Файл: Электротехническое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 940

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

1.1. Общие сведения

напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц

напряжением 200/115 В частотой 400 Гц

напряжением 272,7 В

ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

2.1. Общие сведения

в отсеках силовых установок и ВСУ

2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках

2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму

2.5. Система сигнализации дыма в туалетах

2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2

2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2

2.8. Система пожаротушения в туалетах

2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета

багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)

2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах

2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы

2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях

2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях

ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. Общие сведения

3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2

3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д

3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа

3.6. Стеклоочистители

3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ

3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1

ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

4.1. Общие сведения

4.2. Внешнее светотехническое оборудование

4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа

4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона

и уведомляющей сигнализации САС-8-4

ЛОМАНЦОВ

ЧУХИН

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ


Блок обеспечивает следующие виды защит:

  • от повышения напряжения в любой из фаз выше 123-129 В с обратнозависимой вольт-секундной характеристикой и с наибольшей выдержкой времени 6,9 с;

  • от понижения напряжения в любой из фаз ниже 104-107 В с выдержкой времени

(6,90,9) с;

  • от понижения частоты ниже 370-380 Гц с выдержкой времени (6,00,9) с;

  • от повышения частоты выше 420-430 Гц с выдержкой времени (6,00,9) с;

  • от понижения частоты ниже 320-335 Гц без выдержки времени;

  • от повышения частоты выше 465-480 Гц без выдержки времени;

  • от обрыва любой или двух фаз фидера, либо нулевого провода аэродромного источника, если при этом напряжение фаз выходит за пределы срабатывания защит от повышения или понижения напряжения, с наибольшей выдержкой времени 6,9 с.

Блок обеспечивает следующие функции по контролю и диагностике состояний канала системы:

  • проверку качества электроэнергии до включения аэродромного источника на бортсеть;

  • проверку исправности защит блока с выдачей в случае неисправности сигнала об отказе блока.

Питание блока БКНА 115 В и контактора аэродромного источника с целью обеспечения автономности осуществляется от аэродромного источника посредством использования трансформаторно-выпрямительного устройства и дублируется от бортсети постоянного тока.

1.2.7. Органы управления и контроля основной системы электроснабжения 200/115 В 400 Гц


Управление и контроль за работой основной системы электроснабжения осуществляется:

  • со щитка электроснабжения 031.13.16-213 (рис. 1.3);

  • со щитка контроля электроснабжения 031.14.11-212 (см. рис. 1.3);

  • со щитка наземного обслуживания 0.24.58.88-113 в районе шп. № 8-9 по правому борту (рис. 1.4);

  • со щитка дежурного освещения на передней опоре (для наземного обслуживания)

(рис. 1.5);

  • по экрану КИСС, кадр ЭС (рис. 1.6; лист 1, лист 2).

На щитке электроснабжения имеются:

  • два кнопочных переключателя ПК4А-Ж-Б включения генераторов Г 1 и Г 2 со световой сигнализацией Г 1 и Г 2 желтого цвета и ОТКЛ белого цвета;

  • кнопочный переключатель ПК4А-3 включения генератора ГТ60ПЧ8Б со световой сигнализацией ВКЛ зеленого цвета;

  • два кнопочных переключателя (под колпачками) ПК4Н-Ж-Б отключения привода постоянной частоты вращения ППО 1, ППО 2 со световой сигнализацией ППО 1, ППО 2 желтого цвета и ОТКЛ белого цвета;

  • кнопочный переключатель ПК4А-3 включения аэродромного источника электроэнергии РАП со световой сигнализацией ВКЛ зеленого цвета.


На щитке наземного обслуживания имеются:

  • зеленое светосигнальное табло РАП;

  • кнопка КОНТР. СИГНАЛ. И ОБОГРЕВА контроля табло РАП и контроля сигнализации обогрева аккумуляторов.

На экране КИСС при нажатии на кнопку ЭС появляется кадр ЭС лист 1 (рис. 1.6).

На щитке контроля электроснабжения имеются:

  • желтые светосигнализаторы ОТКАЗ БКН и ОТКАЗ РАП.

На кадре ЭС лист 1 (см. рис. 1.6) имеется мнемосхема системы электроснабжения, на которой отображаются работающие и отказавшие (или не включенные) источники электроэнергии, а также напряжения и частоты на шинах сетей 115/200 В (левой и правой).

При повторном нажатии на кнопку ЭС появляется кадр ЭС лист 2.

На кадре ЭС лист 2 (см. рис. 1.6) повторяется мнемосхема листа 1, но около шин левой и правой сетей 115/200 В взамен напряжения в сетях появляются токи, отдаваемые источниками переменного тока; при этом, если включен РАП или генератор ВСУ, токи отдаваемые ими, повторяются у шин обеих сетей, если они включены одновременно, то у шин левой сети – токи генератора ВСУ, а у шин правой сети – токи РАП.

При включении основного генератора около шин его сети появляются токи, отдаваемые данным генератором.

При обесточенной основной системе переменного тока элементы управления системой должны находиться в следующих положениях:

 кнопочные переключатели генераторов Г 1, Г 2 и Г ВСУ

не нажаты

  • кнопочный переключатель РАП

  • кнопочные переключатели

не нажат

отключения ППО 1 и ППО 2

отжаты

и закрыты колпачками

Для наземного обслуживания на самолете предусмотрен выключатель НАЗЕМНЫЕ ШИНЫ. ОСВЕЩЕНИЕ, ОБОГРЕВ, позволяющий подключать аэродромное питание через разъем ШРАП-400-3Ф для ограниченного количества систем.

Выключатель НАЗЕМНЫЕ ШИНЫ. ОСВЕЩЕНИЕ, ОБОГРЕВ установлен на дежурном щитке освещения 024.58.11-712, расположенном на передней опоре (см. рис. 1.5)

Для принудительного отключения шин бытового оборудования в случае неисправности оборудования, подключенного к ним, в системе предусмотрены переключатели ОТКЛ. ШИН БЫТОВОГООБОРУДОВ., установленные на переднем щитке бортпроводника 024.58.02-222 и на заднем щитке бортпроводника 024.58.03-243.



При наличии напряжения в системе электроснабжения постоянным током и обесточенной системе электроснабжения переменным током имеется следующая сигнализация по системе электроснабжения переменным током:

  • горят белые светосигнализаторы ОТКЛ кнопочных переключателей Г 1, Г 2;

  • горят лампы ППО желтого цвета кнопочных переключателей ППО 1, 2 (при частоте вращения ниже малого газа).

В связи с тем, что система КИСС может быть включена только при наличии питания в системе переменного тока, на экране КИСС изображения кадра ЭС получено быть не может.

1.2.8. Первичная система распределения электроэнергии переменного тока 200/115 В, 400 Гц


Система распределения электроэнергии переменного тока предназначена для передачи электроэнергии от системы генерирования к распределительным устройствам и от распределительных устройств к приемникам электроэнергии (рис. 1.7, 1.8). Конструктивно система распределения электроэнергии состоит из двух независимых подсистем (левой и правой), в состав которых входят устройства распределения (УР), устройства защиты (УЗ) с аппаратурой защиты и коммутационной аппаратурой, электропровода.

Первичная система распределения электроэнергии переменного трехфазного тока радиальная с тройным расщеплением фаз (по три провода в каждой фазе) и обеспечивает нормальное электроснабжение при отказе одного из проводов фазы. Провода имеют двухстороннюю защиту плавкими малоинерционными предохранителями типа ПМ с номиналами 40 А.

В устройствах распределения левой (правой) подсистемы имеются:

  • шины генераторов Г 1, Г 2 (УР 200/115 В 024.56.21-116, 024.56.22-116);

  • шины наземного питания (УР 200/115 В 024.56.22-116);

  • шины бытового оборудования (УР 200/115 В 024.56.29-116, 024.56.30-116,

024.56.14-113);

  • шина ПОС 1 (УР 200/115 В 024.56.09-113);

  • шина ПОС 2 (УР 200/115 В 024.56.10-113);

  • шина ПТС 1 (УР 200/115 В 024.56.09-113);  шина ПТС 2 (УР 200/115 В 024.56.21-116).

От шин бытового оборудования получают питание следующие потребители:

в 024.56.14-113 УР 200/115 В:

  • кипятильник,

  • подогреватель воды,

  • электропечь № 1,

  • кофеварка № 1,

  • вестибюли: вентиляция, обогрев; в 024.56.29-116 УР 200/115 В:

  • вентилятор салона,

  • кипятильник,

  • подогреватель воды,

  • электропечь № 2,

  • кофеварка № 3,

  • освещение туалета, заднего вестибюля; в 024.56.30-116 УР 200/115 В:

  • холодильник,

  • электропечь № 3, № 4,

  • кофеварка № 2,  прессователь мусора,  вентилятор кухни.

В полете при отказе одного генератора шины бытового оборудования автоматически отключаются от бортсети переменного тока 200/115 В, 400 Гц.


На земле, в связи с имеющимся в цепи управления отключением шин бытового оборудования блокировкой по обжатию шасси, шины бытового оборудования при неработающих основных генераторах остаются подключенными к шинам бортсети.

В цепях управления шинами бытового оборудования установлены переключатели на щитках 024.58.02-222, 024.58.03-243 у бортпроводников, при помощи которых возможно принудительное отключение передних или задних шин бытового оборудования.

Принудительное отключение шин бытового оборудования необходимо в случае неисправности бытового оборудования, вызывающего появление дымления в зоне его установки.

При установке переключателя ОТКЛ. ШИН БЫТОВОГО ОБОРУДОВ., расположенного на щитке 024.58.02-222 (рис. 1.19) в положение ОТКЛ. ШИН БЫТОВОГО ОБОРУДОВ. происходит отключение шины бытового оборудования в УР 024.56.14-113.

При установке переключателя ОТКЛ. ШИН БЫТОВОГО ОБОРУДОВ., расположенного на щитке 024.58.03-243 (рис. 1.20) в положение ОТКЛ. ШИН БЫТОВОГО ОБОРУДОВ. происходит отключение шины бытового оборудования в данных УР 024.56.29-116 и 024.56.30-116.

Шины наземного питания подключаются непосредственного к разъему ШРАП-400-3Ф или к бортовой сети переменного тока 200/115 В 400 Гц.

При включении на земле выключателя НАЗЕМНЫЕ ШИНЫ. ОСВЕЩЕНИЕ, ОБОГРЕВ (см. рис. 1.5), при наличии правильного чередования фаз и нахождении параметров аэродромного источника питания в пределах допустимого, блоком БКНА 115 В выдается сигнал на шины наземного питания 115/200 В к ШРАП-400-3Ф, загорается табло РАП.

При включении аэродромного источника электроэнергии нажатием на кнопочный переключатель РАП (см. рис. 1.3), при наличии правильного чередования фаз и нахождении параметров аэродромного источника в пределах допустимого, происходит выдача блоком БКНА 115 В сигналов на подключение аэродромного питания к левой сети 200/115 В и к правой сети 115/200 В. При этом загорается зеленый светосигнализатор ВКЛ кнопочного переключателя РАП и зеленого табло РАП на щитке наземного обслуживания (рис. 1.4). Кроме того, при нажатии на кнопочный переключатель РАП, подается сигнал на автоматическое переключение шин наземного питания на шины сетей переменного тока.

Примечания. Устройства защиты и устройства распределения имеют обозначения, состоящие из четырех групп цифр:

1-я – обозначение системы (024 – электроснабжение);


2-я – подсистема внутри системы (56 – система распределения электроэнергии);

3-я – нумерация от носовой части фюзеляжа (09, 10, 21, 22 и т.д.); 4-я – номер стеллажа или зоны (113, 116 и т.д.).

Основные зоны имеют следующее цифровое обозначение:

100 – нижняя половина фюзеляжа до задней перегородки,

200 – верхняя половина фюзеляжа,

300 – хвостовое оперение,

400 – двигатели,

500 – левое крыло,

600 – правое крыло,

700 – опоры шасси,

800 – двери, люки,

900 – хвостовая негерметичная часть фюзеляжа.

Ниже указаны основные отсеки и стеллажи:

  • 111 – носовой отсек,

  • 112 – техотсек № 1,

  • 113 – техотсек № 2

  • передний БГО-1,

  • 116 – техотсек № 3,

  • 117 – техотсек № 4,

  • техотсек № 5,

  • задний БГО-2,

  • техотсек № 6,

  • техотсек № 7,

  • техотсек № 8,

  • отсек ВСУ,

  • 222 – передний буфет-кухня,

  • 210 – кабина экипажа,

  • 211 – левая часть кабины экипажа,

  • 212 – правая часть кабины экипажа, панель наземной подготовки

  • 213 – центральная часть кабины экипажа,  240 – задний буфет-кухня.

1.2.9. Предохранители и автоматы защиты сети, используемые на самолете


А. Предохранители:

  • малоинерционные плавкие марки ПМ на токи от 2 до 50 А (ПМ-2 – ПМ-50) – одного габарита и на токи от 75 до 150 А (ПМ-75 – ПМ-150) – другого габарита. Используются для защиты цепей постоянного и переменного тока;

  • тугоплавкие марки ТП – для защиты цепей постоянного тока. Используются на ток 600 А (ТП-600).

Б. Автоматы защиты сети

Кнопочные однополюсные марки АЗК1М используются для защиты цепей постоянного и переменного тока. Размыкание цепи происходит при протекании перегрузочных токов путем срабатывания расцепляющего механизма за счет прогиба термобиметаллической пластины. Конструктивно выполнены со свободным расцеплением в двух габаритах:

  • на номинальные токи от 1 до 20 А (АЗК1М-1 – АЗК1М-20) – одного габарита;

  • на номинальные токи от 25 до 50 А (АЗК1М-25 – АЗК1М-50) – одного габарита.

Включение автомата нажатием до упора кнопки, отключение – вытаскиванием кнопки вручную или автоматически при его срабатывании.

При отключенном состоянии АЗК1М на кнопке видно белое кольцо.

Кнопочные трехполюсные марки АЗК3 предназначены для защиты цепей трехфазного переменного тока. Принцип работы – размыкание всех трех электрических цепей при протекании перегрузочных токов хотя бы по одной из них путем срабатывания расцепляющего механизма за счет прогиба одной или трех термобиметаллических пластин.