ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 1821

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1.1. Объект и предмет социологии

1.2.Структура социологического знания

1.3.Функции социологии

ТЕМА 2. ПРЕДЫСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

2.1 Постановка социальной проблематики в античной философии

2.2. Социальная проблематика в средневековой философии

2.3. Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени

2.4. Концепция «гражданского общества» в немецкой классической философии

ТЕМА 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ

3.1. Проект науки об обществе О. Конта

3.2. Социология Г. Спенсера

3.3. Социология как объективный анализ «социальных фактов» Э. Дюркгейма

3.4. «Понимающая» социология М. Вебера

ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В ХХ ВЕКЕ. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

4.1. Функционалистская социология и конфликтологические теории

4.2. Предпосылки возникновения новейших социологических концепций

4.3. Синергетика как методологический синтез теорий, занимающихся проблемами порядка и хаоса

ТЕМА 5. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

5.1. Системный подход к изучению общества

5.2. Социальное взаимодействие как основа общества

ТЕМА 6. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

6.1. Понимание феномена культуры в социологии

6.2. Функции культуры

6.3. Компоненты культуры

6.4.Теория культурно-исторических типов. Особенности российской цивилизационной динамики

ТЕМА 7. МИРОВЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

7.1. Мировое сообщество. Формирование мировой системы.

7. 2. Межправительственные и неправительственные международные организации

7.3. Процессы глобализации

Особенности глобализации:

ТЕМА 8. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

8. 1. Личность как социальный тип и деятельный субъект

8. 2. Социализация личности

8.3. Социальная роль и социальный статус

8.4. Девиация и социальный контроль

ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

9.1. Понятие социальной структуры и ее типы

9.2. Социальное пространство и социальное неравенство

9.3. Учение о классах как основных элементах социальной структуры.

9.4. Теория социальной стратификации

9.5. Понятие социальной мобильности

ТЕМА 10. ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

ТЕМА 11.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

11.1. Социальные факторы изменений

11.2. Социальные движения

11.3. Социальные конфликты

11.4. Типология конфликтов

11.5. Причины возникновения конфликтов

ТЕМА 12. ТЕОРИИ «СРЕДНЕГО УРОВНЯ»

12.1. Предмет, цели и основные понятия социологии труда

12.2. Предмет социологии образования и основные направления исследований

12.3. Объект, предмет и задачи социологии управления

12.4. Значение теорий «среднего уровня»

2. Движения сопротивления, имеющие целью не только добиться перемен, но и блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения.

3. Социальную революцию, преследующую своей целью свержение государственных и классовых структур общества и замену их новым социальным порядком, радикально отличающимся от предшествующего. В основе всех социальных революций, как правило, социальный конфликт.

11.3. Социальные конфликты

Социальный конфликт (от лат. conflictus – столкновение) может быть определен как тип социального отношения, в котором его участники противостоят друг другу по причине несовместимости своих устремлений [6, с. 300]. Исследование социальных изменений, основой которых является конфликт, привело к возникновению в социологии целого направления, называемого конфликтологией. Среди теоретиков, занимавшихся проблемой социального конфликта, выделяются К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, К. Боулдинг и др.[3, 4, 5].

Основу общей социологической теории марксизма составляет вывод о том, что общество – это определенным образом упорядоченная система субординации и взаимодействия производительных сил, производственных отношений, политической надстройки и формы общественного сознания, где в условиях острой классовой борьбы, социальный конфликт проявляется как неизбежное явление общественной жизни. Следует отметить, что конфликт как общественно-политическая категория не рассматривается классиками марксизма отдельно от понятий «классовая борьба», «общественно-политический кризис», «социальное противоречие», «антагонизм» и т.д., а употребляется в качестве синонима «противоречие», что отображает близость понятий, но не их тождественность [4, с. 44].

Термин «социальный конфликт» ввел в научный оборот Георг Зиммель. С его точки зрения, социальные конфликты в обществе неизбежны и неотвратимы, но они (в отличие от того, что утверждал К. Маркс), коренятся не в противоположности экономических интересов противоборствующих классов, а лежат в основе инстинктов враждебности [5]. Он утверждал, что конфликт предназначен для решения любого дуализма. Это – способ достижения своеобразного единства, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из сторон, участвующей в конфликте. Интенсивность конфликта связывалась им с интенсивностью эмоциональных проявлений, характеризующих поведение его участников. Чем сильнее эмоции, вызванные конфликтом, тем большая вероятность того, что конфликт окажется связанным с применением насилия.

Ральф Дарендорф, являясь ярким представителем конфликтологического направления в социологии, считал, что в конфликте содержится основа для свободного развития общества, возможности по овладению и контролю над социальным проблемами [3]. В итоге им была предложена конфликтная модель, включающая четыре положения:


  1. Каждое общество всегда находится в состоянии изменения.

  2. В каждом обществе всегда существуют элементы несогласия, которые ведут к общим конфликтам.

  3. Каждый элемент в обществе может способствовать его интеграции и изменению.

4. Любое общество базируется на насилии одних членов общества (или группы) над другими, которые всегда будут бороться против своего угнетенного положения.

Таким образом, положения демонстрируют направленность социального конфликта в русло политической борьбы.

Попытка создания целостной научной теории конфликта присутствует в работах Кеннета Боулдинга, который считал, что все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития, и именно изучение этих элементов поможет представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении. Сущность социального конфликта заключается в неких стереотипных реакциях человека на окружающие раздражители, поскольку в самой природе человека лежит стремление к борьбе и соперничеству [1]. В связи с этим, К. Боулдинг полагает, что всякий конфликт можно преодолеть и разрешить, манипулируя эмоциональными раздражителями: изменением реакций, ценностей, влечений индивидов, не прибегая к радикальному изменению общественного строя.

11.4. Типология конфликтов

Видов, типов и проявлений конфликтов столько, сколько форм организации жизнедеятельности общества. В современных условиях каждая сфера общественной жизни порождает свои специфические виды социальных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликта.

Политический конфликт – это конфликт по поводу распределения власти, влияния авторитета. Этот конфликт может быть скрытым или открытым.

Национально-этнический конфликт также часто возникает на основе статусных или территориальных претензий. Доминирующей идеей такого конфликта является идея суверенитета территории, народа или этнической группы.

Социально-экономические конфликты происходят по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, по поводу доступа к различным благам.

В традиции отечественной науки сложилась объяснение социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые формируют динамику конфликта (его продолжительность, степень напряженности за удовлетворение материальных потребностей). Но, все же, не следует отождествлять противоречия и социальные конфликты. Противоречия, противоположности, различия – это необходимые, но недостаточные условия конфликта, пронизывающие все сферы жизни общества - социальную, экономическую, политическую, духовную. Противоположности и противоречия превращаются в конфликт только тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями. Социальный конфликт выступает как предельный случай развития общественных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных субъектов – народов, наций, государств, классов, социальных групп, общественных объединений, обусловленных противоположностью или существенным различием их интересов и целей. Возникает противостояние сторон, поэтому социальный конфликт есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленный на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника.


11.5. Причины возникновения конфликтов

В исследовании причин конфликта необходимо присутствие трех его основных факторов:

1. Наличие объективных предпосылок конфликта, заключающихся в более или менее значительном ущемлении интересов, потребностей, прав отдельных групп, другими группами, сосредоточившими в своих руках основные богатства общества, механизмы распределения, рычаги политической власти, идеологического давления и т.п.

2.Осознание неимущими, обездоленными, политически или духовно ущемленными социальными группами противоположности своих интересов с интересами властвующей элиты, владельцами основных богатств и т.п., или же осознание конкурирующими фирмами, банками, политическими движениями угрозы их интересам и целям со стороны соперников.

3. Активное социальное действие обездоленных, угнетенных, конкурирующих социальных структур, направленное на претворение своих коренных интересов в прямом экономическом, политическом, идеологическом столкновении с теми, кто владеет богатством, властью и другими благами или же угрожает жизненным интересам и целям первых.

Таким образом, наиболее общей причиной социального конфликта является неравное положение, занимаемое людьми в различных организациях, в которых одни управляют и командуют, а другие вынуждены подчиняться и исполнять директивы и указания. Иными словами, причина конфликта – в вопросах власти.

Также причинами конфликтов могут быть ненависть, расовая и религиозная рознь, зависть. Существуют латентный и открытый этапы в развитии конфликта. Конфликту как таковому предшествует (точнее, может предшествовать) латентный (скрытый) этап. На этом этапе, возникает ситуация, когда хотя бы одним из субъектов осознаются свои интересы. Объективные и субъективные обстоятельства осознаются как препятствующие удовлетворению интересов противоборствующих сторон. Ответ одной из сторон на конкретный выпад другой означает начало конфликта (открытая стадия). Предупреждение конфликта заключается в первую очередь в воздействии на все или некоторые его элементы до того, как возникло открытое противостояние. Поэтому в зависимости от причин и характера конфликта, деятельность по его предупреждению может быть весьма разнообразной. Наиболее эффективной формой предупреждения конфликта является устранение его причин.

Библиографический список:

  1. Бабосов, Е.М. Основы конфликтологии / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс,1997. – 234 с.

  2. Валлерстайн, И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется? /И. Валлерстайн // Социологические исследования. -1997. — №1. — С.4-9.

  3. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Р. Дарендорф.- М.: РОССПЭН , 2002. – 284 с.

  4. Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт / Ю.Г. Запрудский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1992. – 125 с.

  5. Зиммель, Г. Избранное / Г. Зиммель. В 2х тт. – М.: Юрист, 1996. – 607 с.

  6. Мельник, В. А. Политология / В. А. Мельник – Минск: ТетраСистемс,1996. – 276 с.

  7. Сорокин, П. А.  Обзор циклических концепций социально-исторического процесса / П. А. Сорокин // Социологические исследования. – 1998. – №12 –. С.3-14.

  8. Сорокин, П. А. Социология революции / П. А. Сорокин // Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. –542 с.

  9. Социология для технических вузов/ Под ред. С.Н. Яременко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 – 416 с.

  10. Тишков, В. А. Россия: от межэтнических конфликтов к взаимопониманию / В. А. Тишков // Этнополис. – 1995. – №2. – С.23-28.

  11. Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби. – М.: Прогресс, 1991. – 736 с.

  12. Фаркушин, М. Х. От культуры конфронтации к культуре диалога / М. Х. Фаркушин, А. Н. Юртаев // Политические исследования.– 1992.– №3. – С.12-18.


Темы семестровых работ:

  1. Общая характеристика социальных процессов: их природа и содержание.

  2. Современные молодежные движения: их цели, задачи и результаты.

  3. Вклад Р.Дарендорфа в теорию социального конфликта.

  4. Конфликты в повседневной жизни.

  5. Конфликты в России: разновидности, особенности проявления.


Вопросы для повторения:

  1. Дайте определение понятию «социальный процесс».

  2. Чем обусловлены социальные факторы изменений?

  3. Перечислите виды социальных движений.

  4. Назовите теоретиков, занимавшихся проблемами социальных конфликтов.

  5. Каковы причины возникновения социальных конфликтов?



ТЕМА 12. ТЕОРИИ «СРЕДНЕГО УРОВНЯ»


Социология, несмотря на свое весьма непродолжительное существование, накопила огромный теоретический и эмпирический материал, который позволяет говорить о наличии широкого спектра отраслей социологического знания. Общая структура социологического знания по Роберту Мертону рассматривалась в теме 1. Что касается специальных отраслей социологии, то, в соответствии с определением Р. Мертона, их часто называют теориями «среднего уровня» — это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений» [7, с.115].

К числу теорий среднего уровня относятся, во-первых, те социологические концепции, которые разрабатываются на стыках наук — социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т.п. Во-вторых, это различные отрасли институциональной социологии — особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни: социология религии, социология образования, социология брака и семьи. В-третьих, социологические теории среднего уровня, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности: аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т.п.

Обычно побудительным стимулом к появлению новых отраслей служат те или иные социальные проблемы. Например, в советское время наиболее активно развивалась социология труда, а в 90-е годы XX века в связи с резким имущественным расслоением общества, падением материального уровня населения особое внимание социологов привлекли проблемы бедности и неравенства (социальная стратификация, социология бедности), формирование предпринимательского класса (экономическая социология, социология менеджмента).

Таким образом, любое знание в рамках той или иной отрасли социологии должно соответствовать тем универсальным требованиям, касающимся методики, методологии, которые сформулированы на общесоциологическом уровне. Когда социолог строит программу конкретного исследования, оно обязательно должно быть специализировано, т.е. выполняться в рамках одной из теорий среднего уровня, скажем, социологии труда или социологии семьи.

12.1. Предмет, цели и основные понятия социологии труда

Нередко один и тот же объект изучается многими областями науки. Так, существует несколько сотрудничающих «трудовых наук». Кроме социологии труда, это психология и экономика труда, медицина и физиология труда, эргономика, трудовое право. Имея общий объект исследования – труд, перечисленные науки изучают разные его стороны, т.к. отличаются предметом исследования.