ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2021
Просмотров: 1829
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Объект и предмет социологии
1.2.Структура социологического знания
ТЕМА 2. ПРЕДЫСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
2.1 Постановка социальной проблематики в античной философии
2.2. Социальная проблематика в средневековой философии
2.3. Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени
2.4. Концепция «гражданского общества» в немецкой классической философии
ТЕМА 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ
3.1. Проект науки об обществе О. Конта
3.3. Социология как объективный анализ «социальных фактов» Э. Дюркгейма
3.4. «Понимающая» социология М. Вебера
ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В ХХ ВЕКЕ. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
4.1. Функционалистская социология и конфликтологические теории
4.2. Предпосылки возникновения новейших социологических концепций
4.3. Синергетика как методологический синтез теорий, занимающихся проблемами порядка и хаоса
ТЕМА 5. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
5.1. Системный подход к изучению общества
5.2. Социальное взаимодействие как основа общества
ТЕМА 6. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
6.1. Понимание феномена культуры в социологии
6.4.Теория культурно-исторических типов. Особенности российской цивилизационной динамики
ТЕМА 7. МИРОВЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
7.1. Мировое сообщество. Формирование мировой системы.
7. 2. Межправительственные и неправительственные международные организации
8. 1. Личность как социальный тип и деятельный субъект
8.3. Социальная роль и социальный статус
8.4. Девиация и социальный контроль
ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
9.1. Понятие социальной структуры и ее типы
9.2. Социальное пространство и социальное неравенство
9.3. Учение о классах как основных элементах социальной структуры.
9.4. Теория социальной стратификации
9.5. Понятие социальной мобильности
ТЕМА 10. ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
ТЕМА 11.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
11.1. Социальные факторы изменений
11.5. Причины возникновения конфликтов
ТЕМА 12. ТЕОРИИ «СРЕДНЕГО УРОВНЯ»
12.1. Предмет, цели и основные понятия социологии труда
12.2. Предмет социологии образования и основные направления исследований
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИОЛОГИЯ:
ОБЩИЙ КУРС
учебное
пособие
для студентов
всех
направлений бакалавриата,
изучающих
курс социологии
Волгоград
2010
ББК С5я7
А в т о р с к и й к о л л е к т и в:
Т. И. Игнатенко (Тема 1, 4), М. М. Самчук, А. А. Самчук (Тема 2.), М. Ю. Кравцов (Тема 3.), Е. Г. Ефимов (Тема 4), С. Г. Стафеев (Тема 5), О. В. Естрина (Тема 6), Н. А. Овчар (Тема 7, 12), О. И. Ситникова (Тема 8), В. Г. Бобровников (Тема 9), Ю. Е. Тащилкин (Тема 10.), Р. В. Ященко (Тема 11), кандидат исторических наук И. А. Небыков (Тема 12).
Рецензенты:
Кафедра общеобразовательных дисциплин ВГИИК,
зав.кафедрой, канд.ист. наук профессор
З.П. Тинина;
зав. кафедрой социологии управления ВАГС,
д-р социол. наук профессор О.В. Байдалова
Печатается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного технического университета
Социология: общий курс: учебное пособие / под ред. Т. И. Игнатенко, Н. А. Овчар.– Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2010. – 128 с.
ISBN 978–59–948–0461–2
В пособии представлены материалы основных лекционных тем курса «Социология». После каждой темы следует библиографический список, темы семестровых работ, вопросы для повторения. Данное учебное пособие ставит своей целью раскрытие основ социологии, при этом учитывается специфика технического вуза, предполагающая синтез естественнонаучного и социологического знания.
Учебное пособие предназначено для студентов всех направлений бакалавриата, изучающих курс социологии.
ISBN
ã Волгоградский
государственный
технический
университет, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
|
Тема 1. Социология как наука (Игнатенко Т. И. ) |
|
|
|
Тема 3. Классическая западная социология XIX — начала XX веков (Кравцов М. Ю. ) |
|
|
|
|
|
Тема 6. Культура как фактор социальных изменений (Естрина О. В.) |
|
Тема 7. Мировые ситемы и процессы глобализации (Овчар Н.А.) |
|
|
|
|
|
|
|
Тема 11. Социальные процессы как объект изучения социологии. Социальные конфликты (Ященко Р. В.) |
|
Тема 12. Теории «среднего уровня» (Овчар Н. А., Небыков И. А.) |
|
ВВЕДЕНИЕ
Общество есть социальный организм, включающий в себя все виды сообществ и характеризующийся целостностью, сбалансированностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно — временным бытием. Социология как наука об обществе является одной из главных составляющих частей гуманитарного образования.
Сегодня социология широко вошла в учебные планы вузов и других учебных заведений. В Волгоградском государственном техническом университете преподавание социологии осуществляется на дневном, вечернем и заочном отделениях, согласно учебным планам, в соответствии с учебными программами, разработанными на основании государственного стандарта. Подготовка по курсу социологии включает лекционные, семинарские занятия, самостоятельную работу студентов с учебным материалом, а также написание семестровой работы (для вечерней и заочной формы обучения — контрольной работы).
Однако, преподавание дисциплины осложняется тем, что обширный научный материал, основные положения которого обозначены в государственном стандарте, требует четкого, полного изложения при ограниченном количестве учебных часов, отводимых на социологию. Попыткой решить эту проблему и является написание данного учебного пособия, в котором представлены материалы основных тем учебной программы.
Данное учебное пособие ставит своей целью раскрытие основ социологии, при этом учитывается специфика технического вуза, предполагающая синтез естественнонаучного и социологического знания.
В разработке отдельных тем принимали участие преподаватели кафедры истории культуры и социологии: кандидат философских наук Т. И. Игнатенко (Тема 1 «Социология как наука»), кандидат исторических наук М. М. Самчук, А. А. Самчук (Тема 2. «Предыстория и социально – философские предпосылки социологии как науки»), кандидат философских наук М. Ю. Кравцов (Тема 3. «Классическая западная социология Х1Х – начала ХХ веков»), кандидат философских наук Т. И. Игнатенко, кандидат исторических наук Ефимов Е.Г. (Тема 4. «Развитие социологии в ХХ веке. Современные социологические теории»), кандидат исторических наук С. Г. Стафеев (Тема 5. «Общество как социальная система»), кандидат философских наук О. В. Естрина (Тема 6. «Культура как фактор социальных изменений»), кандидат социологических наук Н. А. Овчар (Тема 7. «Мировые системы и процессы глобализации»), кандидат исторических наук О. И. Ситникова (Тема 8. «Личность и общество»), кандидат исторических наук В. Г. Бобровников (Тема 9. «Социальная структура общества»), кандидат исторических наук Ю. Е. Тащилкин (Тема 10. «Общество и социальные институты»), кандидат педагогических наук Р. В. Ященко (Тема 11. «Социальные процессы как объект изучения социологии. Социальные конфликты»), кандидат социологических наук Н. А. Овчар, кандидат исторических наук И. А. Небыков (Тема 12. «Теории «среднего уровня»).
Авторский коллектив кафедры при написании учебного пособия провел серьезную научно-методическую работу. Из многочисленных идей и имен были отобраны те, что составляют общепризнанное достояние современного социологического знания, однако в каждом разделе учебного пособия присутствует личное мнение автора, своя логика изложения материала, особые акценты на близкие автору концепции, подходы, имена ученых. Надеемся, что это позволит студентам наиболее полно ощутить своеобразие социологии как науки, ее тяготение к многообразию мнений.
ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Социология принадлежит к такому числу наук, изучение которых входит в необходимый комплекс условий формирования личности. Знакомство с социологией позволяет по иному взглянуть на исторические события и на сегодняшние факты, отыскать некоторую логику в общественном развитии. Социология – это наука диагностическая, но не только – она наука еще и практическая, занимающая значительное место в системе наук, предназначенных управлять развитием общества.
Наиболее общее определение социологии представляет собой следующее: социология — это наука об обществе. Однако социология изучает общество не само по себе, а обязательно во взаимодействии с человеком. При этом она изучает как наиболее общие закономерности взаимодействия человека с обществом, так и социальные изменения, вызываемые активностью человека и социальных групп.
Этимологически термин «социология» происходит от двух слов: латинского societas — общество и греческого logos — учение. Для того чтобы понять особенности социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить область собственно социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует определиться, что же является объектом и предметом социологии?
1.1. Объект и предмет социологии
В качестве объекта любой науки выступает определенная часть объективной или субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой. Объектом исследования в социологии является общество как социальная система, включающая в себя всю совокупность свойств, связей и отношений, которые носят названия социальных.
В отличие от предмета исследования, который формируется в зависимости от исследователя, целей и задач, которых он ставит, объект не зависит от познающего субъекта: объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него. Однако, любой из объектов этой действительности очень многообразен, в одном исследовании невозможно охватить все грани и стороны объекта исследования. Поэтому социолог каждый раз выбирает только один аспект или грань реального объекта, описывает его через совокупность абстрактных представлений и называет предметом исследования.
Предмет социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно как объект. Так, по мнению В. С. Боровика и Б. И. Кретова, «предметом социологии как науки является в широком смысле взаимодействие человека с человеком и человека с обществом. В узком смысле предметом социологии являются формы участия человека в социальных процессах, составляющих динамику функционирования общества, отношения человека с общественными институтами, структурами, которые в своей совокупности образуют общество» [1, с. 199-200]. Ж. Т. Тощенко рассматривает предмет социологии через синтез единства сознания и поведения индивидов в обществе. Он считает, что предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентацией, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании [11]. Другой крупнейший специалист в этой области В. А. Ядов также стремится к синтезу в определении сущности предмета. По его мнению, социология — это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта — общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностями и общностями [12, 13].