ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2021
Просмотров: 1815
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Объект и предмет социологии
1.2.Структура социологического знания
ТЕМА 2. ПРЕДЫСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
2.1 Постановка социальной проблематики в античной философии
2.2. Социальная проблематика в средневековой философии
2.3. Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени
2.4. Концепция «гражданского общества» в немецкой классической философии
ТЕМА 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ
3.1. Проект науки об обществе О. Конта
3.3. Социология как объективный анализ «социальных фактов» Э. Дюркгейма
3.4. «Понимающая» социология М. Вебера
ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В ХХ ВЕКЕ. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
4.1. Функционалистская социология и конфликтологические теории
4.2. Предпосылки возникновения новейших социологических концепций
4.3. Синергетика как методологический синтез теорий, занимающихся проблемами порядка и хаоса
ТЕМА 5. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
5.1. Системный подход к изучению общества
5.2. Социальное взаимодействие как основа общества
ТЕМА 6. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
6.1. Понимание феномена культуры в социологии
6.4.Теория культурно-исторических типов. Особенности российской цивилизационной динамики
ТЕМА 7. МИРОВЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
7.1. Мировое сообщество. Формирование мировой системы.
7. 2. Межправительственные и неправительственные международные организации
8. 1. Личность как социальный тип и деятельный субъект
8.3. Социальная роль и социальный статус
8.4. Девиация и социальный контроль
ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
9.1. Понятие социальной структуры и ее типы
9.2. Социальное пространство и социальное неравенство
9.3. Учение о классах как основных элементах социальной структуры.
9.4. Теория социальной стратификации
9.5. Понятие социальной мобильности
ТЕМА 10. ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
ТЕМА 11.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
11.1. Социальные факторы изменений
11.5. Причины возникновения конфликтов
ТЕМА 12. ТЕОРИИ «СРЕДНЕГО УРОВНЯ»
12.1. Предмет, цели и основные понятия социологии труда
12.2. Предмет социологии образования и основные направления исследований
Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными группами, локализована во времени и пространстве. Поэтому социология изучает социальные формы и условия труда, социальную организацию совместного труда – коллективного или индивидуального, различные стороны социально-психологического механизма включения человека в трудовую деятельность, то есть ценностные ориентации, мотивы, удовлетворенность трудом и многое другое. Таким образом, предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, социальных процессов и явлений в сфере труда.
Цель социологии труда — это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.
Как специальная социологическая дисциплина, социология труда опирается на систему основных понятий общей социологии, таких, например, как социальное действие, взаимодействие, социальное отношение, социальная роль, нормы и ценности, социальный институт, социальный контроль, социальная общность, социальные процессы и т.д. применительно к разным аспектам трудовой деятельности. Другую часть понятий социологии труда составляют специальные понятия, характеризующие трудовую деятельность как особую область социальных процессов и явлений. Наиболее важными из них являются следующие:
Характер труда – признак, отражающий взаимосвязь сферы трудовых отношений с социально-политическим устройством общества – вынужденность, принудительность труда, возможность внешнего присвоения материальных результатов трудовой деятельности. По этому основанию выделяют: рабский, крепостной, подневольный, наемный и свободный труд.
Отношение к труду – понятие, означающее совокупность реальных мотивов трудовой деятельности личности, таких, например, как ориентация на заработок, на отношения с коллегами, на общественную значимость труда, его содержание, достижение признания или определенного социального статуса.
Содержание труда – отражает взаимодействие работника и средств труда в процессе трудовой деятельности. Обычно профессии относят к тому или иному типу содержания труда по степени механизации и автоматизации трудовых операций, так, например, исследователи выделяют: ручной, механизированный и автоматизированный труд.
Содержательность труда – степень насыщенности труда творческими элементами по сравнению со стандартными, рутинными.
Удовлетворенность трудом – обобщенный эмпирический показатель отношения к труду. Он формируется под воздействием двух групп факторов – совокупных условий труда и личностных особенностей работников (их ценностных ориентаций, притязаний). Поэтому высокая удовлетворенность трудом, зафиксированная социологами, может свидетельствовать как о хороших условиях труда, так и о низком уровне притязаний работников.
В целом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей трудовой деятельности, с другой стороны — способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.
12.2. Предмет социологии образования и основные направления исследований
Образование как социальный институт — это система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, университетов, академий, институтов), социальных общностей (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.
Предметом социологии образования является изучение взаимосвязи и взаимодействия социального института образования с другими социальными институтами и сферами общественной жизни и общества в целом.
Система образования включает в себя ряд звеньев: дошкольное воспитание, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве. Особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми — воспитателей, нянечек, медицинских работников, а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.
В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка, средняя общеобразовательная школа ориентирована на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. При этом социология образования нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни — это одна из важнейших проблем социологии.
Особое место занимает исследование профессионального образования — профессионально-технического, среднего специального и высшего профессионального. Для социологии образования важно знание мотивов учащихся и студентов, эффективность обучения, оценка возможностей трудоустройства выпускников и роль образования в их будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества.
Одно из масштабных исследований в сфере образования было проведено в 1994 году [13, с. 36-47]. В ходе анализа тенденций развития образования в российском обществе на протяжении 30-летнего периода были выявлены закономерности, характеризующие эффект социального неравенства в системе образования. Так, если раньше, в 60-е годы XX века, правительство дополнительными мерами как-то выравнивало пропорции обучающихся в соответствии с параметрами социальной структуры, то в середине 90‑х годов XX века на это не было уже ни средств, ни желания [1]. Платное обучение в школе и вузе резко усилило социальную дифференциацию не только среди взрослых, но и среди детей.
В системе высшего образования, по оценкам специалистов, в настоящее время наблюдаются следующие процессы:
-
коммерциализация — расширение платной основы обучения;
-
элитизация — сокращение среди студентов доли выходцев из семей рабочих и крестьян и увеличение доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;
-
регионализация — замыкание абитуриентов на своих региональных вузах;
-
децентрализация системы высшего образования — расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т.д. [3, 11].
Сегодня социология образования — одна из активно развивающихся отраслей как в зарубежной, так и в отечественной социологии. Эмпирические исследования главным образом проводят преподаватели, привлекая студентов. Кроме того, поскольку вопросы, касающиеся уровня образования респондентов, включались и включаются практически во все социологические анкеты, то постепенно накапливается огромная эмпирическая информация, затрагивающая междисциплинарную проблематику. В социологию образования стекаются данные из смежных областей: социологии молодежи, социологии труда, социологии культуры, исследований социальной структуры и т.д.
12.3. Объект, предмет и задачи социологии управления
Социология управления – это отрасль социологического знания, изучающая процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования ее структуры, достижения ее целей.
Объект социологии управления – управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в профессиональные, семейные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.
Предмет – управленческие отношения, процессы их институционализации, а также социальные механизмы оптимизации управленческого воздействия в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом.
Основные задачи социологии управления определены Е. М. Бабосовым:
-
Изучение реальных фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и людей, не занимающих руководящих постов и вынужденных подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.
-
Выделение из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности наиболее важные, типичные и обнаружение на этой основе тенденций развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.
-
Объяснение появления новшеств в управленческой деятельности, выявление обстоятельств возникновения новых практических способов их реализации в управленческих процессах.
-
Построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз ее совершенствования.
-
Формулирование научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления [2, с.11‑12].
Таким образом, определение основных задач социологии управления позволяет сформулировать ее основные функции, в числе которых: познавательная, оценочная, прогностическая, образовательная (обучающая), оптимизирующая.
Социология управления представляет собой одну из молодых социологических дисциплин, и потому к разряду дискуссионных вопросов относят и теоретические вопросы определения ее границ, и различные методологические подходы к изучению проявлений управленческого воздействия и анализу социальных практик управления [2, 5, 8].
12.4. Значение теорий «среднего уровня»
Значение специальных социологических теорий заключается в следующем:
-
теории среднего уровня, будучи построены на теоретических и методологических положениях общесоциологических теорий, обеспечивают возможность изучения социальных явлений и процессов в различных ракурсах и с различной глубиной погружения в проблему;
-
опора на общесоциологические теории, которые ложатся в основу проводимых исследований и обработки их результатов позволяют обеспечить научность специальных социологических теорий;
-
теории среднего уровня обеспечивают сферы специального социологического знания собственным понятийным аппаратом, позволяющим конкретизировать предметное поле;
-
теории среднего уровня позволяют провести анализ конкретной социальной ситуации, особенностей развития и функционирования разнообразных социальных общностей, групп, отношений между ними для уточнения прогнозов социальных изменений и определения наиболее эффективных способов регулирования социальных процессов;
-
в рамках специальных социологических теорий формулируются практические рекомендации, позволяющие обеспечить повышение эффективности управления различными социально-экономическими, политическими и духовными процессами;
-
развивая специальные социологические теории, реализуя возможность предметного анализа различных областей общественной жизни, деятельности людей и функционирования социальных институтов, мы получаем прирост нового знания, которое может иметь не только практическое, но и теоретическое значение.
Библиографический список:
-
Астафьев, Я. У. Социология образования в СССР и России / Я. У. Астафьев, В. Н. Шубкин // Социология в России / под ред. В. А. Ядова. - М.: «На Воробьевых» совм. с ИС РАН, 1996. - С. 345-368.
-
Бабосов, Е. М. Социология управления / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 288 с.
-
Зборовский, Г. Е. Профессиональное образование и рынок труда / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. – 2003. — №4. – С. 99-106.
-
Здравомыслов, А. Г. Человек и его работа в СССР и после: учебное пособие для вузов / А. Г. Здравомыслов, В А. Ядов. – 2‑е изд., испр. и доп.– М: Аспект Пресс, 2003. – 485 с.
-
Камерон, Ким С. Диагностика и изменение организационной культуры / Ким С. Камерон, Роберт Э. Куинн. — СПб.: Питер, 2001 – 310 с.
-
Маркович, Д. Социология труда: Пер. с сербохорв. / общ. ред. и послеслов. Н. И. Дряхлова и Б. В. Князева. — М.: Прогресс, 1988. — 632 с.
-
Покровский, Н. Е. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона / Н. Е. Покровский // Социологические исследования. – 1992. – № 2. – С.114-117.
-
Прикладная социология и менеджмент: хрестоматия / сост. и научн. ред. А. И. Кравченко. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 512 с.
-
Рабочая книга социолога. — 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Г. В. Осипов. — М.: Наука, 1983. — 478 с.
-
Социология труда: учебник / под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 368 с.
-
Старостина, Т. В. Вузы на рынке образовательных услуг / Т. В. Старостина //Социологические исследования. – 2003. — №4. – С. 121-126.
-
Тернер, Дж. Структура социологической теории / Дж. Тернер. – М: Прогресс, 1985. – 471 с.
-
Шереги, Ф. Э. Социология образования: прикладной аспект / Ф. Э. Шереги, В. Г. Харчева, В. В. Сериков. — М.: Юристъ, 1997. — 304 с.
-
Штомпка, П. Р. Мертон: динамический функционализм / П. Штомпка // Современная американская социология / под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд‑во МГУ, 1994. – С.78-93.
Темы семестровых работ:
-
Трудоустройство выпускников ВУЗов по специальности (на примере Волгограда).
-
Измерение организационной культуры с использованием методики OCAI (на примере предприятия).
-
Возрастные особенности трудовой мотивации в современной России.
-
Образование и социальная мобильность.
-
Меритократическая концепция М. Янга.
Вопросы для повторения:
-
Что является предметом социологии труда?
-
Что является предметом изучения социологии образования?
-
Назовите современные социальные проблемы высшего образования.
-
Перечислите основные функции социологии управления.
-
Каково значение теорий «среднего уровня»?