт

СТЕКЛООЧИСТ. ЛЕВ.

АЗК1М-5

03042-F3

024.56.04-213 УЗ 27 В верхнее правое шп. № 5-6, правый борт

СТЕКЛООЧИСТ. ПРАВ.

АЗКЗ-5

03042-F2

024.56.04-113

УЗ 200/115 В переднее левое, шп. № 10-11, левый борт

СТЕКЛО ЛЕВОЕ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ

АЗКЗ-5

03042-F4

024.56.16-213

УЗ 200/115 В переднее правое, шп. № 10-11, правый борт

СТЕКЛО ПРАВОЕ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ

3.6.2. Работа стеклоочистителей (рис. 3.12)


При установке переключателя (3), в положение МЕДЛ. срабатывает реле (5), через контакты 5-6 которого подается питание на обмотку электромагнитной муфты торможения и через контакты 8-9 на контактор (6). Реле включает электромагнитную муфту растормаживания. Контактор (6) включает стеклоочиститель на малую скорость. При установке переключателя (3) в положение БЫСТРО срабатывает реле (5), растормаживая электромагнитную муфту. Контактор (4) включает стеклоочиститель на большую скорость.

Для выключения стеклоочистителя переключатель (3) устанавливается в положение ОТКЛ. Питание обмоток реле (5) и контактора (6) происходит через контакты прерывателя электромеханизма (7). При подходе выходного вала электромеханизма к крайнему положению контакты прерывателя размыкаются, реле (5) обесточивается, размыкаются контакты 2-3, 5-6, 8-9, снимается питание с обмотки муфты электродвигателя и обмотки контактора

(6). При быстром выключении электромеханизма (7) из положения БЫСТРО в положение ОТКЛ возможен останов щеточного устройства в положении, отличном от крайнего. Для установки его в крайнее положение необходимо установить переключатель (3) в положение МЕДЛ, затем в положение ОТКЛ.

3.6.3. Нормальная эксплуатация стеклоочистителей


  1. Руление перед взлетом, взлет Командир ВС,


2-й пилот

При наличии атмосферных осадков переключатель СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ в положение МЕДЛ (или при необходимости БЫСТРО) установить

  1. Заход на посадку, посадка, руление после посадки

Командир ВС,

2-й пилот

При наличии атмосферных осадков переключатель СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ в положение МЕДЛ (или при необходимости БЫСТРО) установить

  1. После заруливания на стоянку

Командир ВС

2-й пилот

Переключатель СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ в положение ОТКЛ установить

ВНИМАНИЕ! Пользоваться стеклоочистителями при сухих стеклах запрещается.

Перед обработкой жидкостью ТГ-10 не допускается протирать стекла загрязненной (маслом, жиром и др.) ветошью.

Стеклоочистители можно включить при скорости самолета не более 400 км/ч.

3.6.4. Отказы стеклоочистителей и действия экипажа


  1. Полный отказ стеклоочистителя левого (правого) на этапе взлета, захода на посадку, посадки и руления в условиях атмосферных осадков.

Командир ВС

(2-й пилот)

Пилотировать самолет пилоту, у которого исправен стеклоочиститель

  1. При переключении на малую скорость стеклоочиститель левый (правый) не работает. Командир ВС

(2-й пилот)

Переключатель СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ

в положение БЫСТРО установить

  1. При переключении на большую скорость стеклоочиститель левый (правый) не работает. Командир ВС

(2-й пилот)

Переключатель СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ

в положение МЕДЛ. установить

  1. При выключении стеклоочистительлевый (правый) продолжает работать

Командир воздушного судна

(2-й пилот)

Переключатель СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ из положения ОТКЛ. в положение МЕДЛ., затем в положение ОТКЛ.

последовательно 2-3 раза установить

Если стеклоочиститель продолжает работать: а) на взлете

Командир ВС

Ограничение по скорости полета

с работающим стеклоочистителем не превышать

Бортинженер

Автоматы защиты F 1 (F 3) отключить

Командир ВС (2-й пилот)

На этапе захода на посадку в условиях атмосферных осадков действовать в соответствии с п. 1.

б) при заходе на посадку полет продолжить

5. Самопроизвольное включение стеклоочистителя левого (правого).

Бортинженер

Автоматы защиты F 1 (F 3) отключить

Командир ВС (2-й пилот)

На этапе захода на посадку в условиях атмосферных осадков действовать в соответствии с п. 1.



3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ

3.7.1. Общие сведения


Система сигнализации обледенения СО-121ВМ предназначена для выявления обледенения планера и выдачи электрического сигнала о начале и конце обледенения.

Сигнал об обледенении выдается:

 на автоматическое включение и выключении ПОС, системы определения толщины льда СТЛ-1 и световой сигнализации;  в МСРП, КИСС, РИ, СВС.

В комплект системы СО-121ВМ входят два датчика ДСЛ-40ТВ, два электронных преобразователя ПЭ-11М и монтажная рама РМ-6.

Датчик ДСЛ-40ТВ предназначен для выдачи сигнала изменяющейся частоты об обледенении при нарастании льда на его чувствительном элементе – мембране – в электронный преобразователь ПЭ-11М.

Два датчика расположены на внешней поверхности фюзеляжа по левому и правому бортам в районе шп. № 6 и 7 (рис. 3.13).

Для предохранения от повреждения на земле на каждый из них устанавливается эксплуатационная заглушка с красным сигнальным флажком. Заглушка снимается перед полетом, осмотром датчиков и проверкой сигнализатора на функционирование и устанавливается после их окончания.

Электронный преобразователь ПЭ-11М предназначен для возбуждения колебаний мембраны датчика ДСЛ-40ТВ, преобразования сигнала изменяющейся частоты с датчика сигнализации льда ДСЛ-40ТВ и выдачи выходных сигналов +27 В: в РИ, МСРП, СВС, КИСС; на автоматическое включение ПОС, СТЛ-1 и световой сигнализации.

Два электронных преобразователя смонтированы на одной раме РМ-6 и установлены в техотсеке № 2 левого борта, в районе шп. № 5.

На передней панели каждого преобразователя находятся кнопка ИМИТАЦИЯ и светодиоды КОНТРОЛЬ ОБОГРЕВ и КОНТРОЛЬ ОБЛЕДЕНЕНИЕ.

На задней панели каждого преобразователя расположена вилка электрического соединителя для стыковки с монтажной рамой РМ-6.

Размещение органов управления и сигнализации показано на рис. 3.14.

Автоматы защиты сети системы даны в табл. 3.6.

Таблица 3.6

Наименование

Обозначение

Расположение

Назначение (трафарет)




03080-F1

УЗ 27 В 024.56.07-113 (шп. № 9-10) лев. перед.




АЗК1М-15







СИГНАЛ ОБЛЕД

03080-F4

УЗ 27 В 024.56.08-113 (шп. № 9-10) прав. перед.

АЗК1М-2

03080-F2

УЗ 27 В 024.56.03-213 (шп. № 3а-5) лев. верхнее

СИГНАЛ ОБЛЕД

03080-F3

УЗ 27 В 024.56.04-213 (шп. № 3а-5) прав. верхнее

АЗК1М-2

03820-F5

УЗ 27 В 024.56.08-113 (шп. № 9-10) прав. перед.

КОНТРОЛЬ ЛАМП

3.7.2. Работа системы


Включение и выключение системы сигнализации обледенения СО-121ВМ производится выключателями СИГН ОБЛЕД 1 и СИГН ОБЛЕД 2 (рис. 3.15) (4, 6).

При включении системы напряжение питания поступает на электронные блоки ПЭ-11 (лев. А-501, прав. А-502) через контакты электрического соединителя монтажной рамы РМ-6 (18) и на датчики ДСЛ-40ТВ (1, 24).

При этом мембрана каждого датчика начинает совершать колебания, частота которых определяется ее жесткостью.

Возбуждение колебаний мембраны производится с помощью усилителя переменного тока, находящегося в электронном блоке, и электромагнитной системы возбуждения, находящейся в датчике.

В полете в зоне обледенения при оседании льда на мембране каждого датчика жесткость мембраны повышается, что приводит к увеличению частоты колебаний и срабатыванию частотного дискриминатора соответствующего электронного блока.

В результате (независимо от срабатывания одного канала СО-121ВМ или двух) выдается сигнал +27 В для включения обогрева датчика, сбрасывающего лед, и в систему сигнализации самолета, где высвечивается надпись ОБЛЕД на табло (19), сигнализируя о начавшемся обледенении.

Одновременно сигнал об обледенении поступает:

  • через диоды (16, 20) в КИСС, где высвечивается текст ОБЛЕДЕНЕНИЕ, и ЦСО;

  • через диоды (21 и 22) в РИ (речевое сообщение ОБЛЕДЕНЕНИЕ);

  • через диоды (13, 17) на автоматическое включение ПОС двигателей (в режиме

АВТ высвечивается надпись ПОС на табло ДВ 1, ДВ 2);

  • на автоматическое включение системы определения толщины льда СТЛ-1 (высвечивается светодиод СТЛ ИСПРАВН. на панели наземной подготовки);  через резистор (15) в МСРП.

Надписи ОБЛЕД, ПОС на табло и текст ОБЛЕДЕНЕНИЕ на экране КИСС высвечиваются в течение всего периода обледенения.

Речевое сообщение ОБЛЕДЕНЕНИЕ передается по РИ два раза после поступления сигнала.

Выход из зоны обледенения определяется по прекращению высвечивания надписей ОБЛЕД, ПОС на табло, текста ОБЛЕДЕНЕНИЕ на экране КИСС и непоступлению сигнала в МСРП.

Контроль на земле осуществляется нажатием кнопки СИГНАЛ ОБЛЕД КОНТР (7) на время не более 2 с.

ВНИМАНИЕ! Во избежание выхода датчиков из строя из-за перегорания обмотки обогрева вибратора повторное нажатие кнопки СИГНАЛ ОБЛЕД КОНТР производите не ранее, чем через 2 мин.