ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1004
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА
напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц
напряжением 200/115 В частотой 400 Гц
ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА
в отсеках силовых установок и ВСУ
2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках
2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму
2.5. Система сигнализации дыма в туалетах
2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2
2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2
2.8. Система пожаротушения в туалетах
2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета
багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)
2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах
2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы
2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях
2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях
ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2
3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д
3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа
3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ
3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1
ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА
4.2. Внешнее светотехническое оборудование
4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа
4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона
При наличии дыма в БГО срабатывает один или несколько сигнализаторов ДС-3М2 и сигнал от них поступает в блок БКК-1, который выдает сигналы «ДЫМ БГО-1», «ДЫМ БГО-2». Через развязывающие диоды эти сигналы объединяются в единый сигнал «ДЫМ БГО-1» или «ДЫМ БГО-2», и он поступает в МСРП. Одновременно сигнал «ДЫМ БГО-1 (2)» объединяется через диоды с сигналом «ПОЖАР БГО-1 (2)» и единый сигнал «ПОЖАР БГО-1 (2)» поступает на щиток пожарной защиты, в КИСС, МСРП и РИ, при этом:
-
на щитке пожарной защиты (рис. 2.3) загорается соответствующее красное светосигнальное табло ПОЖАР БГО-1 или ПОЖАР БГО-2 (23); -
на козырьке приборной панели у левого и правого пилотов включаются два красных светосигнальных табло ПОЖАР (рис. 2.3); в МСРП происходит регистрация сигнала; РИ выдает текст ПРОВЕРЬ ПОЖАР.
2.5. Система сигнализации дыма в туалетах
2.5.1. Общие сведения
Оповещение бортпроводников о дыме в туалетах осуществляется системой сигнализации о появление дыма КТА 2400, в комплект которой входят 3 датчика дыма FTA 720, 3 световых индикатора DJ1191 и панель управления TRA 72-60.
2.5.2. Описание системы
1. Датчики дыма FTA 720 (рис. 2.10) размещены на потолке туалетов в районе шп. № 7-8 по левому борту и между шп. № 50-51 по левому и правому бортам.
Основой датчика является высококачественная оптическая измерительная камера, экранирующая приемную часть от наружных световых сигналов и оптимально выделяющая полезный сигнал, соответствующий цвету и частицам дыма.
Датчик работает на принципе рассеивания света. Источник света, экран и приемник расположены таким образом, что свет от источника не может напрямую попасть на приемник. Только в случае наличия частиц дыма в оптической камере, рассеянный свет достигает фотоприемника, в результате чего генерируется электрический сигнал. Соответствующий оптический лабиринт позволяет достигать максимальной эффективности выделения полезного сигнала и обеспечивать нечувствительность к паразитному свету, уменьшая вероятность ложных срабатываний.
Источник света генерирует световые импульсы длительностью 100 мкс. Длина волны излучаемого света находится в инфракрасном диапазоне и составляет 880 нм специально для оптимизации процесса выделения полезного сигнала.
В результате фотодиод принимает определенное количество рассеянного света и преобразует его в электрический сигнал.
-
Световой индикатор DJ 1191 (3 шт.) установлены над дверью в туалет (1 шт. на туалет) и подают сигнал красного цвета в проблесковом режиме работы в случае срабатывания соответствующего датчика дыма. -
Панель управления TRA 72-60 (рис. 2.11) предназначена для сигнализации (звуковой и световой) срабатывания соответствующего датчика дыма и контроля на земле и в полете всей системы сигнализации о появлении дыма в туалетах (соединительных кабелей, ламп, зуммера, индикаторов, датчиков дыма и аварийных выходов на панели управления) и размещена на вертикальной панели в районе шп. № 8 с левого борта рядом с рабочим местом бортпроводника.
Электрическое питание системы осуществляется через предохранитель ПМ-2 «Туалеты Дым» от шины 1 В УЗ 27 В 024.56.33-221 (шп. № 7-8, правый борт).
2.5.3. Работа системы
Система сигнализации о появлении дыма в туалетах готова к действию, когда включен выключатель ПОЖАР ЗАЩИТА на щитке включения систем правом 031.13.20-213.
При наличии дыма в туалете срабатывает датчик дыма, и сигнал от него поступает на панель управления, при этом:
-
на панели управления высвечивается соответствующий красный светосигнализатор в проблесковом режиме работы; -
на панели управления звучит сирена; -
над входом в соответствующий туалет высвечивается световой индикатор красного цвета в проблесковом режиме работы; -
в МСРП происходит регистрация сигнала.
2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2
2.6.1. Общие сведения
Стационарная система пожаротушения включает в себя:
-
д ва огнетушителя 2-8-3М – первой очереди; -
два огнетушителя 2-8-4М – третьей очереди; для самолетов на № 038 -
два огнетушителя 2-8-5М – второй очереди; -
два огнетушителя 2-8-3М – первой очереди; для самолетов на № 026, с 039 -
два огнетушителя 2-8-2М – третьей очереди; (с автономной системой -
два огнетушителя 2-8-3М – второй очереди; пожаротушения в БГО) -
магистральные трубопроводы подачи огнегасящего состава; -
распылительные устройства в подкапотных пространствах двигателей и в отсеке ВСУ и распределители в багажно-грузовых отсеках; -
органы управления (кнопки-табло включения очередей); -
светосигнальные табло, контролирующие наличие заряда в каждой очереди огнетушителей.
Для тушения пожара в отсеках двигателей используются все три очереди огнетушителей в отсеке ВСУ – первая и вторая очереди, в отсеках БГО – вторая и третья очереди.
2.6.2. Описание системы
1. Огнетушители 2-8-2М; 2-8-3М; 2-8-4М; 2-8-5М размещены в отсеках основных опор шасси (рис. 2.12) на перегородке шп. № 46.
Доступ к огнетушителям осуществляется через открывающиеся створки отсеков шасси.
Огнетушители отличаются только количеством установленных на них пироголовок.
Основными частями огнетушителя являются: баллон, переходник, на котором устанавливаются сифонная трубка, пироголовки (от 3 до 5), манометр, датчик давления.
Пироголовки являются запорными устройствами огнетушителя, при срабатывании которых осуществляется выброс огнегасящего состава из баллона в магистральный трубопровод системы пожаротушения соответствующего отсека. Каждая пироголовка на огнетушителе соответствует своему отсеку. В пироголовку устанавливается два пиропатрона.
Огнетушители имеют заряд хладона 12В1 (CF2BrCI), который поддавливается азотом в соответствии с Инструкцией по зарядке огнетушителей.
Предохранительная мембрана, установленная в зарядной гайке, разрушается при повышении давления в огнетушителе до (20020) кгс/см.
-
Пиропатроны огнетушителей 7ПП-683 (ПП-3), установленные в пироголовках огнетушителей, взрываясь от электрического импульса, создают силу, которая вскрывает цанговый замок в пироголовке, в результате чего освобождается запорный клапан, а воздействием давления в баллоне открывается проходное отверстие для выхода огнегасящего состава из огнетушителя в трубопроводы системы пожаротушения. -
Трубопроводы и распылительные коллекторы. Трубопроводы предназначены для подачи огнегасящего состава от огнетушителей до защищаемых отсеков. Трубы изготовлены из нержавеющей стали. В отсеке шасси они имеют условный диаметр 16 мм, а в остальных отсеках условный диаметр 18 мм.
Распылительные коллекторы предназначены для равномерного распределения огнегасящего состава по защищаемому отсеку. Коллекторы изготовлены из трубы нержавеющей стали, условный диаметр которой 12 мм. В коллекторах выполнены отверстия расчетного диаметра 0,8 мм.
В отсеках силовых установок коллекторы установлены непосредственно на двигателе, а в отсеке ВСУ – на каркасе фюзеляжа.
Трубопроводы отсеков силовых установок соединены с трубопроводами на пилонах шлангами из фторопласта с оплеткой из нержавеющей стали и обмотанными стеклотканью.
-
Кнопки-табло щитка пожарной защиты (рис. 2.3) с белым светофильтром ВКЛ предназначены для ручного включения очередей огнетушителей в каждую защищаемую от пожара зону. Эти кнопки-табло горят при срабатывании пироголовок огнетушителей, соответственно первой, второй или третьей очереди.
Табло разрядки огнетушителей с белым светофильтром ОЧЕР 1 (2, 3) РАЗРЯД горят при срабатывании датчиков давления, расположенных на огнетушителе.
-
Механизм аварийного включения системы пожаротушения (рис. 2.13) предназначен для выдачи сигнала на включение огнетушителей для подачи огнегасящего состава в отсеки первой и второй силовых установок при посадке самолета с невыпущенными шасси.
Механизмы установлены на двигателях в нише дренажного маслобака за передней стенкой реверсивного устройства.
Механизм срабатывает при обжатии концевого выключателя (7), при этом включаются все три очереди огнетушителей.
Электрическое питание системы пожаротушения осуществляется через автоматы защиты, установленные в устройствах защиты, наименование и расположение которых дано в табл. 2.1.
Таблица 2.1
| | Наименование устройства защиты, | | |
Наименование АЗК или предохранителей | Место расположения | шины | Потребитель | |
Канал 1 | Канал 2 | |||
1. АЗК ПОЖАР. ЗАЩИТА. КАНАЛ 1 (КАНАЛ 2). ОГ- НЕТУШ. ОЧЕР. 1 | Верхний пульт пилотов | 024.56.03-213 УЗ 27 В, шина 1 | 024.56.04-213 УЗ 27 В, шина 1 | Пироголовки огнетушителей первой очереди. |
2. АЗК ПОЖАР. ЗАЩИТА, КАНАЛ 1 (КАНАЛ 2), ВКЛ. | | 024.56.03-213 УЗ 27 В, шина 1 | 024.56.04-213 УЗ 27 В, шина 1 | Реле ручного включения очередей 1, 2, 3, реле включения питания систем |
3. АЗК ПОЖАР. ЗАЩИТА, КАНАЛ 1 (КАНАЛ 2) ОГ- НЕТУШ. ОЧЕР.2 | Технический отсек № 3 (шп. № 27-28) | 024.56.19-116 УЗ 27 В, шина 1 | 024.56.20-116 УЗ 27 В, шина 1 | Пироголовки огнетушителей второй очереди |
4. АЗК ПОЖАР. ЗАЩИТА, КАНАЛ 1 (КАНАЛ 2) ОГ- НЕТУШ. ОЧЕР.3 | Технический отсек № 3 (шп. № 27-28) | 024.56.19-116 УЗ 27 В, шина 1 | 024.56.20-116 УЗ 27 В, шина 1 | Пироголовки огнетушителей третьей очереди |
2.6.3. Работа системы
Система пожаротушения готова к действию, когда включены автоматы защиты первой автоматической очереди на УЗ 27 В 024.56.03-213, 024.56.04-213 в кабине экипажа и второй, третьей очередей и остального электрооборудования системы на УЗ 27В 024.56.19-116; 024.56.20-116; 024.56.08-113 в техотсеке № 3, а также выключатель ПОЖАР. ЗАЩИТА на правом щитке включения систем в кабине экипажа, включены КИСС и МСРП.
При возникновении пожара в каком-либо из защищаемых отсеков срабатывают датчики пожарной сигнализации, которые при пожаре в отсеке силовой установки или ВСУ подают сигнал на блок БУОС-01.
По сигналам блоков БУОС-01 загорается светосигнальное табло ПОЖАР для соответствующего отсека на щитке пожарной защиты, два табло ПОЖАР на приборных досках левого и правого пилотов, включается речевой информатор ПРОВЕРЬ ПОЖАР и подается сигнал на включение первой автоматической очереди огнетушителей.
От взрыва пиропатронов срабатывают пироголовки двух огнетушителей. Огнегасящий состав под давлением подается по трубопроводам к распылительным коллекторам и выбрасывается через отверстия в коллекторах в отсек. При этом через блок БКК-1 подается информация о срабатывании пиропатронов на щиток пожарной защиты, в КИСС и МСРП.
После выброса заряда давление в огнетушителях падает, срабатывает датчик давления, от которого поступает сигнал о разрядке очереди на щиток пожарной защиты, клапан пироголовки под воздействием возвратной пружины закрывается.
При пожаре в гондоле двигателя загорается красное светосигнальное табло ВЫКЛЮЧИ ДВ 1 (2) в проблесковом режиме на щитке управления двигателями 031.12.34-213.
При пожаре в отсеке ВСУ проходят сигналы на закрытие крана подачи топлива и останов двигателя ВСУ.
Если пожар огнетушителями первой очереди потушен, то светосигнальные табло ПОЖАР погаснут. Кнопка-табло ВКЛ ОЧЕРЕДЬ 1 будет гореть, свидетельствуя о подрыве пиропатронов в огнетушителях первой автоматической очереди и указывая на отсек, в котором был пожар. Будет гореть светосигнальное табло ОЧЕР 1 РАЗРЯД, свидетельствуя об отсутствии заряда в огнетушителях первой очереди. Время разрядки огнетушителя примерно 15 с.
Если пожар не потушен огнетушителями первой очереди (табло ПОЖАР продолжает гореть), то для отсеков СУ перед включением второй очереди необходимо откинуть крышку «ПК», закрывающую кнопки-табло включения второй и третьей очередей пожаротушения отсека, где обнаружено наличие пожара. После откидывания крышки «ПК» загорится светосигнальное табло ТОПЛИВО ЗАКР., что