Файл: Электротехническое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 952

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

1.1. Общие сведения

напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц

напряжением 200/115 В частотой 400 Гц

напряжением 272,7 В

ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

2.1. Общие сведения

в отсеках силовых установок и ВСУ

2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках

2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму

2.5. Система сигнализации дыма в туалетах

2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2

2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2

2.8. Система пожаротушения в туалетах

2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета

багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)

2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах

2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы

2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях

2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях

ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. Общие сведения

3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2

3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д

3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа

3.6. Стеклоочистители

3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ

3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1

ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

4.1. Общие сведения

4.2. Внешнее светотехническое оборудование

4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа

4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона

и уведомляющей сигнализации САС-8-4

ЛОМАНЦОВ

ЧУХИН

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ


На самолете устанавливаются два комплекта устройств управления температурой стекла УТС-1-1 для левого и правого стекол.

В состав одного комплекта входят:

1) блок терморегулирования и контроля БТК-1-1; 2) блок коммутации трехполюсный БК3-12.

Блоки БТК-1-1 и БК3-12 по сигналу от датчиков температуры управляют подачей питания на нагревательные элементы стекла ТСК 173.01.000.

Каждое стекло имеет прозрачный нагревательный элемент, разделенный на три секции. Внутри склеивающего слоя средней секции размещены три температурных датчика: два рабочих (1ТД и 2ТД) и один запасной (3ТД).

Система обогрева каждого стекла имеет двухступенчатый режим работы: СЛАБО и СИЛЬНО.

Температура нагревательного элемента стекла +38 С поддерживается автоматически устройством УТС-1-1.

Органы управления и контроля показаны на рис. 3.9.

Проверка функционирования системы обогрева стекол на земле производится системой встроенного контроля с помощью кнопки (3), и двух светосигнализаторов (2), расположенных на панели наземной подготовки (щиток контроля бытового оборудования 031.14.18-212).

В полете контроль функционирования системы обогрева стекол производится по отсутствию информации об ее отказе на экране КИСС.

Блок БТК-1-1 предназначен для включения и выключения БК3-12.

Блок для левого стекла установлен на правом борту в районе шп. № 2А-2, для правого стекла на правом борту в районе шп. № 2А-3.

Блок БК3-12 предназначен для включения и отключения обогрева стекол от сети переменного тока. Блок для левого стекла установлен на правом борту в районе шп. № 2А-2, для правого стекла на правом борту в районе шп. № 2А-3.

Управление обогревом левого и правого стекол осуществляется трехпозиционными переключателями ОБОГРЕВ СТЕКЛА (1) (см. рис. 3.9), расположенным на панели взлетнопосадочных операций 031.13.01-213 в районе шп. № 2-3 по оси.

3.5.2. Работа системы обогрева стекол


Работа обогрева левого стекла приведена на рис. 3.10.

При установке переключателя (3) в положение « СЛАБО» напряжение +27 В подается на блок БТК-1-1 (1). Система обогрева включится на режим СЛАБО, если температура стекла в месте установки датчиков будет ниже +38 С. При этом сигнал с двух датчиков поступит на вход БТК-1-1 и затем на БК3-12 (13). БК3-12 включится и подаст напряжение питания на нагревательные элементы стекла (14). Стекло начнет греться. При достижении температуры стекла в месте установки датчиков +38 С блок БТК-1-1 снимет управляющий сигнал с блока БК3-12, который отключит питание обогрева стекла. При понижении температуры обогрев стекла снова включится, т.е. температура стекла будет автоматически поддерживаться на заданном уровне. Регулирование температуры производится по первому датчику 1 ТД. В случае отказа первого датчика система автоматически переходит на работу со вторым датчиком 2 ТД. Работа системы обогрева на режиме СЛАБО осуществляется за счет импульсного (с частотой 155 Гц и коэффициентом заполнения 0,40,1)
прерывания управляющего сигнала, подаваемого с БТК-1-1 на вход БК3-12. Чтобы включить систему обогрева на номинальную мощность, нужно переключатель (3) установить в положение СИЛЬНО. При установке переключателя (3) в положение ОТКЛ с системы снимается питание по постоянному току, одновременно, с помощью контактора (15), отключается питание по переменному току.

Для проверки функционирования системы обогрева стекол на земле необходимо нажать на кнопку ОБОГРЕВ СТЕКЛА КОНТР (8). Если система исправна, то не позднее чем через 10 с должен загореться светосигнализатор ОБОГРЕВ СТЕКЛА ЛЕВ ИСПРАВН (5).

При обрыве или коротком замыкании двух датчиков, обрыве нагревательного элемента стекла или обрыве провода силовой цепи с блока БТК-1-1 в КИСС поступает сигнал и на экране высвечивается текст: ОБОГРЕВ СТЕКЛА ЛЕВ ОТКАЗ, сопровождаемый тональным сигналом «УДАР КОЛОКОЛА» и ЦСО. При отказе одного из рабочих датчиков необходимо на земле переключить провода с неисправного датчика на запасной (3ТД). В случае отказа еще одного из датчиков и при отсутствии замыкания его на нагревательный элемент допускается эксплуатация системы до проведения регламентных работ. При этом функционирование системы обогрева стекла проверяется рукой на ощупь с внешней стороны стекла, т.к. при проверке системы встроенным контролем контроль не будет проходить.

Работа системы обогрева правого стекла аналогична работе системы обогрева левого стекла.

3.5.3. Нормальная эксплуатация системы обогрева стекол


  1. Подготовка к выруливанию

  • независимо от метеоусловий

Командир ВС

2-й пилот

Переключатель ОБОГРЕВ СТЕКЛА

в положение СЛАБО установить

  1. Взлет

  • в условиях возможного обледенения температура наружного воздуха +5 С и ниже и наличие тумана, снегопада, дождя или мороси), в зоне обледенения. Командир ВС,

2-й пилот

Переключатель ОБОГРЕВ СТЕКЛА

в положение СИЛЬНО установить

  1. Набор высоты, горизонтальный полет, снижение

  • в зоне обледенения;

  • после выхода из зоны обледенения. Командир ВС,

2-й пилот

Переключатель ОБОГРЕВ СТЕКЛА

в положение СИЛЬНО установить

Переключатель ОБОГРЕВ СТЕКЛА

в положение СЛАБО установить

  1. Режим ожидания, заход на посадку, уход на второй круг и посадка:

  • в зоне обледенения или в условиях возможного обледенения. Командир ВС,


2-й пилот

Переключатель ОБОГРЕВ СТЕКЛА

в положение СИЛЬНО установить

  1. На рулении

Командир ВС,

2-й пилот

Переключатель ОБОГРЕВ СТЕКЛА

в положение СЛАБО установить

  1. Перед оставлением самолета на стоянке Командир ВС,

2-й пилот

Переключатель ОБОГРЕВ СТЕКЛА

в положение ОТКЛ установить

3.5.4. Отказ обогрева стекол и действия экипажа


  1. Звучит тональный сигнал «УДАР КОЛОКОЛА». ЦСО – в проблесковом режиме. Высвечивается текст ОБОГРЕВ СТЕКЛА ЛЕВ (ПРАВ) ОТКАЗ желтого цвета на ИМ № 2 в кадре ДВ/СИГН.

Командир ВС,

2-й пилот

Соответствующий переключатель

ОБОГРЕВ СТЕКЛА в положение ОТКЛ установить

При отсутствии видимости через левое стекло посадку

2-му пилоту выполнять

  1. Обледенение левого (правого) стекла при нахождении переключателя ОБОГРЕВ СТЕКЛА в положении СИЛЬНО.

Командир ВС,

2-й пилот

Соответствующий переключатель ОБОГРЕВ СТЕКЛА

в положение ОТКЛ

При отсутствии видимости через левое стекло



установить

посадку 2-му пилоту

3. Искрение в зоне обогрева левого (правого) стекла.

Командир ВС,

2-й пилот

Соответствующий переключатель ОБОГРЕВ СТЕКЛА



выполнять

в положение ОТКЛ

При отсутствии видимости через левое стекло



установить

посадку 2-му пилоту

4. Растрескивание покровного слоя левого (правого) стекла. Командир ВС,

2-й пилот

Соответствующий переключатель ОБОГРЕВ СТЕКЛА



выполнять

в положение ОТКЛ

При отсутствии видимости через левое стекло



установить

посадку 2-му пилоту

5. Растрескивание силового слоя левого (правого) стекла Командир ВС,

2-й пилот

Соответствующий переключатель ОБОГРЕВ СТЕКЛА



выполнять

в положение ОТКЛ



установить

Полет на высоте не более 6000 м

При отсутствии видимости через левое стекло



выполнять

посадку 2-му пилоту



выполнять


  1. Искрение в зоне обогрева левого и правого стекол или отсутствие видимости через левое и правое стекло.

Командир ВС,

2-й пилот

Переключатель ОБОГРЕВ СТЕКЛА в положение СИЛЬНО установить

  1. Отсутствие обогрева левого и правого стекол в условиях обледенения Командир ВС,

2-й пилот

Соответствующий переключатель ОБОГРЕВ СТЕКЛА

в положение ОТКЛ установить

Командир ВС

Посадку выполняет на аэродроме вне условий обледенения.

3.6. Стеклоочистители

3.6.1. Общие сведения


Стеклоочиститель предназначен для обеспечения видимости через лобовое стекло самолета при взлете и посадке в условиях дождя и мокрого снега при скоростях полета до 400 км/ч.

Для улучшения видимости в условиях дождя применяется гидрофобизирующая жидкость ТГ-10. Эффективность действия жидкости достигается созданием на наружной поверхности лобового стекла не смачиваемой водой гидрофобной пленки. При попадании дождя на стекла, обработанные жидкостью ТГ-10, капли воды не растекаются по поверхности и не создают водяной пленки, а легко сдуваются воздушным потоком в виде отдельных капель или узких струек. Видимость наземных ориентиров при этом значительно улучшается.

На самолете установлены два стеклоочистителя – на левом и на правом лобовых стеклах.

Управление раздельное.

Каждый электромеханический стеклоочиститель, (рис. 3.11) представляет собой устройство, состоящее из электромеханического привода ЭПК-5-68 (1), на выходном валу которого насажено щеточное устройство (4) с щеткой (8) и роликом (3). Щетка (8) – шарнирноарочного типа, представляет собой устройство для закрепления гибкой обоймы (7) с резиновым профилем (10) для прижатия последнего к стеклу. При прижатии щетки (8) к стеклу резиновый профиль (10) принимает кривизну поверхности стекла. Щеточное устройство (4), жестко связанное с выходным валом привода, совершает качательное движение вокруг его оси и одновременно при помощи ролика (3), который при движении по накладке-копиру (2) вращает поводок (7) вокруг оси (5) для того, чтобы конец поводка (7) с щеткой (8) совершал движение, эквидистантное поверхности стекла. Прижатие резинового профиля (10) к поверхности стекла регулируется эксцентриком (6).

При движении по поверхности стекла щетка проходит сектор с углом ометания (60 71), делая (708) или (1458) двойных ходов в минуту, с усилием прижатия к поверхности стекла (5,50,3) кгс. После выключения щетка занимает крайнее положение, не доходя до окантовки стекла 10…15 мм.

Электроприводы расположены на кронштейнах за приборной доской: на левом борту – левый, на правом – правый.

Питание электродвигателя осуществляется переменным трехфазным током напряжением 115/200 В, частотой 400 Гц; электромагнитной муфты и схемы управления – постоянным током напряжением 27 В.