ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 1823

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1.1. Объект и предмет социологии

1.2.Структура социологического знания

1.3.Функции социологии

ТЕМА 2. ПРЕДЫСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

2.1 Постановка социальной проблематики в античной философии

2.2. Социальная проблематика в средневековой философии

2.3. Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени

2.4. Концепция «гражданского общества» в немецкой классической философии

ТЕМА 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ

3.1. Проект науки об обществе О. Конта

3.2. Социология Г. Спенсера

3.3. Социология как объективный анализ «социальных фактов» Э. Дюркгейма

3.4. «Понимающая» социология М. Вебера

ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В ХХ ВЕКЕ. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

4.1. Функционалистская социология и конфликтологические теории

4.2. Предпосылки возникновения новейших социологических концепций

4.3. Синергетика как методологический синтез теорий, занимающихся проблемами порядка и хаоса

ТЕМА 5. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

5.1. Системный подход к изучению общества

5.2. Социальное взаимодействие как основа общества

ТЕМА 6. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

6.1. Понимание феномена культуры в социологии

6.2. Функции культуры

6.3. Компоненты культуры

6.4.Теория культурно-исторических типов. Особенности российской цивилизационной динамики

ТЕМА 7. МИРОВЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

7.1. Мировое сообщество. Формирование мировой системы.

7. 2. Межправительственные и неправительственные международные организации

7.3. Процессы глобализации

Особенности глобализации:

ТЕМА 8. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

8. 1. Личность как социальный тип и деятельный субъект

8. 2. Социализация личности

8.3. Социальная роль и социальный статус

8.4. Девиация и социальный контроль

ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

9.1. Понятие социальной структуры и ее типы

9.2. Социальное пространство и социальное неравенство

9.3. Учение о классах как основных элементах социальной структуры.

9.4. Теория социальной стратификации

9.5. Понятие социальной мобильности

ТЕМА 10. ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

ТЕМА 11.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

11.1. Социальные факторы изменений

11.2. Социальные движения

11.3. Социальные конфликты

11.4. Типология конфликтов

11.5. Причины возникновения конфликтов

ТЕМА 12. ТЕОРИИ «СРЕДНЕГО УРОВНЯ»

12.1. Предмет, цели и основные понятия социологии труда

12.2. Предмет социологии образования и основные направления исследований

12.3. Объект, предмет и задачи социологии управления

12.4. Значение теорий «среднего уровня»

ТЕМА 5. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Развитие представлений об обществе как о системе тесно связано с развитием естественных и общественных наук в XVIII-XIX вв. В век Просвещения большинство ученых использовали для объяснения «механическую» модель, сравнивая общество с машиной, в которой каждый «винтик» выполняет свою работу. Так трактовались разделения труда, межличностные связи, экономические отношения. Успехи в развитии биологии в XIX в., в частности, появление эволюционной теории Ч. Дарвина, позволили преодолеть механические представления об устройстве общества и способствовали распространению «организмической» (от слова «организм») модели, вместе с которой в общественную науку пришли понятия «органическое целое», «саморегуляция», «морфологическая структура» и другие. Ближе всех к методологии исследования общества как социальной системы в ХIХ веке подошел Г. Спенсер.

5.1. Системный подход к изучению общества

Г. Спенсер рассматривал эволюцию как универсальный процесс, объясняющий одинаковыми причинами все изменения, как в живой природе, так и в обществе, и человеке. При этом он проводил аналогии между строением общества и строением живого организма.

Социологическая теория Г. Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятия «система», «социальный институт». Изменения в структуре, по его мнению, не могут происходить без изменений функций: увеличение размеров социальных единиц неизменно пробуждает в них прогрессирующую дифференциацию социальных функций, естественное разделение труда. Со временем, организмическая теория общества потеряла свою популярность и была вытеснена со сцены другими социологическими школами, но категории «система», «структура», «функции» приобрели общенаучное значение [4, с.92].

В XX в. представление об обществе как о целостной системе формировались в значительной степени под влиянием общей теории систем, разработанной А. А. Богдановым и Л. фон Берталанфи. В наиболее полном и законченном виде теория социальных систем была представлена в трудах американского социолога середины XX в. Т. Парсонса, автора-основателя структурно-функциональной школы. Он попытался создать логико-дедуктивную теоретическую модель общества, охватывающую человеческую реальность во всей ее целостности и многообразии. Ключевым понятием своей научной доктрины он сделал понятие «социальная система» [15]. Благодаря Т. Парсонсу системный подход в социологии стал общепринятым, и на современном этапе именно системный подход является наиболее продуктивным методом при изучении общества.

Исследование системы может быть начато с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия. В этом случае, многое определяется выбором основного системообразующего элемента, который лежит в основе теоретической конструкции. Здесь изначально существовало множество мнений. Так, для Э. Дюркгейма главным системообразующим элементом общества являлся «социальный факт». Он рассматривал общество как систему «социальных фактов», которые многообразны и включают все социальные образования, которые вынуждают людей принимать обычаи страны, законы, подчиняться нормам и правилам [9]. М. Вебер рассматривал общество как сложную систему, где основной системообразующий элемент — социальное действие. В обществе, как правило, доминируют определенные виды социального действия, которые определяют складывающиеся господства-подчинения. Оно может быть традиционным, если в нем преобладают традиционный и аффективный виды ориентации действия; индустриальным, если доминирующими становятся целерациональное и ценностно-рациональное поведение [5]. У К. Маркса системообразующим элементом являются социальные отношения как выражение устойчивых связей, складывающихся между людьми в процессе их жизнедеятельности. Общество выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу [14].


Рассматривая общество как систему, необходимо определить способы организации его элементов. В этом случае, речь идет о поиске зависимостей между элементами, как правило, совсем не соприкасающихся друг с другом, например, семья и производственные отношения, социальные роли инженера и фермера. Каждый из перечисленных элементов выполняет в обществе определенную функцию, служит удовлетворению определенной группы потребностей индивидов. Общество объединяет свои структурные единицы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе функциональной зависимости. Функциональная зависимость - это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них.

Общество включает в себя как материальные, так и духовные компоненты, находящиеся в сложном взаимопроникновении и взаимодействии. Существуют как естественные, так и теологические интерпретации системности и развития общества. В первом случае развитие общества описывается как естественно - исторический процесс, в основе которого лежат определенные закономерности. Во втором – как процесс, направленный на достижение кем-то (Богом, фатумом) заранее заданной цели. Указанные интерпретации не исключают друг друга.

Общество является самой сложной из всех известных человеку систем. Прежде всего, общество — система иерархическая, многоуровневая. Каждый элемент, или подсистема этой системы, может быть рассмотрен в качестве относительно самостоятельной системы, в свою очередь, включающей в себя собственные подсистемы. Вместе с тем общество выступает как некая целостность, в которой целое господствует над частным. Таким образом, свойства системы как целого не могут быть сведены к сумме свойств составляющих ее элементов. Если какое‑либо конкретное общество теряет свою целостность, то оно обречено на разрушение и исчезновение. В социологии общество зачастую понимается как социальная система.

Под социальной системой в современной социологии принято понимать упорядоченную, построенную, как правило, иерархически, совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, объединенных устойчивыми связями и отношениями, взаимодействующую со средой как единое целое. Категория социальной системы показала себя как эффективный познавательный инструмент в социологии, так как позволяет исследовать любые виды социальных общностей от малой группы до всего человечества.

В системном анализе понятие «социальная система» тесно связано с такими категориями, как «социальная структура» и «функции», что дает возможность описывать состав, характер связи между элементами как внутри социальной общности, так и ее взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Благодаря принятому в структурном функционализме понятийному аппарату системного анализа, категория социальной системы легко поддается операции анализа и эмпирической верификации в прикладных социологических исследованиях. В связи с этим понятие «социальная система» превратилось в универсальную категорию социологии.


Производным от понятия «социальная система» является понятие «социетальная система» (от латинского societas – общность). Данный термин используется для выделения в особый класс социальных систем большого масштаба — государств, региональных социокультурных систем, локальных цивилизаций, человечества в целом. Социетальные системы отличаются большим многообразием функций и включают в себя несколько подсистем: экономическую, собственно социальную, политическую, культурную.

Следовательно, общество можно определить как социальную систему, обладающую всеми необходимыми ресурсами для своего воспроизводства и развития, отличающуюся от других объединений людей — групп, общностей, организаций — длительностью существования и самодостаточностью.

Категория «общество» используется во многих гуманитарных науках — в философии, истории, антропологии, этнографии. Данная категория широко распространена и в обыденной речи. Многозначность и высокая степень абстракции понятие «общество» затрудняет его использование в эмпирических социологических исследованиях, для этого в современной социологии определены признаки общества.

Наиболее полное определение признаков общества принадлежит американскому социологу Э. Шилзу [12, с. 64]. Понятие «общество», по мнению Э. Шилза, применимо к любой исторической эпохе и любому объединению людей (независимо от их численности), при следующих условиях:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной социальной системы.

2. Объединение существует больше средней продолжительности жизни одного человека.

3. Оно имеет территорию проживания, которую считает своей собственной.

4. У него есть собственное название и своя история.

5. Браки заключаются преимущественно между представителями этого объединения.

6. Оно пополняется преимущественно за счет естественного прироста, т.е. рождение детей внутри объединения.

7. Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, правил, нравов), которую называют культурой.

8. Объединение обладает собственной системой управления.

Категории «общество» и «социальная система» являются общетеоретическими категориями, они описывают сложные социальные явления. Однако прежде чем изучать сложные феномены общественной жизни, необходимо исследовать простейшее социальное явление. Так поступают все другие науки: химия в качестве простейшей модели изучаемых ею явлений берет химический элемент, физика — атомы, элементарные частицы, биология — клетку, астрономия — отдельное небесное тело.

Начальной категорией системы социологического знания может быть категория, являющаяся моделью простейшего социального явления, которое логически и исторически (генетически) предшествует возникновению общества, любой социальной системы. Даже если отдельный человек и является «атомом» социальной системы, он может создать такую систему только при взаимодействии с другими людьми. Социальную систему определяют не количество обитающих на какой-либо территории людей, а в характер связей между ними. Если тысячи людей не встречаются друг с другом, не обмениваются товаром, информацией, не взаимодействуют, а живут уединенно, то они не образуют социальную систему, не составляют общество. Для того, чтобы социальная система могла существовать, нужны хотя бы два человека, связанные друг с другом разнообразными формами социального взаимодействия.


5.2. Социальное взаимодействие как основа общества

На простейшие случаи социального взаимодействия можно разложить всю общественную жизнь и все сложные общности людей. Какой бы социальный процесс мы не взяли, будь то судебная тяжба, общение учителя с учеником, совместная работа по уборке урожая или битва двух армий — все эти формы общественной деятельности могут быть представлены как частные случаи общего явления взаимодействия. Семья, учебная группа, профсоюз, воинское подразделение, государство - все эти общности являются результатом многообразных социальных взаимодействий между людьми.

Социальное взаимодействие впервые стало рассматриваться как простейшее социальное явление в символическом интеракционизме, в работах Джорджа Мида и др. Как начальная категория социологического знания «социальное взаимодействие» использовалась в работах П.А. Сорокина. Свои теории социального взаимодействия разработали такие известные западные социологи, как Т. Парсонс и Дж. Хоманс [4, с. 95].

В целом, современная социология определяет социальное взаимодействие как систему взаимообусловленных социальных действий, связанных с циклической зависимостью, в которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Библиографический список:

  1. Андреев, А.Л.Происхождение человека и общества/А.Л.Андреев.-М.:Мысль,1998.-415 с.

  2. Афанасьев, В.Г. Социальная информация и управление обществом / В.Г.Афанасьев.-М.:Мысль, 1975.-205 с.

  3. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З.Бауман.-М., 2002.-390 с.

  4. Бельский, В.Ю. Социология / В.Ю. Бельский, А.А. Беляев, Д.Г. Лощаков. — М.: ИНФРА-М, 2002.- 302 с.

  5. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М.Вебер.-М., 1994 -704 с

  6. Винер, Н.Кибернетика и общество / Н.Винер.-М.:Изд.иностр. литер., 1994.-704 с.

  7. Давыдов, А.А. К вопросу об определении понятия «общество». //Социологические исследования. - № 2. - 2004. - С.12 — 24.

  8. Данилов-Данильян, В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества / В.И. Данилов-Данильян // Вопросы философии. -1998.- №8.- С. 15-25.

  9. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда: Метод социологии / Э.Дюркгейм. — М.: Наука, 1991. — 572 с.

  10. Климов, Е.А. Идеи системного подхода в народном сознании / Е.А.Климов //Вести Моск.унив.-1993.-№3.-С.3-12.

  11. Козлова, О.Н. Общество как социокультурная система в статике и динамике. // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 3. С. 105-121

  12. Кравченко, А.И. Общая социология / А.И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 446 с.

  13. Макаров, В.В. Онтологическая природа общества / В.В.Макаров //Социально-философские проблемы современности.-Волгоград.:РПК Политехник, 1998.-С.8-24.

  14. Ойзерман, Т.И. Догматизация марксизма и внутренний присущий марксизму догматизм / Т.И.Ойзерман //Вопросы философии.-2003.-№ 2.-С.31-41.

  15. Парсонс, Т. Система современных обществ. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 270 с.

  16. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество/П.А.Сорокин. — М.: Политиздат, 1992.-542с.


Темы семестровых работ:

1. Общество как субъект социальной жизни.

2. Понимание общества в истории развития общественной мысли.

3.Системный подход к изучению социальных систем: особенности методологии.

4. Методология структурного функционализма в социологии Т.Парсонса.

5. Проблемы постиндустриального общества.

Вопросы для повторения:

  1. Почему мы представляем общество как комплексное социальное целое?

  2. В чем заключается основной принцип системного подхода к изучению общества?

  3. Какую роль играет понятие «социальная система» в трудах Т. Парсонса?

  4. Какие признаки общества разработал Э. Шилз?

  5. Дайте определение социального взаимодействия.