ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 1831

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1.1. Объект и предмет социологии

1.2.Структура социологического знания

1.3.Функции социологии

ТЕМА 2. ПРЕДЫСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

2.1 Постановка социальной проблематики в античной философии

2.2. Социальная проблематика в средневековой философии

2.3. Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени

2.4. Концепция «гражданского общества» в немецкой классической философии

ТЕМА 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ

3.1. Проект науки об обществе О. Конта

3.2. Социология Г. Спенсера

3.3. Социология как объективный анализ «социальных фактов» Э. Дюркгейма

3.4. «Понимающая» социология М. Вебера

ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В ХХ ВЕКЕ. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

4.1. Функционалистская социология и конфликтологические теории

4.2. Предпосылки возникновения новейших социологических концепций

4.3. Синергетика как методологический синтез теорий, занимающихся проблемами порядка и хаоса

ТЕМА 5. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

5.1. Системный подход к изучению общества

5.2. Социальное взаимодействие как основа общества

ТЕМА 6. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

6.1. Понимание феномена культуры в социологии

6.2. Функции культуры

6.3. Компоненты культуры

6.4.Теория культурно-исторических типов. Особенности российской цивилизационной динамики

ТЕМА 7. МИРОВЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

7.1. Мировое сообщество. Формирование мировой системы.

7. 2. Межправительственные и неправительственные международные организации

7.3. Процессы глобализации

Особенности глобализации:

ТЕМА 8. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

8. 1. Личность как социальный тип и деятельный субъект

8. 2. Социализация личности

8.3. Социальная роль и социальный статус

8.4. Девиация и социальный контроль

ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

9.1. Понятие социальной структуры и ее типы

9.2. Социальное пространство и социальное неравенство

9.3. Учение о классах как основных элементах социальной структуры.

9.4. Теория социальной стратификации

9.5. Понятие социальной мобильности

ТЕМА 10. ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

ТЕМА 11.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

11.1. Социальные факторы изменений

11.2. Социальные движения

11.3. Социальные конфликты

11.4. Типология конфликтов

11.5. Причины возникновения конфликтов

ТЕМА 12. ТЕОРИИ «СРЕДНЕГО УРОВНЯ»

12.1. Предмет, цели и основные понятия социологии труда

12.2. Предмет социологии образования и основные направления исследований

12.3. Объект, предмет и задачи социологии управления

12.4. Значение теорий «среднего уровня»

ТЕМА 8. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО


Социальная разбалансировка жизни в нашей стране в постперестроечный период, кризис духовности значительно актуализировал проблему целостности человека, его формирования как деятельного субъекта. Кардинальный поворот к социологии личности, раскрытию индивидуальности каждого является одним из основных потенциалов прогресса нашего общества.

8. 1. Личность как социальный тип и деятельный субъект

В социологии разделяют такие понятия как «индивид», «личность», «индивидуальность».

Индивид – это единичный представитель человеческого рода, т.е. отдельный, конкретный человек (от лат. Individ – неделимый, конечный). В этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке.

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном.

Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития он становится личностью, т.е. личность – итог развития индивида. Непременным условием этого развития являются:

  1. биологические, генетически заданные предпосылки;

  2. наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым индивид взаимодействует.

Понятие личность вводится для выделения неприродной сущности человека, т.е. акцент делается на социальном начале.

Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:

1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов;

2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе её социализации, воспитания);

3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

8. 2. Социализация личности

Социализация – это процесс усвоения культурных норм и освоение социальных ролей. В ходе этого процесса индивид становится личностью.

Социализация играет большую роль в жизни личности и общества. Личность получает возможность полнее реализовать свои задатки и способности, обеспечив, тем самым, собственное благополучие. Общество в процессе социализации самовозобновляемо: на смену старшему поколению приходит новая генерация, перенявшая опыт, умения, ценности.

В социологии принято различать два типа социализации: первичную, которая охватывает период детства, и вторичную – охватывает часть жизни человека, когда уже социализированный индивид интегрируется в новые структуры общества. Детство является периодом наиболее интенсивной социализации, однако, человек во взрослом состоянии вынужден адаптироваться к меняющимся социальным условиям (брак, смена работы, статуса, смена деревенского места жительства на городское), к новым ролям – при вступлении в брак, рождении детей, занятии должностей и т.п.


Таким образом, социализация представляет собой растянутый на всю жизнь процесс адаптации своему социальному месту. Как считает большинство исследователей, первичная социализация оказывает наиболее сильное влияние на становление личности, а вторичная социализация уже накладывается на то, что было приобретено ранее.

В процессе социализации личности формируется социальное «Я». Известно, что новорожденный не является личностью. Младенец вступает в жизнь как биологический организм и главной его заботой является личный комфорт. Постепенно ребенок учится различать границы между собой и физическим миром, а затем и социальным.

Опыт социальной изоляции человеческих индивидов доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков. Известны случаи, когда маленькие дети были лишены человеческого окружения и воспитывались в среде животных. Изучение подобных индивидов показало, что они не имеют собственного «Я», т.к. у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, актуальном существе в ряду других подобных им существ. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью. Только в общении с взрослыми членами общества ребенок может стать личностью. Итак, формирование «собственного Я» происходит через взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса – нахождение своего социального места. Результат процесса – зрелая личность [1, с. 92].

Понятие о своем «Я» у ребенка развивается из понятия о других. Впервые этот процесс описал Ч. Кули в своей теории «зеркального Я». Сущность этой теории в том, что «человеческое Я» открывается через реакции других, т.е. родные, родственники, просто посторонние являются своеобразным зеркалом для человека. Если отражение в зеркале даст образ «физического Я», то восприятие реакции других людей на поведение или внешность дает образ «социального Я». Человек становится на точку зрения других людей и видит себя их глазами или так, как, по его мнению, другие видят его.

Социальное зеркало действует постоянно, и оно постоянно изменяется. Развиваясь, личность осуществляет более строгий выбор группы индивидов, выполняющую роль социального зеркала, и делает отбор образов, оказывающих на неё влияние. Существует также возможность искаженного зеркала, неправильного истолкования мнений. Можно сказать, что «зеркальное Я», формирующее личность, никогда полностью не соответствует действительному положению вещей. Исследования показали, что существует весьма значительное различие между мнением индивида о своих способностях и действительным уровнем этих способностей.

Процесс социализации проходит при участии конкретных людей и учреждений, которых называют агентами социализации. Агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Агенты первичной социализации составляют непосредственное или ближайшее окружение человека. Это, прежде всего, семья, родственники, сверстники. Агенты вторичной социализации, как правило, оказывают менее глубокое воздействие на человека, они стоят как бы во втором эшелоне влияния. Это представители формальных организаций, официальных учреждений (государства, средств массовой информации, армии, церкви, суда и т.д.).


Для социализации характерны два взаимосвязанных процесса – адаптация и интериоризация. Первый означает приспособление человека к внешним социальным условиям, к ролевым функциям, правилам взаимодействия с людьми. Второй процесс связан с включением во внутренний мир человека социальных норм и ценностей [3].

8.3. Социальная роль и социальный статус

Общество можно рассматривать как это систему реальных отношений, в которые вступают люди в повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью, которую социологи называют социальной структурой. Взаимоотношения и связи людей в социальной структуре описываются при помощи понятий «роль» и «статус». Социальная роль и социальный статус не являются синонимичными понятиями. Если термин «статус» соотносится с социальной системой и тем положением, которое занимает в ней человек, то «роль» применяется главным образом к тому, как ведет себя человек определенного статуса, т.е. к его поведению,

Статус – определенное положение человека в обществе. Обычно у человека несколько статусов, которые характеризуют его с разных сторон. Однако существует главный статус, действительно определяющий положение человека в обществе; как правило, это профессия человека, а точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор). Такой статус называется интегральным.

Различают следующие виды статусов:

1. Предписанный (прирожденный) статус – пол, национальность, раса, место рождения, социальное происхождение (из служащих, из рабочих и т.д.).

2. Достигаемый статус (приобретенный) – это статус, который человек приобретает благодаря собственным усилиям. Это статусы президента, студента, супруга и т.д.

В современном обществе только профессиональных статусов насчитывают около сорока тысяч, семейно-брачно-родственных отношений более двухсот, несколько сотен – политических, религиозных, экономических.

Иногда вид статуса трудно определить. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого статусов.

Социальная структура общества может быть рассмотрена как соотношение предписанных и приобретенных статусов. В недемократических обществах преобладают предписанные статусы и роли, в демократических – приобретенные.

Социальная роль – это тип поведения личности, обусловленный ее статусом. Если статус – это функции, права и обязанности, то социальная роль – это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, точнее, норма поведения личности определенного статуса. Например, статус преподавателя вуза – это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых закреплено юридически. Социальная роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, руководством и т.д.


Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т.е. выступать в разных ролях.

Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Итак, социальная роль — это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные статусы. Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью.

8.4. Девиация и социальный контроль

Во всех обществах действия людей согласуются посредством определенных норм. По сути, нормы — это ориентиры, подсказывающие, что человек должен делать, а что не должен. Реальные же поступки людей нередко не соответствуют общепринятым нормам. Отклонение от общепринятых норм поведения называется девиантным поведением.

Нормы – это меры дозволенного или обязательного. Мера обязательного фиксируется в законодательных актах, а дозволенного – закрепляется традициями, обычаями, этикетом. Различают негативные и позитивные отклонения от нормы. Негативные отклонения встречают со стороны общества неодобрение.


Существуют девиации, которые считаются относительными. Одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в других. Так, например, коммуникабельное поведение, современная одежда и «открытое» лицо европейской женщины недопустимы во многих мусульманских странах.

В каждой культуре существует конкретный взгляд на то, что допустимо и то, что недопустимо. Представления о соответствии норме и отклонениях могут меняться. Это связано с изменчивостью самой нормы. Одним из первых попытался объяснить девиантное (отклоняющиеся) поведение Э. Дюркгейм в своей концепции аномии. Под аномией он понимал состояние общества, в котором образуется нормативный вакуум, когда старые нормы обесценились, а новые еще не утвердились. В результате возрастают девиации, в частности, преступления и самоубийства. В данных условиях отдельному индивиду трудно ориентироваться [2].

Р. Мертон разработал свою систему классификации девиантного поведения. Он выделил пять моделей социальной адаптации личности к общепринятым нормам в зависимости от того, признают ли люди господствующие ценности и следуют ли они правилам их достижения: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм, мятеж.

Лишь конформизм не является девиантной моделью поведения (личность разделяет ценности общества и достигает их личностными средствами). В других случаях личность либо обходит писаные и неписаные нормы (инновация), либо не признает ценности своего общества, но соблюдает его предписания (ритуализм), либо проявляет равнодушие к целям и нормам, отстраняясь от борьбы за «место под солнцем» (ретризм), либо ищет замену ценностям и средствам их достижения (мятеж) [4].

Девиантное (отклоняющееся) поведение активно исследуется социологической наукой. Однако, при всех смысловых оттенках, в целом, этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушения, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Противодействие отклоняющемуся поведению осуществляется посредством социального контроля. Социальный контроль – система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами. Социальным контролем называют также институт, который обеспечивает следование нормам.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

  1. Принуждение (так называемая элементарная форма);

  2. Влияние общественного мнения;

  3. Регламентация в социальных институтах;

  4. Групповое давление.

Благодаря социальному контролю обеспечивается такая важная с точки зрения общества функция, как воспроизводство главенствующих отношений и социальных структур разного порядка. Это обеспечивает стабильность и устойчивость общества.