ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 1834

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1.1. Объект и предмет социологии

1.2.Структура социологического знания

1.3.Функции социологии

ТЕМА 2. ПРЕДЫСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

2.1 Постановка социальной проблематики в античной философии

2.2. Социальная проблематика в средневековой философии

2.3. Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени

2.4. Концепция «гражданского общества» в немецкой классической философии

ТЕМА 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ

3.1. Проект науки об обществе О. Конта

3.2. Социология Г. Спенсера

3.3. Социология как объективный анализ «социальных фактов» Э. Дюркгейма

3.4. «Понимающая» социология М. Вебера

ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В ХХ ВЕКЕ. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

4.1. Функционалистская социология и конфликтологические теории

4.2. Предпосылки возникновения новейших социологических концепций

4.3. Синергетика как методологический синтез теорий, занимающихся проблемами порядка и хаоса

ТЕМА 5. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

5.1. Системный подход к изучению общества

5.2. Социальное взаимодействие как основа общества

ТЕМА 6. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

6.1. Понимание феномена культуры в социологии

6.2. Функции культуры

6.3. Компоненты культуры

6.4.Теория культурно-исторических типов. Особенности российской цивилизационной динамики

ТЕМА 7. МИРОВЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

7.1. Мировое сообщество. Формирование мировой системы.

7. 2. Межправительственные и неправительственные международные организации

7.3. Процессы глобализации

Особенности глобализации:

ТЕМА 8. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

8. 1. Личность как социальный тип и деятельный субъект

8. 2. Социализация личности

8.3. Социальная роль и социальный статус

8.4. Девиация и социальный контроль

ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

9.1. Понятие социальной структуры и ее типы

9.2. Социальное пространство и социальное неравенство

9.3. Учение о классах как основных элементах социальной структуры.

9.4. Теория социальной стратификации

9.5. Понятие социальной мобильности

ТЕМА 10. ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

ТЕМА 11.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

11.1. Социальные факторы изменений

11.2. Социальные движения

11.3. Социальные конфликты

11.4. Типология конфликтов

11.5. Причины возникновения конфликтов

ТЕМА 12. ТЕОРИИ «СРЕДНЕГО УРОВНЯ»

12.1. Предмет, цели и основные понятия социологии труда

12.2. Предмет социологии образования и основные направления исследований

12.3. Объект, предмет и задачи социологии управления

12.4. Значение теорий «среднего уровня»

Социальные институты выполняют также социокультурные и воспитательные функции. Одним они помогают усвоить и осмыслить накопленные человечеством социальные ценности, другим - осуществить их расширенное воспроизводство, сделать доступными для многих слоев населения, помочь социализации личности, успешному её включению в национальную культуру.

Наиболее распространенная классификация функций социальных институтов выделяет четыре основные функции:

1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья.

2) Социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

3) Производство и распределение. Эти виды деятельности обеспечиваются экономическо-социальными институтам;

4) Управление и контроль. Эту функцию выполняют органы власти. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д.

Наряду с явными функциями социальных институтов существуют скрытые, латентные (непреднамеренные, неосознаваемые) функции. Это побочные, косвенные результаты функционирования социальных институтов. Так, если рассматривать функции социального института образования, то к явным может быть отнесена такая, как усвоение опыта прошлых поколений. Что касается латентных функций, то среди них обращает на себя внимание закрепление и достижение, с помощью системы образования, социального неравенства.

Кроме функций социальных институтов, необходимо говорить еще и об их дисфункциях. Суть дисфункций состоит в нарушении стабильности и равновесия в обществе через появление сбоев и деструктивных ситуаций в работе социальных институтов. Сейчас в России видны, что называется, невооруженным глазом дисфункции политических институтов, проявляющиеся в их неспособности стабилизировать общественную жизнь в стране. Как правило, они начинают проявлять себя в период обострения социальных ситуаций в обществе, особенно в предкризисное и кризисное время.

10.4. Семья как важнейший социальный институт

Многие социологи считают, что сегодня основополагающее значение имеет институт семьи. Семья выступает, как объединение людей, основанное на браке, кровном родстве, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Однако семья может существовать и без брака.

Брак, имеет ряд характерных черт, ведущими из которых являются: 1) констатация факта тесных взаимоотношений между женщиной и мужчиной, 2) свидетельство того, что это явление исторически сложившееся, изменяющееся лишь в деталях, но в основе остающееся неизменным, 3) брак санкционирует и упорядочивает, пожалуй, важнейшую сторону взаимоотношения между женщиной и мужчиной - их половую жизнь, 4) наконец, важной характерной чертой брака является закрепление и легализация их супружеских прав и обязанностей.


Семья же более широкое понятие. Это не просто брачная группа, но - важнейший социальный институт, выполняющий жизненно необходимые функции. Семья - своеобразный репродуктивный орган общества, осуществляющий биологическое воспроизводство его членов. Эта проблема имеет как общечеловеческое значение, так и сугубо личное - удовлетворение потребности членов семьи в детях. Восстановление и увеличение людского потенциала, несомненно, базовая функция семьи. Но институт семьи решает и многие другие задачи. Именно в нём изначально происходит социализация ребёнка, приобщение его к культурному потенциалу обществ. Семья - универсальный институт. Одновременно она выполняет многие социально необходимые функции. В частности, трудоспособная её часть зарабатывает деньги для себя, а также для тех, кто это ещё или уже не может делать - для содержания детей или родителей преклонного возраста. Правда, в последнее время жизнь в богатых цивилизованных странах изменилась так, что постаревшая часть семьи, благодаря заботам социально ориентированного государства, в основе своей экономически обеспечена, по крайней мере, для своего биологического существования. Семья выполняет также функцию охранительную - защищает своих членов от нежелательных внешних и внутренних воздействий. В семье происходит духовное развитие и взаимообогащение её членов, формирование той нравственной позиции, на которой человек остаётся практически всю жизнь. Институт семьи - это исторически сложившаяся, сложная система ролей и статусов. Социологи считают, что семейная роль - определённый вид социальной роли, которую приходится играть человеку на протяжении всей его жизни. Вместе с тем, семейная жизнь специфична, обладает присущими только ей чертами. Для правильного её исполнения необходимо глубокое знание этой специфики. Индивид, ставший членом коллектива института семьи, должен чётко представлять, как вести себя в новой для него обстановке. Многочисленные наблюдения показывают, что с течением времени изменяются роли и статусы членов семьи. Сегодня нередко супруга не только материально независима, но и кормит своим заработком и безработного мужа, и подрастающих детей. Её статус вырос, семейная роль усложнилась. Женщина выдвинулась на позиции лидера. Очевидно, с этим связано то обстоятельство, что сегодня наряду с прежней формой семьи, скреплённой соответствующими документами в загсе, украшенной традиционными символами, всё большее распространение получает семья на основе так называемого гражданского брака, договорных отношений. Осуждать или поддерживать это явление нет смысла, потому что этот новый вид социального института вызван к жизни обстоятельствами, сложившимися в обществе, и функционирует независимо от намерений отдельных индивидов. Он утвердится или исчезнет в зависимости от того, насколько будет полезен людям.


Наконец, ещё характерной чертой нашего времени является активное вторжение в дела семьи средств массовой информации. Нередко они, подвергают сомнениям вековые морально-нравственные принципы общества, что приводит к деформации воспитательных функций семьи. Средства массовой информации - тоже социальный институт и существует независимо от нас. Его воздействие на семью - проявление конкуренции социальных институтов, их своеобразная борьба за утверждение и развитие в обществе.

Таким образом, в основе возникновения и функционирования социальных институтов лежат потребности общества в решении жизненно важных задач. Прежде чем социальный институт сформируется и начнёт играть возложенную на него роль, он проходит этап, получивший название «институционализация». Социальный институт — сложное многоуровневое образование, являющееся главным компонентом социальной структуры, поэтому его глубокое и всестороннее изучение – жизненно важная задача социологии.

Библиографический список:

  1. Андреев, Ю. П. Категория «социальный институт» / Ю.П. Андреев // Философские науки. 1984. -№1. - С.134-137.

  2. Андреев, Ю. П. Социальные институты: содержание, функции, структура / Ю. П. Андреев, Н. М. Коржевская, Н. Б. Костина. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. – 84 с.

  3. Бергер, П. Приглашение в социологию / П. Бергер. - М.: Юристъ, 1996. – 356 с.

  4. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - M.: Изд-во МГУ, 1984. – 184 с.

  5. Комаров, М. С. Введение в социологию / М. С. Комаров. - М.: Гардарики, 1994. – 383 c.

  6. Кравченко, А. И. Социология / А. И. Кравченко. - М.: Гардарики, 2004. – 510 с.

  7. Краткий словарь по социологии. - M.: Изд-во МГУ, 1988. – 312 с.

  8. Радаев, В. В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы / В. В. Радаев // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. -№3. – С. 5-7.

  9. Смелзер, Н. Д. Социология / Н. Д. Смелзер // Социс. - 1990. -№11-12. – С.23-25.

  10. Сорокин, П. А. Человек Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. – 276 с.

  11. Фролов, С. С. Социология / С. С. Фролов. - М.: Гардарики, 1997. – 356 с.

Темы семестровых работ:

  1. Проблема собственности в постсоветской России.

  2. Институционализация рынка в современной России.

  3. Кризис образования и пути выхода из него.

  4. Особенности семьи как социального института.

  5. Власть как социальный институт.

Вопросы для повторения:

  1. Что такое социальный институт?

  2. В чем заключаются основные функции и дисфункции социальных институтов?

  3. Объясните латентные функции социальных институтов.

  4. Что такое институционализация?

  5. Назовите основные функции семьи.



ТЕМА 11.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Социальные процессы как основа социальной динамики представляют собой сложное многоуровневое явление, требующее к себе пристального внимания и целенаправленного изучения. Все многообразие явлений в природе и обществе, так или иначе, характеризуется прямой или опосредованной взаимосвязью. Повторяющиеся явления, которые составляют однородные серии, связанные причинно-следственными или структурно-функциональными зависимостями, называются процессами. В природе такие явления выражаются сменой времен года, ростом организма и т.д. Для социологической науки из всего многообразия различного рода процессов присуще изучение различных форм взаимодействия малых и больших групп. Социологическая категория «социальный процесс» определяется как совокупность статистически устойчивых актов взаимодействия людей, выражающих определенную тенденцию изменения (или сохранения) общественного положения или образа жизни больших групп людей, условий воспроизводства и развития каждого человека как личности, и оказывающих влияние на отношения между людьми (группами, общностями). Определенная серия социальных явлений может рассматриваться как социальный процесс при условии, что она обладает рядом необходимых характеристик: линейностью (протяженностью), логической взаимосвязью между этапами прохождения, где предыдущий этап закладывает фундамент для последующего. Также отличительной чертой социального процесса является его непрерывность и идентичность.

Социологическое изучение социальных процессов предполагает ряд особенностей, важнейшей из которых является изучение массовых явлений, так как индивидуальные проявления жизнедеятельности людей или отдельные события социальной жизни не могут называться социальными процессами. Социальная жизнь — это не физический материал или вещество, из которого можно вылепить что угодно; это непрерывный процесс, постоянно самообновляющийся, перестраивающийся, изменяющийся. Таким образом, к социальным процессам можно отнести такое явление как социальные изменения. Социальные изменения – это фундаментальные изменения, происходящие в течение времени, и, в результате которых общество становится несколько иным, оставаясь при этом в каком-то смысле тем же самым. Роль социальных изменений видится более ясно, когда мы размышляем над событиями, оказавшими влияние на жизнь наших отцов и дедов (например, Октябрьская революция 1917 г., Вторая мировая война), и осознаем, насколько далеки от нас эти события и насколько они, тем не менее, повлияли и на нашу жизнь.

11.1. Социальные факторы изменений

Социальные изменения ставят людей перед новыми ситуациями и побуждают их вырабатывать новые формы деятельности. Изменения в поведении людей, а также в культуре и структуре нашего общества вызывают взаимодействие множества факторов. Социологи выделяют ряд особо важных факторов, воздействие которых различается в зависимости от ситуации, времени и места. К таким факторам относятся:


1. Физическая среда. Люди живут в определенной среде обитания. Для того чтобы выжить, им необходимо вступить во взаимодействие с окружающей средой. Следовательно, человек связан с окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.

2. Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества.

3. Поддерживающие ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода «цензоры», разрешающие или запрещающие какие-то новшества. Они также могут действовать как «стимуляторы».

4. Инновации. Открытия приумножают знания, добавляя новые к уже существующим.

5. Диффузия. Это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.

11.2. Социальные движения

Важнейшим фактором социальных изменений являются социальные движения. На первый взгляд, социальные движения можно отнести к особой форме коллективного поведения. Однако, социология разделяют эти два понятия, так как между коллективным поведением и социальным движением есть очень важное отличие. Коллективное поведение характеризуется спонтанностью и отсутствием внутренней структуры, а социальным движениям, напротив, свойственна значительная степень внутреннего порядка и целенаправленности. Именно этот организационный потенциал позволяет социальным движениям бросить вызов официальным институтам. Поэтому социологи рассматривают социальное движение как более или менее настойчивую и организованную попытку со стороны относительно большой массы людей ввести изменения или, напротив, не допустить введения изменений. Надо отметить, что и коллективное поведение и социальные движения могут дать толчок социальным переменам, поскольку и то и другое происходит за рамками структуры, составляющей нашу повседневную жизнь

Центральной в концепции социального движения является идея о том, что люди активно вмешиваются в процесс социальных изменений. Вместо того, чтобы пассивно подчиняться потоку жизни или принимать удары судьбы, они пытаются изменить ход истории. Что не менее важно, они предпринимают совместные действия сознательно, с чувством участия в важном общем деле.

Набор идей (идеология) имеет для социального движения решающее значение. Она дает индивидам представления о целях движения, логически обосновывает его действия, критикует существующие условия или структуры и намечает программу действий.

Социальные движения различаются по своим идеологическим принципам или, точнее, по целям, которые ставят перед участниками социальных движений их идеологии. По этому принципу социальные движения можно разделить на:

1. Реформаторские движения, которые стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы: движения за отмену какого-либо закона, экологические движения; движения за охрану окружающей среды, феминистские др.