Файл: Электротехническое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 947

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

1.1. Общие сведения

напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц

напряжением 200/115 В частотой 400 Гц

напряжением 272,7 В

ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

2.1. Общие сведения

в отсеках силовых установок и ВСУ

2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках

2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму

2.5. Система сигнализации дыма в туалетах

2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2

2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2

2.8. Система пожаротушения в туалетах

2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета

багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)

2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах

2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы

2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях

2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях

ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. Общие сведения

3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2

3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д

3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа

3.6. Стеклоочистители

3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ

3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1

ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

4.1. Общие сведения

4.2. Внешнее светотехническое оборудование

4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа

4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона

и уведомляющей сигнализации САС-8-4

ЛОМАНЦОВ

ЧУХИН

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ



Номинальная мощность генератора, кВА 90 Номинальный ток, А 250

Мощность генератора, кВА:

в течение 5 мин 135 в течение 12-13 с, 180

Напряжение фазное, В 116-120 Частота, Гц 40010

Генератор входит в состав интегрального привода-генератора ГП 26.

Охлаждение генератора осуществляется распылением масла через форсунки во внутренней полости генератора, которое одновременно является и рабочей жидкостью привода.

Смазка шарикоподшипников генератора осуществляется тем же маслом. На корпусе привода-генератора расположена панель с герметизированными выводами для подключения силового фидера генератора и вилки для подсоединения генератора во внешнюю схему.

1.2.3. Назначение и основные технические данные блока регулирования, защиты и управления БРЗУ115ВО-2с


Блок выполняет следующие функции управления:

  • включение возбуждения генератора при включенном выключателе генератора и частоте выше 380-390 Гц, но ниже 410-420 Гц;

  • выдачу сигнала на включение контактора нагрузки при включенном возбуждении генератора, отсутствии в канале обнаруживаемой контролем неисправности и напряжении генератора во всех фазах выше 108-114 В, но ниже 123-129 В;

  • развозбуждение генератора и отключение его от нагрузки при выключении выключателя генератора или при срабатывании одной из защит, за исключением защиты от короткого замыкания на шинах генератора, при срабатывании которой контактор нагрузки не отключается;

  • выдачу сигнала на обмотку электромагнита муфты расцепления валов приводагенератора и двигателя при срабатывании защиты от сильного повышения частоты (разнос);

  • снятие сигнала с обмотки электромагнита муфты расцепления валов приводагенератора и двигателя и снижения частоты ниже уровня срабатывания защиты от сильного понижения частоты.

Блок обеспечивает следующие виды защиты:

  • от повышения напряжения в любой из фаз выше 123-129 В с обратнозависимой вольт-секундной характеристикой и наибольшей выдержкой времени 6,9 с;

  • от понижения напряжения в любой из фаз до 104-107 В и ниже с выдержкой времени (6,00,9) с;

  • от повышения частоты выше 420-430 Гц с выдержкой времени (6,00,9) с;

  • от понижения частоты ниже 370-380 Гц с выдержкой времени (6,00,9) с;

  • от повышения частоты выше 465-480 Гц без выдержки времени;

  • от понижения частоты ниже 335-320 Гц без выдержки времени (защита обратимая);

  • от всех видов короткого замыкания внутри генератора или его фидера без выдержки времени;

  • от короткого замыкания на шинах генератора с выдержкой времени, не превышающей (6,00,9) с;

  • от обрыва любой одной или двух фаз фидера, либо силовой нейтрали, если при этом напряжения фаз выходят за пределы срабатывания защит от повышения или понижения напряжения, или появляется составляющая напряжения нулевой последовательности более


1,5-4,5 В с наибольшей выдержкой времени 6,9 с;

  • от понижения частоты вращения входного вала привода-генератора ниже уровня соответствующему режиму малого газа двигателя, без выдержки времени (защита обратимая).

Примечание. Все защиты, за исключением особо отмеченной, являются необратными. Блок обеспечивает следующие функции по контролю и диагностике состояний канала системы:

  • проверку напряжения и частоты вращения генератора до включения канала в сеть;

  • проверку исправности защит блока;

  • проверку исправности регулятора напряжения блока;

  • диагностику отказов привода, генератора совместно с фидером, блока БРЗУ 115ВО-2с.

Питание блока БРЗУ 115ВО-2с и контактора включения генератора осуществляется выпрямленным напряжением подвозбудителя генератора и дублируется от бортсети постоянного тока для всех устройств, исключая регулятор напряжения.

Защита по частоте питается пропорционально частоте напряжения генератора.

Питание цепей сигнализации блока БРЗУ 115ВО-2с осуществляется только от бортсети постоянного тока.

Из аппаратуры БРЗУ 115ВО-2с в бортовую систему сигнализации выдаются сигналы включения канала (включен генератор ВСУ). Кроме того, в бортовые системы регистрации и сигнализации выдаются сигналы:

  • отказ привода, неисправность ВСУ (частота не в норме);

  • отказ генератора (неисправность генератора ВСУ);

  • отказ блока БРЗУ 115ВО-2с

1.2.4. Назначение блока датчиков тока БДТ90К


В каждом канале генерирования (генератора двигателя) установлено по два блока датчиков тока БДТ90К.

Один из БДТ90К совместно с трансформаторами тока, установленными в генераторе ГТ90НЖЧ12К, обеспечивает выдачу в БРЗУ 115ВО сигнала о коротком замыкании в генераторе или его фидере.

Другой БДТ90К выдает в БРЗУ 115ВО сигнал о перегрузке генератора. БДТ90К состоит из трех тороидальных трансформаторов тока. В корпусе блока имеются три сквозных отверстия для фазных проводов фидера генератора. На одной из стенок нанесена маркировка фаз генератора (А, В, С) и надпись «От генератора». На верхней части корпуса расположены выводы для подсоединения БДТ90К во внешнюю схему, закрытые планкой.

А. Защита от короткого замыкания (рис. 1.2)


Токи начала (i1, i2, i3 БТТ генератора) и конца (i4, i5, i6 БДТ90К сетевого) контролируемой зоны сравниваются на балластных резисторах R (величина токов i1, i2, i3, i4, i5, i6 пропорциональна величине токов I1, I2, I3, I4, I5, I6 соответственно). Сигнал, пропорциональный разности сравниваемых токов

(i1 и i4, i2 и i5, i3 и i6), выпрямляется в выпрямителе и поступает на компаратор. Если этот входной сигнал превышает заданный уровень Uэт(при коротком замыкании), то компаратор срабатывает и сигнал с его выхода, проходя через R-C фильтр, обеспечивающий помехозащищенность, поступает в блок логики БРЗУ 115ВО, по команде которого генератор отключается от бортсети.

Примечание. При отсутствии короткого замыкания в контролируемой зоне сигнал на выходе выпрямителя равен нулю, так как величины токов, проходящих через генераторный БТТ и сетевой БДТ90К, одинаковы (I1 = I4; I2 = I5; I3 = I6; i1 = i4; i2 = i5; i3 = i6).

Б. Защита от подключения шин работающего генератора к короткозамкнутым шинам другого генератора


Действие защиты заключается в удержании во включенном состоянии контактора подключения генератора в случае, если в момент срабатывания защиты от снижения напряжения с выдержкой времени (60,9) с вторым БДТ90К зафиксирована перегрузка по току до 20,5 номинального значения (500125) А в течение (40,6) с, что возможно при коротком замыкании на шине генератора УР 200/115 В. В этом случае происходит развозбуждение генератора, на шине которого в УР 200/115 В произошло короткое замыкание, и он перестает вырабатывать электроэнергию, но контактор и сигнализация остаются во включенном состоянии при выключении выключателя генератора, поэтому не происходит подключения его шины к шине другого генератора.

Сброс памяти защиты осуществляется повторным включением выключателя генератора после устранения причины короткого замыкания на его шине и при наличии питания на БРЗУ 115ВО.

Блок датчиков тока БДТ60К


Блок БДТ60К совместно с трансформаторами тока, установленными в генераторе ВСУ ГТ60ПЧ8Б, обеспечивает выдачу в блок БРЗУ115ВО-2с сигнала о коротком замыкании в генераторе или его фидере.

Принцип работы БДТ60К аналогичен работе блока БДТ90К.

При коротком замыкании на шинах Г 1 левой подсистемы отключаются следующие потребители:

  • БВФ № 3, ДАУ № 1, БП-3, ПП № 1 RDR-4B, БВУТ № 1, РВ № 1, БВПУ № 1, АРК № 1, СППЗ;

  • СПС (TCAS) (система предупреждения столкновений);

  • КИСС канал № 1, ПУИ КИСС № 1, ИМ № 1, БВУ № 1, БФИ № 1, БПС № 1;

  • АСШУ, 1-й канал;

  • фары рулежные левого борта и взлетно-посадочные;

  • маяк нижний;

  • АНО;

  • система управления закрылками, предкрылками, 1-й канал;

  • БАК 1 ЛЕВЫЙ НАСОС 1, БАК 2 ЛЕВЫЙ НАСОС 1, БАК 4 НАСОС 1, БАК 1


ПРАВЫЙ НАСОС 2, РО1 НАСОС 1, РО 2 НАСОС 2, индикация баков лев, бака 3, СИТ ЦВМ 1 ЛЕВЫЙ;

  • насос 1 бака 3 балансировки топлива;

  • обогрев стекла левого, СКВ нагреватели левые;

  • вентиляторы: 1, 3, 5, 8 обдува стеллажей, салона, вентилятор рециркуляции левый;  стеклоочиститель левого стекла;

  • СИВ;

  • ВУ 1;

  • ДКМВ-1;

  • БСКД: канал основного двигателя 1;

  • 50  люминесцентного освещения салонов;

  • люминесцентное освещение туалетов левого борта и вестибюля;

  • вентилятор пилота;

  • смыв туалетов левого борта;

  • подогреватель воды;

  • обогрев сливного насадка 1;

  • компрессор 1 системы водоснабжения;

  • насос САРД левого борта;

  • обдув колес левой тележки шасси;

  • насосная станция НС 3;

  • подсвет эмблемы;

  • кипятильник;

  • электропечи 3, 4;  кофеварка 3.

При коротком замыкании на шинах Г 2 правой подсистемы отключаются следующие потребители:

  • ДАУ № 2, КИНО № 2, БП № 2, ДМЕ № 2, КПИ № 2, БВФ № 2, ПУ БВУП, БВУТ

№ 2, БВУП № 2, РВ-85 № 2, VOR № 2, ПУ СЭИ № 2, ПП № 2, RDR-4В;

  • АСШУ канал 3;

  • фары рулежные правого борта и посадочные;

  • маяк верхний;

  • система управления закрылками, предкрылками, 2-й канал;

  • БАК 1 ПРАВЫЙ НАСОС 1, БАК 2 ПРАВЫЙ НАСОС 1, БАК 4 НАСОС 2, БАК 1

ЛЕВЫЙ НАСОС 2, РО 1 НАСОС 2, РО 2 НАСОС 1, индикация баков прав, бака 4, СИТ ЦВМ 2 ПРАВЫЙ, БАК 3 НАСОС 2;

  • обогрев стекла правого, СКВ нагреватели правые;

  • вентиляторы: салона, кухни № 2, № 4, № 6, № 7, № 9 стеллажей, насос рециркуляции правый;

  • 50 % люминесцентного освещения салонов, люминесцентное освещение туалета правого борта, вестибюля, кухни;

  • обдув датчиков СКВ салона;

  • обдув колес правой тележки шасси;

  • стеклоочиститель правого стекла;

  • ДКМВ-2;

  • ВУ 2;

  • система автоматического обмена данными;

  • БСКД: основной канал двигателя 2;

  • БКПД № 2;

  • КТЦ ПВИЗ-1;

  • МСРП, АЦПУ, ЦВМ, КБН;

  • система основная тормозная;

  • система поворота колес передней опоры, канал 2;

  • указатель уровнемеров;

  • обогрев ПСВ насадок 2, 3, ПВ;

  • смыв туалета правого борта;

  • сигнализатор температуры;

  • вентиляторы для 2-го пилота, бортинженера;

  • компрессор 2 системы водоснабжения;

  • подогреватель воды;

  • кипятильник;

  • электропечи 1, 2, 5, 6;

  • кофеварки 1, 2;

  • насосные станции НС 1, НС 2;

  • вызов бортпроводника;  насос САРД правого борта;

  • развлечение (видео и аудио).

1.2.5. Основные технические данные генератора ГТ60ПЧ8Б (ВСУ)


Генератор ГТ60ПЧ8Б – шестиполюсный бесконтактный генератор со встроенным шестифазным возбудителем и блоком вращающихся выпрямителей, предназначенных для питания обмотки возбуждения основного генератора постоянным током.

Для осуществления автономности возбуждения, а также для питания цепей защиты и управления на одном валу с генератором и возбудителем размещен трехфазный подвозбудитель с возбуждением от постоянного магнита.

Охлаждение генератора осуществляется как путем продува воздуха, так и от встроенного вентилятора (самовентиляция).

Генератор снабжен блоком трансформаторов тока для осуществления дифференциальной защиты линии передачи электроэнергии от генератора совместно с основным блоком датчиков тока по принципу циркуляции токов.

В генераторе имеется расцепитель, предназначенный для автоматического отсоединения вала генератора от привода при разрушении подшипника.

Номинальная мощность генератора, кВА 60

Номинальный ток, А 167 Частота, Гц 40010

Мощность генератора, кВА:

в течение 5 мин 90 в течение 5 с 120

Напряжение фазное, В 116-120

1.2.6. Основные технические данные блока контроля аэродромного питания БКНА 115 В


Контроль за работой аэродромного источника питания, нахождением параметров электроэнергии в допустимых пределах, осуществляет блок БКНА 115В.

Трансформатор для обеспечения включения аэродромного источника питания установлен в УЗВ включения РАП 024.57.95-113, шп. № 9 правый борт.

Контактор включения аэродромного питания на питание ограниченного количества потребителей ТКД511ОДЛ установлен в 024.56.22-116 УР 200/115 В.

Включение аэродромного питания на шины генератора № 2 осуществляется контактором ТКС233ОДЛ, установленным в 024.56.22-116 УР 200/115 В, на шины генератора № 1 контактором ТКС233ОДЛ, установленным в этом же 024.56.22-116 УР 200/115 В.

Блок БКНА 115 В предназначен для защиты приемников электроэнергии самолета от некачественного аэродромного питания.

Блок включает контактор аэродромного источника при выполнении следующих условий:

  • включен выключатель аэродромного питания;

  • напряжение в любой фазе аэродромного источника выше 108-114 В, но ниже 123-129 В;

  • частота аэродромного источника выше 380-390 Гц, но ниже 410-420 Гц;  чередование фаз аэродромного источника – прямое (А-В-С).