ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 1839

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1.1. Объект и предмет социологии

1.2.Структура социологического знания

1.3.Функции социологии

ТЕМА 2. ПРЕДЫСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

2.1 Постановка социальной проблематики в античной философии

2.2. Социальная проблематика в средневековой философии

2.3. Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени

2.4. Концепция «гражданского общества» в немецкой классической философии

ТЕМА 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ

3.1. Проект науки об обществе О. Конта

3.2. Социология Г. Спенсера

3.3. Социология как объективный анализ «социальных фактов» Э. Дюркгейма

3.4. «Понимающая» социология М. Вебера

ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В ХХ ВЕКЕ. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

4.1. Функционалистская социология и конфликтологические теории

4.2. Предпосылки возникновения новейших социологических концепций

4.3. Синергетика как методологический синтез теорий, занимающихся проблемами порядка и хаоса

ТЕМА 5. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

5.1. Системный подход к изучению общества

5.2. Социальное взаимодействие как основа общества

ТЕМА 6. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

6.1. Понимание феномена культуры в социологии

6.2. Функции культуры

6.3. Компоненты культуры

6.4.Теория культурно-исторических типов. Особенности российской цивилизационной динамики

ТЕМА 7. МИРОВЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

7.1. Мировое сообщество. Формирование мировой системы.

7. 2. Межправительственные и неправительственные международные организации

7.3. Процессы глобализации

Особенности глобализации:

ТЕМА 8. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

8. 1. Личность как социальный тип и деятельный субъект

8. 2. Социализация личности

8.3. Социальная роль и социальный статус

8.4. Девиация и социальный контроль

ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

9.1. Понятие социальной структуры и ее типы

9.2. Социальное пространство и социальное неравенство

9.3. Учение о классах как основных элементах социальной структуры.

9.4. Теория социальной стратификации

9.5. Понятие социальной мобильности

ТЕМА 10. ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

ТЕМА 11.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

11.1. Социальные факторы изменений

11.2. Социальные движения

11.3. Социальные конфликты

11.4. Типология конфликтов

11.5. Причины возникновения конфликтов

ТЕМА 12. ТЕОРИИ «СРЕДНЕГО УРОВНЯ»

12.1. Предмет, цели и основные понятия социологии труда

12.2. Предмет социологии образования и основные направления исследований

12.3. Объект, предмет и задачи социологии управления

12.4. Значение теорий «среднего уровня»

В следующий период исторического развития интеллектуальная активность людей стала перемещаться из сферы политики с ее реальными земными проблемами в сферу религиозных абстракций. Складывался теологический тип культуры и социальной философии со своими идеалами личности и государственного устройства. Особое значение имели идеи Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Августин Блаженный изложил свои представления об обществе в трактате «О граде Божием». Он противопоставил «Град Божий» (церковь, где господствуют мир, покой, единство, право, справедливость), «Граду Земному» (миру, который полон греха и является государством дьявола). Церковную власть Августин считал высшей властью. Это свидетельствовало о разделении власти на светскую и духовную, государственную и церковную и их взаимодействии: государство защищает церковь от ее врагов, а церковь воспитывает членов общества в духе подчинения государству и закону. Всякая душа должна быть покорна высшим властям, так как нет власти не от Бога, существующие власти установлены от Бога. Государственной власти и государству придавался божественный ореол, совершенствование государственной власти возможно только под воздействием христианской морали. Идеалом «Града Земного» было для Августина «христианское государство», в котором все любят общее благо, а высшим благом выступает Бог. Форма правления может быть любой, главное – верность религии и принципу справедливости [12].

Фома Аквинский в своей политико-правовой доктрине большое внимание уделяет учению о законах, их видах и соподчиненности. На вершине – вечный закон. Это божественное провидение. Бог создал мир с определенной целью, но ограниченному человеческому сознанию вечный закон в его целостности недоступен. Человек способен постигать отдельные части вечного закона, ему свойственно внутреннее сознание добра и зла, должного и не должного поведения. Человеческий закон – позитивный, признается людьми по их воле. Это предписание с меняющимся содержанием. Нормы человеческого закона в разных странах могут быть разными. То, в чем они оказались одинаковыми образует «право народов». Специфическое же в них интегрируется в «право граждан» каждого отдельного государства. Человеческий закон наиболее несовершенен.

В отличие от Августина Блаженного, считавшего, что государство это наказание за первородный грех, Фома Аквинский подчеркивал, что человек по природе своей есть «животное общественное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединяться и жить в государстве, т.к. индивид в одиночку не может удовлетворить свои потребности. В результате этой естественной причины и возникают политические общности (государства). Фома Аквинский в «Сумме теологии» указал на положительную роль государства, в связи с тем, что оно выражает божественную волю к добру, миру, порядку. Духовная и светская власти соотносятся как душа и тело. Существует приоритет духовной власти, церкви над государственной властью. Признавать следует ту власть, которая отвечает божественным установлениям и естественному праву [7].


Эпоха Средневековья в политическом смысле отличалась особым влиянием церкви. Христианская церковь сыграла огромную роль в формировании европейских государств, являясь системообразующим фактором той эпохи, но по мере того, как ее политическое влияние слабело, менялось и мировоззрение людей.

2.3. Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени

Эпоха Возрождения – новый этап в развитии социальной мысли. Основой Возрождения становится гуманизм, философия которого, вполне осознано, связана с новыми общественными слоями. Изменяются взгляды на общество, государство и человека. Так, Колюччо Салютати отстаивал интересы торгово-промышленных слоев Флоренции, прославлял цехи, торговлю, купеческое сословие и городскую свободу. Леонардо Бруни – «право» и «свободу» своего отечества, противопоставляя их феодальному произволу и тирании государей. Марсилио Фичино высоко оценивал достоинство человека как творческой личности, способной в своем творчестве уподобиться самому Богу. Совершенство человека заключается не только в управлении материальным миром, но и управлении самим собой, семьей, создании государства. Один из важнейших признаков благородства человека – стремление к свободе. Эту проблему продолжал разрабатывать Джованни Пико делла Мирандола. Он ставил в центр внимания свободу выбора, как главное условие всякого деяния человека и его моральной оценки.

Новая концепция человека повлияла на решение ряда социально-политических вопросов. Специфически решали общественно-политические проблемы гуманисты-утописты Т. Мор и Т. Кампанелла. Томас Мор разработал в «Утопии» идею бесклассового общественного устройства. Предлагаемое им общественное устройство должно вести к восстановлению истинной человеческой природы. Идеальное государство основано на общности имущества, на всеобщем и обязательном участии всех граждан в производительном труде, на ликвидации паразитического существования привилегированных слоев и групп, на справедливом и равном распределении общественных богатств. Утопические идеи Томаса Мора продолжил развивать Томмазо Кампанелла в «Городе Солнца». Он разработал идеал общественного устройства, основанного на общей собственности и на общем труде. Главную причину всех бедствий и неустройств современного ему мира Кампанелла видел в социальном неравенстве, существовании богатства и нищеты, что порождает ничем не сдерживаемое себялюбие, индивидуализм [4, 11].

Никколо Макиавелли, используя концепцию Платона и Аристотеля в своих произведениях «Государь и Рассуждение на первые три книги Тита Ливия», «История Флоренции», развил идею использование человеком предназначений фортуны. Он сформулировал законы поведения правителя, показал роль свободной воли человека в политической деятельности. Основными критериями создания и укрепления государства стали польза и успех, при этом цель оправдывала средства. Такой целью, оправдывающей средства, могло быть «общее благо» - национальное государство, отвечающее общенациональным интересам. Интересы государства являлись приоритетными [4, 10].


С XVII в. понятие «общество» стало отождествляться с нацией и национальным государством. В этот период широко распространились теории естественного состояния человека и общественного договора. Теории общественного договора базировались на представлении о различии между естественным состоянием и гражданским состоянием человека. Общественный договор – это соглашение между людьми, на основе которого осуществляется переход одного состояния в другое или «естественного» общества в «гражданское».

Теории общественного договора были разнообразны. Гуго Гроций в работе «О праве войны и мира» существенное значение придавал, предложенному еще Аристотелем, делению права на естественное и волеустановленное. Источником естественного права является разумная природа человека как социального существа. Происхождение государства и внутригосударственного права (законов) неизбежное следствие естественного права. Государство – чисто человеческое установление. По своему социальному смыслу государство – соглашение большинства против меньшинства, союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных. Среди форм правления Гроций указывал царскую (единодержавную) власть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику и т.д. Предпочтение он отдавал единоличной и аристократической формам правления, отрицал тиранию [5].

Томас Гоббс в работе «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» изложил оригинальное представление о природе человека и государства. По мнению Т. Гоббса признаки государства и права можно вывести из естественной природы человека. Человек по своей природе существо жадное, эгоистическое, честолюбивое. Такие человеческие качества порождают вражду между людьми, ведут к «войне всех против всех». Такое состояние отношений людей невозможно. Вместе с тем, человек - существо разумное. Так проявляются две крайности – стремление к равенству и вражда. Выходом из этого состояния является создание «общей власти», способной обеспечить мир и гарантию жизни, ее безопасность. Процесс перехода людей из состояния естественного в состояние гражданское, т.е. государственное происходит посредством общественного договора. Это своеобразное согласие состояния воли и разума подвластных, выраженное в признании политической власти. Политическая власть, вокруг которой формируются отношения господства и подчинения, является, по мнению Гоббса, главным признаком государства. Главной же задачей государства является обеспечение блага народа, его целью – обеспечение безопасности. Таким образом, согласно концепции Т. Гоббса, существуют два основных состояния общества: 1) естественное, негосударственное, в котором царит несвобода, вражда, ненависть, страх, и 2) государственное, гражданское, в котором происходит совершенствование человеческой природы, господствует разум, мир, безопасность, богатство, благоразумие, взаимопомощь, утонченность, науки, доброжелательство [2, 5].


Следующим шагом в развитии социально-политических воззрений стали исследования Джона Локка – крупнейшего представителя английского Просвещения. В своих работах «Исследование о естественном законе» и «Два трактата об управлении государством» он отстаивал идею английского либерализма как своеобразного компромисса между буржуазией и дворянством. Идеалом политического устройства он считал конституционную монархию парламентского типа. Главную же цель правительства Д. Локк видел в защите естественных прав человека: природного равенства, свободы, собственности. Основой частной собственности является труд. Локк отделяет государство от общества, признает их относительную самостоятельность. Учреждение государства – торжество разума. Этот процесс требует сочетания интересов личности и других людей. Для поддержания порядка между людьми заключается договор – учреждается гражданское общество. Оно создается для того, чтобы люди могли лучше пользоваться своими правами и отстаивать свободу. Регулировать жизнь общества, по мнению Локка, возможно при помощи регламентации сферы деятельности государства, введения принципа согласия граждан как основы деятельности государственных органов, признание права на вооруженное восстание против тирании, утверждения принципа разделения властей. Локк указывает на три вида власти в государстве: законодательную, исполнительную и природную (к ней относятся проблемы внешней политики). При этом он выделяет представительную законодательную власть.

Таким образом, работы английских философов подвели к мысли о естественной природе человека, общества, государства. Ученые стали искать естественные причины их возникновения и законы, лежащие в основе их развития. Появилась идея всемирной истории как естественно исторического процесса.

У истоков французского Просвещения стояли Шарль Луи Монтескье и Вольтер. Монтескье детально разработал концепцию о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную и теорию законов («О духе законов»). В работах «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян» он сформировал принцип закономерности общественно-политического развития народов, разделил государство и общество; выдвинул идею о том, что формы правления и политический строй зависят от природно-климатического фактора и размера территории. Вольтер в своих произведениях отстаивал идею о том, что лучшей формой государственного устройства является «просвещенная монархия», хотя впоследствии склонялся к превосходству республики над монархией. Он боролся против феодализма, требовал отмены феодальных повинностей, ликвидации сословных привилегий дворянства и духовенства. Вольтер был сторонником буржуазно-демократических свобод: свободы слова, совести и т.д.


Выдающейся личностью эпохи Просвещения был и Жан Жак Руссо. Ему принадлежит блестящая работа «Об общественном договоре». Руссо считал, что люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами. Возникновение частной собственности сыграло важную роль в процессе зарождения общественного неравенства, государства и права. Ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей – основа законной власти. С точки зрения договорной теории государство возникло как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это первый созданный людьми общественно-политический институт, который оказывает огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества [5]. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям. Договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости.

В целом, французские просветители, энциклопедисты предложили новое видение природы человека и общественно-политических явлений. Общественная мысль переходила с общефилософских категорий на язык конкретных политических программ.

2.4. Концепция «гражданского общества»
в немецкой классической философии

В рамках немецкой классической философии, особенно у Иммануила  Канта и Георга  Вильгельма  Фридриха  Гегеля, общественно-политическая мысль вновь приобретает черты сугубо философских рассуждений. И. Кант рассмотрел принципы и законы развития социального бытия в работах «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», «Об изначально злом в человеческой природе», «К вечному миру», «Метафизика нравов» и т.д. Философ отмечал значение просвещенности человека, но более важным фактором была способность к самостоятельной творческой деятельности. Природа предопределила общий план человеческого развития, но реализовать его возможно при помощи созидания. Так появляется идея о роли труда в жизни общества, развитии культуры и цивилизации. Кант разделял точку зрения Гоббса о том, что человек изначально зол. Социальная среда играет огромную роль в реализации скрытой потенции человека. Преодолеть пороки возможно путем подчинения человека воле гражданского общества, законам государства. И. Кант считал, что правовое гражданское общество – это особая социальная система, в которой на основе разума формируются законы и соответствующие механизмы их реализации. В государстве должны быть законы и властные органы, властелин должен подчиняться законам, чтобы не превратиться в тиранию. Правовое гражданское общество должно иметь всемирный характер. В процессе его складывания большую роль Кант отводит экономическим отношениям. Таким образом, в концепции И. Канта дается анализ человека и общества, культуры, цивилизации, морали и права. Он обобщил идеи своих предшественников и разработал теоретический образ существующего буржуазного общества [8].