Файл: Электротехническое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 948

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

1.1. Общие сведения

напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц

напряжением 200/115 В частотой 400 Гц

напряжением 272,7 В

ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

2.1. Общие сведения

в отсеках силовых установок и ВСУ

2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках

2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму

2.5. Система сигнализации дыма в туалетах

2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2

2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2

2.8. Система пожаротушения в туалетах

2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета

багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)

2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах

2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы

2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях

2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях

ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. Общие сведения

3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2

3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д

3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа

3.6. Стеклоочистители

3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ

3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1

ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

4.1. Общие сведения

4.2. Внешнее светотехническое оборудование

4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа

4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона

и уведомляющей сигнализации САС-8-4

ЛОМАНЦОВ

ЧУХИН

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ

ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

2.1. Общие сведения


На самолете выполнен ряд конструктивных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения пожара. Установлены антистатики и зарядосъемники для предохранения конструкции от скапливания статического электричества и для его разряда. В бытовом оборудовании и отделке пассажирского салона использованы невоспламеняющиеся материалы. В зоне установки двигателей применена термостойкая изоляция электрожгутов. Пожароопасные отсеки двигателей отделены от смежных отсеков пожарными перегородками. Нижняя часть пилонов в зоне пожароопасных отсеков двигателей и передняя стенка пилонов, а также узлы прохода коммуникаций (в верхней части пилона) покрываются огнезащитным покрытием ВОЗП-4. Обшивка отсека бортовой вспомогательной силовой установки, расположенного в хвостовой части фюзеляжа между шп. № 86-89, с внутренней стороны в зоне руля направления и руля высоты имеет покрытие ВОЗП-4. Шп. № 86 и 89 выполнены из титанового сплава. Средствами пожарной защиты оборудованы пять отсеков самолета: два отсека силовых установок (СУ-1, СУ-2), отсек ВСУ и два багажно-грузовых отсека (БГО-1, БГО-2).

Пожарное оборудование состоит из средств пожарной сигнализации, стационарной системы пожаротушения, автономной системы пожаротушения в БГО, ручных огнетушителей и автоматических огнетушителей в туалетах.

Сигнализаторы средств пожарной сигнализации в отсеках силовых установок размещены на створках гондол, в отсеке ВСУ – на боковых стенках отсека, в багажно-грузовых отсеках – на потолочной части отсеков.

Блоки систем сигнализации установлены в техническом отсеке № 3 на стеллаже № 024.94.02 (116). Принципиальная схема размещения пожарного оборудования дана на рис. 2.1.

Предупреждение о дыме в БГО, перегреве двигателей или пожаре в какой-либо защищаемой от пожара зоне передается экипажу при помощи речевой информации и светосигнальных табло, расположенных на щитке пожарной защиты, на верхнем пульте пилотов и на козырьке левой и правой приборных панелей пилотов.

Кроме того, информация о пожарной ситуации с рекомендацией действий экипажу высвечивается на экране комплексной информационной сигнализирующей системы (КИСС) и происходит регистрация сигнала магнитной системой регистрации параметров (МСРП). Сигнал о дыме в туалете также регистрируется в МСРП.


Предупреждение о появлении дыма в туалете передается бортпроводникам при помощи проблескового светового индикатора красного цвета и сирены, расположенных на панели управления в переднем вестибюле и проблескового светового индикатора красного цвета над входом соответствующего туалета.

Стационарная система пожаротушения СУ и ВСУ состоит из шести огнетушителей, соединительных трубопроводов и распылительных коллекторов.

Огнетушители разряжаются в три очереди – по два огнетушителя в каждой. Огнетушители первой очереди разряжаются автоматически в отсеки силовых установок и ВСУ.

Управление разрядкой огнетушителей второй и третьей очереди в гондолы двигателей осуществляется нажатием соответствующих кнопок-табло на щитке пожарной защиты. Вторая очередь в отсек ВСУ включается кнопкой-табло.

Стационарная система пожаротушения БГО состоит из четырех огнетушителей, соединительных трубопроводов и распылительных устройств. Огнетушители разряжаются в две очереди – по два огнетушителя в каждой. Управление разрядкой огнетушителей осуществляется нажатием кнопок-табло на щитке пожарной защиты. При разрядке огнетушителей загорается соответствующее очереди светосигнальное табло.

Ручные огнетушители, установленные на борту самолета, предназначены для тушения пожара в кабине экипажа и в пассажирских салонах. Автоматические огнетушители, установленные в переднем и среднем туалетах, предназначены для автоматического тушения пожара в мусоросборниках туалетов.

Включение и выключение системы пожарной защиты осуществляется выключателем ПОЖАР. ЗАЩИТА, установленным на правом щитке включения систем 031.13.20-213 в кабине экипажа.

Электропитание огнетушителей первой автоматической очереди осуществляется через автоматы защиты АЗК1М-5 от УЗ 27В 024.56.03-213 и 024.56.04-213 в кабине экипажа. Электропитание огнетушителей второй и третьей очереди, а также остального пожарного электрооборудования осуществляется через автоматы защиты АЗК1М-5 от УЗ 27 В 024.56.19-116 и 024.56.20-116 в третьем техническом отсеке.

Питание систем пожарной сигнализации и тушения пожара осуществляется по двум независимым каналам напряжением 27 В постоянного тока от шин аккумуляторов. Функциональная схема пожарного оборудования дана на рис. 2.2. Проверка функционирования пожарного оборудования осуществляется системой автоматизированного контроля.



Средствами пожарной сигнализации являются:

  • аппаратура системы сигнализации о перегреве и пожаре в отсеках силовых установок (СУ-1, СУ-2) и о пожаре ВСУ АССПП-1, включающая в себя сигнализаторы СПП-1 и блоки усиления и обработки сигналов (БУОС-01);

  • система сигнализации о появлении дыма в багажно-грузовых отсеках БГО-1, БГО-2;

  • система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках ЛС-150;

  • система сигнализации о появление дыма в туалетах;

  • система контроля, управления и индикации средств пожарной защиты.

При поступлении сигнала от средств пожарной сигнализации подается сигнал на средства пожаротушения. Система включения пиропатронов огнетушителей имеет 4 канала: два ручных от кнопочных переключателей, расположенных на щитке пожарной защиты, и два автоматических от двухканальных блоков БУОС-01 системы АССПП-1.

Блок коммутации и автоматизированного контроля (БКК-1) размножает сигналы, получаемые от всех систем сигнализации, и выдает их на щиток пожарной защиты, на табло ПОЖАР, расположенные на козырьке приборной панели левого и правого пилотов, в речевой информатор (РИ) и в комплексную информационную сигнализирующую систему (КИСС).

При срабатывании пиропатронов в двух огнетушителях, имеющих по одной пироголовке с двумя пиропатронами для каждого из защищаемых отсеков, и объединенных в одну очередь, сигнал подается в блок БКК-1, который формирует сигнал в системы МСРП и КИСС о срабатывании соответствующих очередей.

С помощью блока БКК-1 и системы КИСС осуществляется автоматизированный наземный контроль всех элементов пожарного оборудования и выдается информация по действиям экипажа при пожаре.

Щиток пожарной защиты 031.13.12-213 (рис. 2.3) предназначен для сигнализации экипажу о наличии дыма или пламени в отсеках БГО и о наличии перегрева или пожара в отсеках силовых установок и ВСУ, а также для управления средствами пожаротушения в этих отсеках. Щиток расположен на верхнем пульте пилотов.

В верхней части щитка размещены по отсекам следующие желтые светосигнальные табло: ПЕРЕГРЕВ СУ-1, ПЕРЕГРЕВ СУ-2; красные: ПОЖАР БГО-1, ПОЖАР БГО-2, ПОЖАР ВСУ, ПОЖАР СУ-1 и ПОЖАР СУ-2.


В средней части щитка размещены белые светосигнальные табло: ОЧЕР 1 РАЗРЯД, ОЧЕР 2 РАЗРЯД и ОЧЕР 3 РАЗРЯД.

Под светосигнальными табло пожарной обстановки размещаются кнопки-табло включения очередей пожаротушения. Каждый защищаемый отсек имеет свои кнопки-табло включения очередей. Кнопки-табло имеют светофильтры белого цвета.

Кнопки-табло ОЧЕР 2 и ОЧЕР 3 для СУ-1 и СУ-2 прикрыты крышками ПК-1 и ПК-2. Ниже этих крышек установлены два белых светосигнальных табло ТОПЛИВО ЗАКР.

Щиток проверки (контроля) системы пожарной защиты расположен в правой нижней части щитка РЭД панели наземной подготовки (см. рис. 2.3).

Щиток имеет кнопку включения режима контроля блока БКК-1 «ППЗ контр» и зеленый светосигнализатор исправности системы пожарной защиты (ППЗ исправн.).

При включенных АЗС первой автоматической очереди нажатием кнопки КОНТРОЛЬ ППЗ выдается команда в блок БКК-1 о переводе его в режим контроля (при обжатых стойках шасси).

2.2. Система сигнализации о пожаре

в отсеках силовых установок и ВСУ

2.2.1. Общие сведения


В состав системы входят три комплекта аппаратуры АССПП-1, объединенные блоком коммутации и автоматизированного контроля БКК-1. Комплекс сигнализаторов СПП-1 и блок усиления и обработки сигналов БУОС-01 составляют аппаратуру АССПП-1 системы сигнализации о перегреве и пожаре.

В отсеках силовых установок (СУ-1 и СУ-2) размещено по 33 сигнализатора точечного типа СПП-1. В каналах сигнализации о перегреве установлено по 5 последовательно соединенных сигнализаторов СПП-1 (15 сигнализаторов в каждой СУ). В каналах сигнализации о пожаре установлено по 3 последовательно соединенных сигнализатора СПП-1 (18 сигнализаторов в каждой СУ).

В отсеке вспомогательной силовой установки установлено 15 сигнализаторов пожара СПП-1, объединенных в три канала по 5 штук в каждом.

Сигналы от цепочек сигнализаторов поступают на три блока управления и обработки сигналов БУОС-01 – по одному блоку для отсеков СУ-1, СУ-2 и ВСУ. Блоки БУОС-01 и БКК-1 размещены в техническом отсеке № 3 (стеллаж 116) (рис. 2.4).

2.2.2. Описание системы


1. Сигнализатор СПП (рис. 2.5) предназначен для контроля пожарной опасности при перегреве или пожаре в отсеках силовых установок и ВСУ и выдачи сигнала на исполнительный блок БУОС-01.

Принцип работы сигнализаторов основан на использовании явления возникновения термоэлектродвижущей силы в термобатарее сигнализатора при нарастании температуры окружающей среды выше установленного предела.

Чувствительным элементом сигнализаторов является комбинированная термобатарея (4) из термоэлектродов термопар.

Рабочими малоинерционными спаями термобатарей являются шарики диаметром от 1 до 1,5 мм, получающиеся в результате сварки термоэлектродов.

Нерабочими инерционными спаями являются шарики диаметром от 1 до 1,5 мм, получающиеся в результате сварки двух электродов.

Рабочие и нерабочие спаи расположены открыто, без изоляции от внешней среды. При быстром нагревании чувствительного элемента горячие (малоинерционные) спаи нагреваются значительно быстрее холодных (инерционных), в результате чего возникает разность температур нагрева рабочих и нерабочих спаев термобатареи, и на выходе сигнализатора появляется термоЭДС.

  1. Блоки усиления и обработки сигналов БУОС-01 предназначены для усиления ЭДС сигнализаторов и логической обработки по схеме «И» сигналов, полученных от сигнализаторов СПП-1 (8), формирования сигналов «Внимание», «Перегрев», «Пожар» и передаче их в блок коммутации и автоматизированного контроля БКК-1, а также при сигнале «Пожар» для включения первой автоматической очереди пожаротушения.