ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2021
Просмотров: 1835
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Объект и предмет социологии
1.2.Структура социологического знания
ТЕМА 2. ПРЕДЫСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
2.1 Постановка социальной проблематики в античной философии
2.2. Социальная проблематика в средневековой философии
2.3. Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени
2.4. Концепция «гражданского общества» в немецкой классической философии
ТЕМА 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ
3.1. Проект науки об обществе О. Конта
3.3. Социология как объективный анализ «социальных фактов» Э. Дюркгейма
3.4. «Понимающая» социология М. Вебера
ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В ХХ ВЕКЕ. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
4.1. Функционалистская социология и конфликтологические теории
4.2. Предпосылки возникновения новейших социологических концепций
4.3. Синергетика как методологический синтез теорий, занимающихся проблемами порядка и хаоса
ТЕМА 5. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
5.1. Системный подход к изучению общества
5.2. Социальное взаимодействие как основа общества
ТЕМА 6. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
6.1. Понимание феномена культуры в социологии
6.4.Теория культурно-исторических типов. Особенности российской цивилизационной динамики
ТЕМА 7. МИРОВЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
7.1. Мировое сообщество. Формирование мировой системы.
7. 2. Межправительственные и неправительственные международные организации
8. 1. Личность как социальный тип и деятельный субъект
8.3. Социальная роль и социальный статус
8.4. Девиация и социальный контроль
ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
9.1. Понятие социальной структуры и ее типы
9.2. Социальное пространство и социальное неравенство
9.3. Учение о классах как основных элементах социальной структуры.
9.4. Теория социальной стратификации
9.5. Понятие социальной мобильности
ТЕМА 10. ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
ТЕМА 11.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
11.1. Социальные факторы изменений
11.5. Причины возникновения конфликтов
ТЕМА 12. ТЕОРИИ «СРЕДНЕГО УРОВНЯ»
12.1. Предмет, цели и основные понятия социологии труда
12.2. Предмет социологии образования и основные направления исследований
Центральной социологической идеей, проходящей через все творчество Э. Дюркгейма, является идея общественной солидарности. Он выделяет два типа социальной солидарности. Во-первых, механическую солидарность, которая присуща архаическому обществу. В нем коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности. «Я» — это только «Мы». Социальное принуждение выражается здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения. Органическая солидарность порождается разделением общественного труда и основывается не на сходстве, а на различии индивидов. Данный тип солидарности выражается, объективируется в преобладании кооперативного права, т.е. гражданского, коммерческого, процессуального, административного, конституционного. Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества. Также Э.Дюркгейм выделяет «ненормальные» формы разделения труда, вызванные, по его мнению, слишком быстрыми темпами социального развития. Он выделяет следующие болезни буржуазного общества: рост противоречий между трудом и капиталом, анархию производства, социальное неравенство, «аномию» и др. Понятием «аномия» обозначается состояние нормативно-ценностного вакуума и кризисных периодов развития общества. Это означает, что старые социальные нормы и ценности уже не работают, а новые отсутствуют или еще полностью не установились. Аномия с особой силой проявляется в кризисные периоды развития экономики, когда обостряются противоречия между классами, группами, индивидами и обществом [5]. Выход из состояния аномии Э. Дюркгейм видел в развитом экономическом планировании и нормативном регулировании экономических отношений.
3.4. «Понимающая» социология М. Вебера
Ведущую роль в развитии социологии в конце XIX — начале XX в.в. сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер (1864 — 1820). По М. Веберу, чтобы установить связи явлений в обществе и дать осмысленное толкование человеческому поведению, необходимо сконструировать типические конструкции. Они выражают то, что характерно для многих общественных явлений. По мнению немецкого социолога, такие понятия, как «экономический обмен», «капитализм», «христианство», «ремесло» и т.д. – это лишь идеально – типические конструкции. Эти умственные конструкции нельзя отожествлять с самой историко-культурной реальностью.
Что представляет собой социологический идеальный тип? Если историческая наука стремится к причинному анализу индивидуальных явлений, локализованных во времени и пространстве, то задача социологии – установить общие правила событий безотносительно к пространственно-временному определению этих событий. В этом смысле идеальные типы, с помощью которых работает социолог, должны быть общими и называться чистыми идеальными типами. Например, социолог конструирует идеальные модели господства, которые имеют силу во все исторические эпохи и в любой точке земного шара. Таким образом, эти типы отличаются степенью общности. Первый локализован в пространстве и времени, а второй не локализован; первый служит средством выявления связи, которая была один раз, а второй – средством выявления связи, которая имеет место всегда.
Как же «работает» понятие «идеальный тип» у М. Вебера, в чем состоит его познавательный характер? С его точки зрения, социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека и групп. Однако не всякое их поведение и деятельность являются предметом изучения социологии, а только такие, которые, во-первых, осмыслены с точки зрения целей и средств их достижения, во-вторых, ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию.
М. Вебер выделяет следующие типы социального действия, которые и должны стать предметом изучения социологии: целерациональный, ценностно-рациональный, аффективный и традиционный. Целерациональное действие – это идеальный случай, когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия. Критерием рациональности является успех. Ценностно-рациональное действие совершается через сознательную веру в эстетическую, этическую, религиозную ценность определенного поведения. Аффективное действие происходит через аффективные, т.е. бессознательные психологические импульсы и чувства. Традиционное действие осуществляется через привычку [2]. Строго говоря, только первые два типа действия полностью относятся к социальным, поскольку имеют дело с осознанным смыслом. Так, говоря о ранних типах общества, М. Вебер отмечает, что в них преобладают традиционные и аффективные действия, а в индустриальном обществе – целе–и ценностно-рациональные с тенденцией доминирования первого. Таким образом, по М. Веберу, рационализация есть всемирно-исторический процесс. Рационализируется способ ведения хозяйства, управление экономикой, политикой. Рационализируется образ мышления людей, также как и образ их жизни в целом. Веберовская теория рационализации – это и видение им судеб капитализма, который, по его мнению, определяется не спекуляцией, завоеваниями и другими авантюрами, а достижением максимальной прибыли средствами рациональной организации труда и производства.
Библиографический список:
-
Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – М.: Прогресс—Универс, 1992.-606 с.
-
Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 804 с.
-
Гайденко, П.П. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов. - М.: Политиздат, 1991.- 367 с.
-
Громов, И.А. Западная теоретическая социология / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Нечаев. — СПб.: Ольга, 1996.-286 с.
-
Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. - М.: Наука, 1991.- 572 с.
-
Зарубина, Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации / Н.Н. Зарубина. — СПб.: Изд-во РХГИ, -1998.- 288 с.
-
История теоретической социологии. — М.: Магистр, 1997.-386 с.
-
Кравченко, А.И. Социология М. Вебера. Труд и экономика / А.И. Кравченко. — М.: На Воробьевых, — 1997. — 208 с.
-
Основы социологии. Курс лекций / Под. ред. А.Г. Эфендиева. - М.: Об-во «Знание» России, 1993.-384 с.
-
Парушев, А.Н. Расколдованный мир Макса Вебера / А.Н. Парушев. — М.: Изд-во МГУ,- 1992.- 208 с.
-
Спенсер, Г. Сочинения: Основания социологии т. 1-2/ Г. Спенсер. - СПб. - Киев; Харьков: Южно-Русское Книгоиздательство Ф.А. Иогансона, 1899. - 432, 707 с.
-
Труевцева, С.С. Трактовка консенсуса у О. Конта / С.С. Трубцева // Социологические исследования.-1994.- № 11. С 48-49.
-
Шпакова, Л.П. Типы лидерства в социологии М. Вебера / Л.П. Шпакова//Социологические исследования. — 1988. — № 5. — С. 134-139.
Темы семестровых работ:
-
Социальная динамика и социальная статика О. Конта.
-
Органическая теория общества Г. Спенсера.
-
Проблема социальной солидарности в социологии Э. Дюркгейма.
-
«Понимающая» социология М. Вебера: методологический аспект.
-
Проблема методологии социального познания в позитивизме.
Вопросы для повторения:
-
Кто первым ввел в научный оборот термин «социология»?
-
Какая из стадий развития общественного сознания у О. Конта характеризуется доминированием науки?
-
Какое понятие является центральным в мировоззренческой концепции Г. Спенсера?
-
Кто из классиков социологии является автором понятия «идеальный тип»?
-
Что такое «аномия»?
ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В ХХ ВЕКЕ. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Развитие социологии в ХХ веке во многом опиралось на классические работы О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса и др. Это выразилось в возникновении многочисленных школ и направлений, каждое из которых по своему уникально, и требует к себе самого внимательного и серьезного отношения, ибо раскрывает ту или иную перспективу рассмотрения общества. Однако, как бы то ни было, но среди различных школ социологии ХХ века выделяются функционалистская социология и конфликтологические теории, которые позволили на рубеже ХХ – ХХI веков появиться концепциям, включающих в себя как идеи функционализма, так и идеи конфликтологических теорий. Этому способствовали и достижения общенаучных концепций (общей теории систем и кибернетики), что привело к возникновению более поздних концепций энтропийно — информационного подхода, например, таких как социальная синергетика.
4.1. Функционалистская социология и конфликтологические теории
Выступая во многом наследниками О. Конта и Г. Спенсера, социологи-функционалисты ХХ века, и, прежде всего, американский социолог Роберт Мертон, разделяли точку зрения, согласно которой общество в целом и его отдельные части имеют тесную взаимосвязь, которая закрепляется их функциями. При этом функциями надо считать те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде. Одновременно дисфункцией надо считать те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде. В этом случае, когда внутренняя смысловая мотивация совпадает с объективными следствиями, мы имеем дело с явной функцией, которая осознается таковой участниками поведенческой системы или ситуации. Скрытая функция не планируется и не осознается участниками [12; 14]. По мнению Р. Мертона, отклонения в обществе связаны с нарушением равновесия в социальной структуре, которые приводит к «болезненному» его состоянию.
Параллельно функционализму Р. Мертона стала развиваться другая большая социологическая школа, возглавляемая американским социологом Толкоттом Парсонсом, получившая название «системного функционализма». Исходной точкой в формировании системного функционализма стал принцип системного строения общества. Центральным понятием нормативного характера социальной структуры по Т. Парсонсу является равновесие. Общество в равновесии – общество без конфликта, где каждый знает свою роль, понимает, что от него ждут. Полного равновесия не достичь, но общество должно стремиться к этому. Таковы условия существования любой социальной системы вне зависимости от ее масштабов и важности. В противном случае интеграция внутри системы, а также между системой и внешней средой исчезает, и система перестает существовать [1, 13].
Итак, функционалистская социология объясняет специфические процессы и структуры, выполняющие определенные функции, и доказывает необходимость усвоения норм и ролей новыми членами общества, без этого усвоения невозможен социальный порядок. Функционалистская социология как концепция «консенсуса», «порядка» делает акцент на устойчивость, равновесность общества. В этом, по ее мнению, суть общественного прогресса.
В противовес функционалистским подходам, подчеркивающим стабилизационные и эволюционистские моменты социального развития, в социологии существуют конфликтологические теории, рассматривающие социальную жизнь под углом зрения различий, где борьба, вражда и насилие — часть реальности. Истоки такого подхода можно обнаружить еще в трудах Эпикура, Гоббса, Макиавелли и других, но основополагающими конфликтологическими трудами являются работы К. Маркса, по мнению которого двигателем общественного прогресса является классовая борьба, которая и приводит к смене формаций (например, рабовладельческая сменяется феодальной и т.д.), при этом отстаивается революционный пусть развития, обеспечивающий обществу прогресс [11, 16].
Теория конфликта активно развивалась в ХХ веке, не являясь при этом прямым продолжением марксизма. Ее яркими представителями являются Р. Дарендорф, К. Боулдинг и другие, о которых подробно будет рассказано в теме 11.
4.2. Предпосылки возникновения новейших социологических концепций
Сравнивая функционалистскую социологию и конфликтологические теории можно сделать следующий вывод: У функционалистов порядок в обществе скорее абсолютен. Он предполагает отсутствие борьбы. Конфликт – это антипорядок, хаос. В равновесном обществе не должно быть борьбы и конфликтов. Они - отклонение от нормы, патология. С точки зрения теорий конфликта именно конфликт, борьба обеспечивает обществу прогресс. А наличие открытых и демократических разрешаемых конфликтов – свидетельство жизнеспособности общества. Но и функционалистская социология и конфликтологические теории не могли ответить на ключевые возражения своих оппонентов. Для теоретиков социального конфликта это был вопрос: почему при определенном высоком уровне конфликта в обществе начинается или война или революция, что может привести к его разрушению или таким изменениям, которые не могу считаться прогрессивными? Для функционалистов таким возражением являлся факт, что равновесие (стержневое понятие функционализма) сопровождается ростом энтропии, а последняя, согласно II закону термодинамики, ведет к дезинтеграции системы. Следует пояснить, что энтропия - это функция состояния термодинамической системы, мера ее разупорядоченности. Неравновесные процессы в изолированной системе сопровождаются ростом энтропии и приближают систему к состоянию равновесия, в котором энтропия максимальна, что свидетельствует о состоянии термодинамического хаоса и распаде системы. То есть общество в равновесном состоянии должно разрушиться. В этом – кардинальное противоречие функционализма, которые не могли разрешить социологи от Г. Спенсера до Т. Парсонса. Возможно, это связано со смысловым наполненитем термина «равновесие», которое различно в физике и социальных науках. Так система по Парсонсу — это взаимозависимые части, стремящиеся к равновесию, где равновесие самоподдерживание порядка взаимосвязей. Но равновесие как термодинамическое понятие означает, что система пришла в состояние термодинамического хаоса и, следовательно, ее структура исчезла и она распалась (термодинамическое равновесие). Таким образом, следует различать понятия «термодинамическое равновесие» и «социальное равновесие». Социальное равновесие – это стабильный порядок, а точнее самоподдерживающийся. Реальная система часто находится в неравновесном состоянии и, как открытая система, обменивается со средой веществом, энергией и информацией (в отличие от закрытых систем), вследствие чего и уменьшается энтропия. Поэтому социальное равновесие в физическом смысле - это оптимальное неравновесное состояние системы (оптимальная неравновесность), при котором система сохраняет свою структуру, имея оптимальную энтропию.