ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2021
Просмотров: 1822
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Объект и предмет социологии
1.2.Структура социологического знания
ТЕМА 2. ПРЕДЫСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
2.1 Постановка социальной проблематики в античной философии
2.2. Социальная проблематика в средневековой философии
2.3. Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени
2.4. Концепция «гражданского общества» в немецкой классической философии
ТЕМА 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ
3.1. Проект науки об обществе О. Конта
3.3. Социология как объективный анализ «социальных фактов» Э. Дюркгейма
3.4. «Понимающая» социология М. Вебера
ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В ХХ ВЕКЕ. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
4.1. Функционалистская социология и конфликтологические теории
4.2. Предпосылки возникновения новейших социологических концепций
4.3. Синергетика как методологический синтез теорий, занимающихся проблемами порядка и хаоса
ТЕМА 5. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
5.1. Системный подход к изучению общества
5.2. Социальное взаимодействие как основа общества
ТЕМА 6. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
6.1. Понимание феномена культуры в социологии
6.4.Теория культурно-исторических типов. Особенности российской цивилизационной динамики
ТЕМА 7. МИРОВЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
7.1. Мировое сообщество. Формирование мировой системы.
7. 2. Межправительственные и неправительственные международные организации
8. 1. Личность как социальный тип и деятельный субъект
8.3. Социальная роль и социальный статус
8.4. Девиация и социальный контроль
ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
9.1. Понятие социальной структуры и ее типы
9.2. Социальное пространство и социальное неравенство
9.3. Учение о классах как основных элементах социальной структуры.
9.4. Теория социальной стратификации
9.5. Понятие социальной мобильности
ТЕМА 10. ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
ТЕМА 11.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
11.1. Социальные факторы изменений
11.5. Причины возникновения конфликтов
ТЕМА 12. ТЕОРИИ «СРЕДНЕГО УРОВНЯ»
12.1. Предмет, цели и основные понятия социологии труда
12.2. Предмет социологии образования и основные направления исследований
Крупнейшим представителем немецкой классической философии был Г. В. Ф. Гегель. Он изложил свою концепцию общественного развития в своих трудах «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Эстетика», «История философии» и т.д. Гегель выдвинул идею о закономерности исторического процесса. Согласно человеческой диалектике, государство, гражданское общество, правовые, религиозные, политические, философские, эстетические идеи прошли длительный путь исторического развития. У Гегеля государство отличается от гражданского общества и превращается в условие, при котором возможно существование гражданского общества. Гражданское общество – это сфера, где люди стремятся удовлетворить свои потребности при помощи труда в рамках государственности. Без государственности возможен возврат в естественное состояние, т.е. «войны всех против всех». Только правовое государство обеспечивает существование гражданского общества. Основными элементами государства как организации наряду с гражданским обществом является семья. Семья и государство предшествуют гражданскому обществу. При этом государство является условием возможности существования гражданского общества, без государства гражданское общество саморазрушается. Вместе с тем, гражданское общество – это общество социальных антагонизмов, разрешение которых возможно политическим путем. Как полагает Гегель, гражданское общество представляет собой особую стадию в прогрессивном диалектическом развитии человечества. Критерием прогресса является развитие понятия «свободы». Низшая стадия - у народов Древнего Востока, когда «свободен один» (деспот, фараон и т.д.). В эпоху Античности «свободны многие» (рабовладельцы). У германских народов Европы уже «свободны все» [3, 12]. Таким образом, Гегель рассмотрел три вида социальных образований, каждый из которых являлся этапом развития свободы: семью, гражданское общество и государство. Государство – это естественно сформировавшийся «организм». Гражданское общество – «система потребностей», опосредованная трудом, получает свою определенность через государство. Гражданское общество – продукт буржуазного строя, основанного на господстве частной собственности и формальном всеобщем равенстве людей. Гегель попытался выявить основную детерминанту исторического развития, проследить особенности ее реализации в различные исторические периоды и на этой основе показать соотношение исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
Библиографический список:
-
Аристотель. Политика / Аристотель.- М.: Изд-во АСТ, 2002.-393 с.
-
Васильев, В. А. Благо и добродетель в понимании Т. Гоббса / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания.-2002.-№ 1.- С. 170 – 183.
-
Гегель, Г. В. Ф. Работы разных лет. В 2-х томах / Г. В. Ф. Гегель. Соч.: в 2 т.-М., Мысль, 1972.-Т.1.-668 с.
-
Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения/ А. Х. Горфункель.– М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.
-
Гофман, А. Б. 7 лекций по истории социологии / А. Б. Гофман. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 216 с.
-
Гречко, П. К. Концептуальные модели истории / П.К.Гречко. – М.: Изд-во корпорация «Логос», 1995. – 144 с.
-
Елсуков, А. Н. История социологии /А. Н. Елсуков, Г. Н. Соколова, Т. Г. Румянцева, А. А. Грицанов.- Минск.: Высшая школа, 1997. - 381с.
-
Кант, И. Сочинения в 6-ти томах / И. Кант. - М.: Мысль, 1963.-Т.3.-799 с.
-
Кола, Д. Политическая социология /Д. Кола.- М.: Изд-во «Весь Мир», «ИНФРА-М», 2001. – 406 с.
-
Кравченко, А. И. Макиавелли: технология эффективного лидерства / А.И.Кравченко // Социологические исследования.-1993.-№ 6.- С. 135 – 143.
-
Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1978. – 623 с.
-
Маркович, Д. Ж. Общая социология / Д. Ж. Маркович. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 432 с.
-
Сапов, В. В. Социологическое знание в социальной утопии Платона / В. В. Сапов // Социологические исследования.-1993.-№ 9.-С.120 – 133.
Темы семестровых работ:
-
«Идеальные государства» Платона, Аристотеля, Цицерона.
-
Понятие человека и общества в античном мире.
-
Формирование представлений о человеке и обществе в период Средневековья и Нового времени.
-
Т. Гоббс о власти и формах государства.
-
Учение И. Канта и Г. Гегеля о правовом государстве и гражданском обществе.
Вопросы для повторения:
-
Какие критерии типологизации форм правления предлагают античные мыслители?
-
Идеология Фомы Аквинского, ее роль в светской и религиозной жизни общества.
-
Какие законы социального управления предложил Н. Макиавелли?
-
Расскажите о сущности человека по Т. Гоббсу.
-
Дайте определение гражданского общества по Г. В. Ф. Гегелю.
ТЕМА 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ
Выделение социологии в самостоятельную науку было подготовлено всем предшествующим социально-экономическим, политическим и духовным развитием человечества, а также французского общества в частности. Достаточно вспомнить, что первая половина XIX века - это время бурного промышленного роста передовых стран, фундаментальных открытий практически во всех областях естествознания, острых социально-политических конфликтов, особенно, во Франции. На этом фоне явно обнаруживалось серьезное отставание знания людей о самих себе и том обществе, в котором они живут. Высокий уровень развития общественно-политических отношений во Франции этого периода стал плодотворной почвой для рождения социологии О. Конта, который впервые вводит понятие «социология» в научный оборот.
3.1. Проект науки об обществе О. Конта
В историю европейской общественной мысли французский ученый Огюст Конт (1798-1857) вошел как родоначальник социологии. Центральным звеном его философско-социологических взглядов является открытый им основной закон интеллектуальной эволюции человечества. Согласно этому закону, познавательная деятельность людей, их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную. На теологической стадии человеческий ум усматривал за каждым явлением природы и жизни людей сверхъестественные силы. Фетишистское проявление религиозного сознания сменяется политеизмом, т.е. многобожием. В конце теологической стадии осуществляется переход к религии единобожия (монотеизм). На метафизической (философской) стадии человеческое сознание, по О. Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира. Однако, из-за слабого развития науки эти понятия довольно абстрактны. Различного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых, якобы, являются предметы внешнего мира. В качестве «общей сущности» назывались природа, космос, материя, дух. На позитивной стадии человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений. Теологический и абстрактно-метафизический подходы к миру все более сменяются открытием и исследованием его законов. Позитивная стадия характеризуется развитием наук. В свою очередь, каждое деятельное существо в научных концепциях должно быть представлено динамически и статически [1].
О. Конт подразделяет социологию на две части: социальную динамику и социальную статику. Социальная динамика у О. Конта — это позитивная теория общественного развития. Он не отрицает определенную роль в общественном развитии таких факторов, как климат, раса, прирост населения. Но безусловный приоритет отдавался факторам духовным и умственным. Поэтому характер общества на каждой из трех стадий исторического прогресса определяется «состоянием человеческих умов». Первая — теологическая — охватывает древность и раннее средневековье. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения, военно-авторитарными политическими режимами во главе со жрецами и военными. Вторая — метафизическая - охватывает XIV‑XVIII вв., для которых присущ переход от разрушающегося общественного порядка к новому. В связи с этим, данная стадия именовалась О. Контом как критическая. В духовной сфере на первый план здесь выдвигаются философы — метафизики, а в политической — юристы, литераторы, публицисты. На третьей, позитивной стадии, начавшейся в XIX в., вместе с утверждением позитивного сознания наступает расцвет промышленности, науки, полностью уходят в прошлое военный дух и образ жизни, а на смену аристократии приходит социократия. В центр духовной жизни выдвигаются ученые, философы-позитивисты, деятели искусства. Управлением хозяйством должны быть заняты промышленники и технические специалисты.
Социальная статика, по О. Конту, — это анатомия общества, теория наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии (консенсуса). Он сравнивает общество с живым организмом, имеющим различные органы, выполняющие свои специфические функции. Как нельзя рассматривать функционирование любого отдельного органа в отрыве от целостного, живого организма, так и в обществе, как социальной системе нельзя правильно понять отдельные его структурные элементы вне его целостности [12]. Анатомически препарируя общество на отдельные социальные структуры, О. Конт особо выделяет семью, государство и религию как то, что играет важнейшую роль в обеспечении органического единства общества. Он полагает, что именно семья, а не индивид, составляет простейшую единицу, из которой складывается общество.
Таким образом, значение социологии О. Конта определяется, прежде всего, тем, что на основе синтеза достижений естествознания того периода он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.
3.2. Социология Г. Спенсера
Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе, а также его представление об обществе как о целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820 — 1903). Суть органической теории общества заключается в том, что общество рассматривается как организм, развивающийся по естественным, главным образом, биологическим законам. Он уподобляет общество живому организму. Такой подход обосновывается с помощью следующих доказательств: 1) как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе; 2) те и другие усложняются; 3) их части приходят во все большую зависимость друг от друга; 4) те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают. В подтверждение разрабатываемой теории Г. Спенсер приводит ряд интересных сравнений. Торговля в обществе сравнивается с кровообращением в организме, а кровяные тельца – с деньгами. Телеграфные провода, несущие информацию, и способствующие жизнеобеспечению общества, сравниваются с нервной системой организма. В тоже время, Г. Спенсер делает различие между биологическим организмом и процессами социальной жизни. Главное различие состоит в том, что в живом организме элементы существуют ради целого, а в обществе – наоборот.
Важно обратить внимание на то, что центральное понятие всей мировоззренческой концепции Г. Спенсера – эволюционизм. В эволюции английский ученый выделяет следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). Для социологической концепции Г. Спенсера характерна идея закономерной эволюции общественной жизни. Согласно этой идее, процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от желания людей.
Далее, Г. Спенсер прослеживает эволюцию от простых обществ к более сложным. Общества он разделяет на два основных типа: военное и промышленное. Вследствие войн между обществами первой возникает и развивается военно-правительственная организация. Какова ее характеристика? Принцип социальной координации – принудительная кооперация; отношения между государством и другими организациями – частные организации исключаются; структура государства – централизованная; тип экономики – автономность и самодостаточность экономики, протекционизм; ценимые социальные и личностные черты – патриотизм, храбрость, лояльность, дисциплина. С возрастанием «объема» общества, развитием разделения труда происходит переход от домашнего способа производства к фабричному. Черты, присущие промышленному обществу: принцип социальной координации – свободная кооперация, поддерживаемая договором; отношения между государством и другими организациями – поощрение частных организаций; структура государства – децентрализованная; тип экономики – потеря экономической автономии; ценимые социальные и личностные черты – независимость, индивидуальная инициативность [11].
В истории социологии придается большое значение теории Г. Спенсера о закономерной эволюции от военного общества к индустриальному, базирующемуся на добровольной кооперации, гармонии и стабильности. Его подход оказал большое влияние на развитие последующих социологических теорий и, в частности, теории Э. Дюркгейма.
3.3. Социология как объективный анализ «социальных фактов» Э. Дюркгейма
В истории социологии Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917) представляет новую и важную главу в ее развитии. В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории социологии Э.Дюркгейма, выступает понятие «социологизм». В чем его суть? В «социологизме» следует различать два аспекта: во-первых, онтологический, то есть способ подхода к социальной реальности, ее понимание и объяснение; во-вторых, методологический, то есть метод обоснования самой науки как самостоятельной, со своими понятиями, предметом.
Необходимо отметить, что онтологический аспект «социологизма» Э. Дюркгейма не сводится только к утверждению автономии социальной реальности. Он обосновал приоритет социальной реальности по отношению к индивидуальной, а также ее исключительное значение в формировании человеческого сознания и поведения. В методологическом плане социология должна быть подобна наукам о природе. Ее познавательной целью является исследование закономерностей. Основной принцип методологии состоит в том, что социальные факты следует изучать как вещи.
Именно социальные факты, по мнению французского социолога, выступают предметом социологии. Они характеризуются двумя основными признаками: во-первых, они существуют вне индивида; во-вторых, они оказывают на него принудительное воздействие. К социальным фактам Э. Дюркгейм относит, в том числе, и правовые, политические, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей, и заставляющих индивидов действовать в соответствии с ними.