Файл: Электротехническое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 936

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

1.1. Общие сведения

напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц

напряжением 200/115 В частотой 400 Гц

напряжением 272,7 В

ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

2.1. Общие сведения

в отсеках силовых установок и ВСУ

2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках

2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму

2.5. Система сигнализации дыма в туалетах

2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2

2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2

2.8. Система пожаротушения в туалетах

2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета

багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)

2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах

2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы

2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях

2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях

ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. Общие сведения

3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2

3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д

3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа

3.6. Стеклоочистители

3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ

3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1

ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

4.1. Общие сведения

4.2. Внешнее светотехническое оборудование

4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа

4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона

и уведомляющей сигнализации САС-8-4

ЛОМАНЦОВ

ЧУХИН

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ



переключатели ПОС в положение РУЧН установить Высвечивание надписи ПОС на табло контролировать

3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2

3.3.1. Общие сведения


Электрообогревательные элементы приемников ППД-1М серии 2 предотвращают льдообразование на приемном отверстии и корпусе приемника, а также закупоривание камеры полного давления снегом или льдом.

Основные технические данные

Номинальное напряжение питания, В +27 Мощность обогрева, Вт 250 – 270

ВНИМАНИЕ! При работе на земле не допускается включение обогрева более чем на 20 мин.

Состав системы обогрева ППД-1М приведен в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Наименование

Обозначение

Общее кол-во

Приемник полного давления

ППД-1М

3

Блок контроля

БКПД-1

3

ППД № 1 расположен на левом борту фюзеляжа между шп. № 6 и 7; ППД № 2 – на правом борту фюзеляжа между шп. № 6 и 7; ППД № 3 – на левом борту фюзеляжа между шп. № 5 и 6.

Блоки БКПД-1 № 1 и 3 размещены слева в техотсеке № 2 между шп. № 5 и 6, БКПД-1 № 2 – справа в техотсеке № 2 между шп. № 5 и 6.

Выключатели ППД 1, ППД 2, ППД 3 расположены на верхнем пульте пилотов 031.13.00-213 (рис. 3.6, лист 2).

Принципиальная электрическая схема питания обогрева ППД-1М приведена на рис. 3.6.

3.3.2. Работа системы обогрева ППД-1М (рис. 3.6, лист 1)


При установке выключателей (14, 15, 16), в положения ППД-1, ППД-2, ППД-3 напряжение +27 В поступает на обмотки управляющих реле (19, 23 и 24). Реле срабатывают, напряжение питания +27 В поступает через блоки контроля БКПД № 1, 2, 3 на электрообогревательные элементы ППД-1М серия 2 (37, 38, 39).

За отказ обогрева приемника принимается обрыв одного из обогревательных элементов ППД; при этом общее сопротивление цепи обогрева увеличивается, а ток питания скачкообразно уменьшается. Внутри блока ток, протекающий в измерительной цепи, сравнивается с заданным значением тока, соответствующим исправному состоянию обогрева приемника. Результат сравнения выводится в СВС в виде замыкания («0» – при исправном обогреве ППД) и размыкания («1» – при отказе или невключении обогрева ППД) контактов реле на корпус. Система СВС в своем слове состояния передает информацию об обогреве ППД через ВСС в ССЛО, далее – в КИСС (рис. 3.7).



Контроль исправности блоков БКПД-1 производится при расширенном контроле ПНО по команде от ССЛО. При этом блок выдает признак отказа при исправном блоке и исправном обогреве ППД.

При невключении пилотами обогрева двух ППД на экране КИСС (ИМ № 1) в кадре СИГН появится предупреждающая информация ППД ОБОГРЕВА НЕТ. При установке РУД во взлетный режим на экране КИСС одновременно отобразится сигнал «Не готов к взлету».

3.3.3. Проверка исправности обогрева ППД-1М


Производится в следующем порядке:

  • включить КСПНО-204, КИСС;

  • снять чехлы с ППД-1М;

  • выключить выключатели ППД 1, ППД 2, ППД 3;

  • вызвать на экран КИСС кадр «Блоки». Высвечивается информация желтого цвета о невключении (отказе) цепей питания обогрева ППД-1М:

ППД : 1

ППД : 2

ППД : 3

  • включить выключатели ППД 1, ППД 2, ППД 3. Информация отказа с экрана КИСС снимается;

  • выключить КСПНО, КИСС, выключатели ППД 1, ППД 2, ППД 3;  установить на ППД-1М защитные чехлы.

ВНИМАНИЕ! Включать обогрев ППД-1М на земле более 20 мин запрещено.

3.3.4. Проверка исправности блоков БКПД-1


Данная проверка осуществляется при проведении расширенного контроля КСПНО-204:

  • снять чехлы с ППД-1М;

  • включить КСПНО-204, КИСС;

  • вызвать на экран КИСС кадр «Блоки»;

  • задать с клавиатуры ССЛО команду «ККВ»;

  • после окончания режима «Контроль» высвечиваются желтые надписи об отказе БКПД-1:

а) На индикаторе ССЛО:

ОБКП – 1

ОБКП – 2

ОБКП – 3

б) на экране КИСС в кадре «Блоки»:

БКПД : 1

БКПД : 2

БКПД : 3;

  • включить выключатели ППД 1, ППД 2, ППД 3;

  • задать с клавиатуры ССЛО команду «ККВ»;

  • убедиться, что на экране КИСС и на индикаторе ССЛО отсутствует информация об отказе БКПД-1;

  • выключить выключатели ППД 1, ППД 2, ППД 3.

ВНИМАНИЕ! Время работы обогрева ППД-1М на земле не более 20 мин.

3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д

3.4.1. Общие сведения


Для предупреждения льдообразования на флюгере и корпусе датчика аэродинамических углов ДАУ-85-2Д имеют встроенный электрообогрев.

Обогрев флюгера и корпуса ДАУ осуществляется с помощью трубчатых электронагревателей. Обогрев корпуса регулируется термореле. Нерегулируемый нагрев флюгера имеет два режима пониженной мощности при работе на земле и полной мощности в полете.

Управление обогревом ДАУ осуществляется выключателями ППД-1, СЭИ 1 канал для ДАУ левого борта и ППД-2 СЭИ 2 канал для ДАУ правого борта. Выключатели СЭИ обеспечивают запитку цепей контроля; выключатели ППД – силовых цепей обогрева корпуса и флюгера.

Основные технические данные

Номинальное напряжение питания обогрева 400 Гц, В  115

Мощности, потребляемые ДАУ, ВА:

  • обогрев корпуса 50-60 - обогрев флюгера на земле 150

  • обогрев флюгера в полете 270

ВНИМАНИЕ! При работе на земле не допускается включение обогрева в режиме пониженной мощности более чем на 20 мин.

Датчики ДАУ размещены на обшивке самолета между шп. № 3а-4 ниже форточки, по одному на левом и правом бортах симметрично. Каждый датчик установлен в лючке и закрыт крышкой. На крышке лючка надпись «ДАУ».

Выключатели ППД 1, СЭИ 1 канал включения обогрева ДАУ левого и ППД 2, СЭИ II канал расположены на верхнем пульте пилотов 031.13.00-213 (17 и 18) (рис. 3.6).

В датчике ДАУ предусмотрено устройство контроля исправности обогрева флюгера. При исправном обогреве контакты выходного реле замкнуты на корпус; в СВС поступает признак исправности – «0. При неисправности в цепи обогрева контакты выходного реле разомкнуты; в СВС выдается признак отказа – «1».

Схема контроля обогрева флюгера питается постоянным током напряжением 27 .

Информация об отказе или не включении обогрева флюгера ДАУ (одного или двух) поступает в системы воздушных сигналов СВС, из которых в словах состояния систем передается через вычислители ВВС в систему ССЛО при наличии сигнала «Обледенение».

В этом случае в кадре «Блоки» КИСС высвечивается информация желтого цвета: ДАУ : 1

ДАУ : 2

Информация об отказах ДАУ-85-2Д регистрируется также на АЦПУ МСРП.

3.4.2. Работа системы обогрева ДАУ-85-2Д (рис. 3.6, листы 1, 2)



При включении выключателей ППД-1 и ППД-2 ток напряжением +27 В поступает на реле (30), (31); контакты реле замыкаются, переменный ток напряжением  115 В 400 Гц поступает на контакт 4 ДАУ (обогрев корпуса). При включении выключателей СЭИ 1 (17) и СЭИ 2 (18) (шасси обжато – на обмотки реле (20…27) поступает +27 В; их контакты разомкнуты); через нормально замкнутые контакты реле (21) и (26) на обмотки реле (28) (32) поступает напряжение  115 В от шины 024.56.15-113 УЗ 200/115 В левого борта и от шины 024.56.16-113 УЗ 200/115 В правого борта, их контакты замыкаются; напряжение  115 В поступает на контакт 6 ДАУ. При этом на электронагревателе флюгера ДАУ выделяется пониженная мощность. В полете +27 В не поступает на реле (20…27) (шасси убраны); контакты их замкнуты; ток напряжением +27 В поступает на реле (21) и (26), замкнутые контакты размыкаются, разомкнутые замыкаются, срабатывают реле (29) и (33), через контакты которых напряжение  115 В поступает на контакт (10). При этом на электронагревателе флюгера выделяется полная мощность.

3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа

3.5.1. Общие сведения


Система электрообогрева стекол бесконтактная и служит для защиты лобовых стекол (правого и левого) кабины экипажа от обледенения при эксплуатации самолета.

Принцип действия системы основан на периодическом автоматическом включении нагревательных элементов, встроенных в стекла, обеспечивающих нагрев стекол до заданной температуры, предотвращающей обледенение и запотевание стекол.

Питание нагревательных элементов обогрева каждого стекла производится от трехфазной сети переменного тока 115/200 В, частотой 400 Гц, а система управления и контроля – от сети постоянного тока 27 В.

Структурная схема системы обогрева стекол фонаря кабины экипажа показана на рис. 3.8, сведения об автоматах защиты электросети обогрева стекол – в табл. 3.4.

Таблица 3.4

Назначение

Обозначение

Расположение

Назначение (трафарет)

АЗК1М-2

03041-F1

УЗ 27 В 024.56.-3-213 шп. № 5-6, лев. борт

ОБОГР СТЕКОЛ ЛЕВ

АЗК1М-2

03041-F4

УЗ 27 В 024.56.04-213 шп. № 5-6, прав. борт

ОБОГР СТЕКОЛ ПРАВ

АЗК3-15

03041-F2

УЗ 200/115 В

024.56.15-113 шп. № 10-11, лев. борт

СТЕКЛО ЛЕВ ОБОГРЕВ

АЗК3-15

03041-F3

УЗ 200/115В

024.56.16-113 шп. № 10-11, прав. борт

СТЕКЛО ПРАВ ОБОГРЕВ