Файл: Учебнометодическое пособие Белгород 2020 Печатается по решению Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 584
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности академического письма. Научная статья
Мастерская «Создание академического текста»
(с использованием компьютерного оборудования)
Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте
Тезис и аргументация в научной статье
Композиция академического текста. Основная часть научной статьи
Введение и заключение научной статьи
Обобщая сказанное, можно сказать, что театр правомерно рассматривать как социальный институт, поскольку он выполняет социокультурные функции, обладает признаками социального института, выступает в роли стимулятора обогащения основных форм социальной деятельности и способствует формированию правильных ценностей личности. Таким образом, театр играет большую роль в процессе социализации.
Эссе №2
Анна, 3 курс
Использование современных технологий при постановке драм
Наш век нельзя представить без новых гаджетов и устройств, они проникают даже в театральную сферу. Театральное искусство существует уже не первое тысячелетие, но так же трогает сердца и умы людей. Театр идет в ногу со временем. Вот почему становится актуальной тема использования современных технологий при постановке классических и современных драм. Положительно или отрицательно влияют технологии на театр?
Во-первых, современные технологии привлекают в театр студентов, молодых людей, заинтересовывая своей интерактивностью. Это способствует росту культуры населения. Например, использование мультимедийного экрана при постановке «Идиота» Ф. М. Достоевского в Белгородском драматическом театре им. М. С. Щепкина расширяет аудиторию и повышает интерес к классическому театру и литературе.
Во-вторых, современные технологии позволяют уменьшить количество реквизита во время гастролей театра. Как утверждает Т. В. Астафьева в своей диссертации: «Новые технологии сценографических решений позволяют совершенствовать процесс осуществления гастрольной деятельности». Действительно, при наличии мобильных устройств, специальных приложений, техники можно активно передвигаться между городами, что послужит увеличению гастролей театров по России.
В-третьих, современные технологии позволяют по-новому понять классические и современные постановки. Так, в Московском драматическом театре им. М. Н. Ермоловой была создана «Лаборатория кино», где с помощью новых технологий и творческого подхода ставили классические пьесы: использование специальных эффектов, съёмка с разных ракурсов, работа с локациями и др. Одним из самых успешных стал спектакль «Портрет Дориана Грея».
Таким образом, мы можем утверждать, что современные технологии способствуют развитию искусства, привлекая новых зрителей. Это положительно влияет на культурное развитие нации.
Эссе №3
Ирина, 3 курс
Изучение драматического произведения в школьном курсе литературы
Драма – литературный, сценарический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVII-XXI веков. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, именно поэтому драма – сложнейший вид чтения для школьников. Сложность воспроизведения пьесы в недостаточном развитии творческого мышления учащихся. При изучении драмы должно уделяться большое значение развитию воображения.
Эту проблему затрагивает Ткаченко А.А. в своей статье «Основы изучения драматургии в современной школе». Автор труда указывает на необходимость формирования у читателя (учащихся) драматического произведения не только читательских, но и зрительных умений, способствующих продуктивному анализу художественного текста. Ткаченко отмечает, что задача учителя литературы – выстроить изучение драматического произведения адекватно его художественной сущности, при этом принимая во внимание современные тенденции театра.
На проблему изучения драматического произведения в школе обращает внимание и Кравцева Н.В. В научной работе «Использование приёмов театральной педагогики на уроках литературного чтения» она говорит, что при изучении пьесы нужно использовать активные методы обучения (АМО). К ним относится разыгрывание ролей, инсценирование текста, театрализованные игры. По мнению автора статьи, театрализация дает возможность «прочувствовать» произведение.
Я полностью согласна с мнением Кравцевой Н.В., так как драматическое произведение действительно очень сложно воспринимается учащимися, и поэтому любая постановка или инсценировка отрывка будет очень полезна для правильной интерпретации художественного текста.
Лоскутова О.А. в своей работе «Освоение драматических произведений читателями-школьниками как методическая проблема в обучении литературе на современном этапе» обобщает основные трудности восприятия драматического текста учащимися. Главная трудность в освоении теста объясняется спецификой драмы, как рода литературы, её ориентированность на сцену. Лоскутова утверждает, что надо знакомится с режиссёрскими интерпретациями пьес, что расширит и углубит представления школьников о прочитанном художественном тексте.
На основе выше перечисленных научных работ: Ткаченко А.А. «Основы изучения драматургии в современной школе», Кравцевой Н.В. «Использование приёмов театральной педагогики на уроках литературного чтения», Лоскутовой О.А. «Освоение драматических произведений читателями-школьниками как методическая проблема в обучении литературе на современном этапе» можно сделать вывод. Действительно, изучение драматического произведения в школе на современном этапе нелегко и для понимания текста учащимися нужны и АМО, и режиссёрские интерпретации, и беседы. Без этого школьнику будет сложно понять истинный смысл произведения, вложенный автором, или текст останется не понятым.
Домашнее задание
-
Выберите тему для собственной научной статьи.
NB Научное исследование начинается с выбора темы. Как выбрать тему?
-
Определите предметную область, которая вас интересует (например, когнитивная поэтика); -
Ограничьте выбранную тему: выберите аспект, место, время для исследуемого явления (например, «Концепт «Снег» в поэзии русской эмиграции»); -
Задайте вопросы к выбранной теме. Например:
-
Каковы ключевые образы, репрезентирующие концепт «Снег» в творчестве писателей-эмигрантов? -
Как соотносится индивидуальное и общекультурное в исследуемом концепте? -
Какие слои концепта характеризуются наибольшей проявленностью индивидуального начала?
-
Ответы на наиболее интересные и неизученные вопросы могут стать темой для вашей научной статьи (например, «Соотношение индивидуального и общекультурного в концепте «Снег» (на материале творчества Г. Адамовича)).
NB
-
Тема не должна быть очень широкой. -
Тема должна быть конкретной. -
Тема должна быть интересна для вас.
-
Подготовьтесь к обсуждению вопросов, предложенных для работы в лабораторном занятии №3.
Лекция №2
«Старое знание» в семантической структуре академического текста
План лекции
-
Смысловое содержание академического текста. Старое и новое знание. -
Представление старого знания в жанрах академического дискурса. Функции старого знания в познавательной деятельности. -
Источники старого знания. Работа с научной литературой. Базы данных. Научная электронная библиотека E–library. -
Способы заимствования чужого текста: парафраз, цитата и плагиат. -
Ссылки и оформление библиографии в академическом тексте. -
Менеджеры Zotero и Mendeley.
ВОПРОС 1
Целью академического письма является создание хорошего научного текста. Что значит хорошего? Под хорошим, образцовым текстом мы понимаем текст, с одной стороны, информативно насыщенный, а с другой – удобный и понятный читателю. Такой текст является своеобразным мостиком между автором и читателем, формирует диалог и порождает коммуникативную ситуацию. М.П. Котюрова отмечает, что «труд ученого оказывается более продуктивным, если потребители нового знания, т.е. читатели текста, овладевают открытой истиной с наименьшими интеллектуальными затратами»10. Иными словами, в научном тексте обязательно должно содержаться «новое знание», под которым мы понимаем информацию, изложенную в вашем тексте впервые (ведь иначе зачем читать ваш текст?), но это знание должно быть структурировано наиболее удобным для читателя образом, чтобы он смог понять логику научного познания, проследить истоки проблемы и сделать выводы вместе с автором, т.е. поддержать научный диалог.
Эффективным способом представления нового знания в семантической структуре академического текста является его чередование с блоками «старого знания», под которым принято понимать информацию, полученную ранее вами или другими исследователями.
Таким образом, семантическая структура академического текста представляет собой систему отношений между старым и новым знанием. Расположение блоков должно обеспечивать эффективный научный диалог, делая труд автора полезным для читателей и науки в целом.
ВОПРОС 2
Мы уже отмечали, что старое знание аккумулирует научную информацию, включая текст в диалог с читателем и с другими научными текстами. Подробно описаны типы и функции старого знания в учебном пособии М.П. Котюровой и Е.А. Баженовой
11. Исследователи приводят примеры и способы включения в текст старого знания, отмечая возможность его представления в виде:
-
понятия; -
дефиниции; -
умозаключения; -
выводного суждения.
К основным функциям старого знания относят следующие12:
-
представление предпосылочного знания и выражение преемственности; -
фиксация недостаточности старого знания; -
анализ старого знания и его методов; -
соотнесение собственных результатов с результатами других ученых; -
аргументация собственной позиции с опорой на старое знание; -
представление информации об авторе старого знания; -
демонстрация принадлежности к определенному научному направлению.
ВОПРОС 3
Основными источниками старого знания являются научные статьи, монографии, диссертации, словари и справочники, энциклопедии и другие нормативные издания.
Остановимся на одном из самых важных источников – научном журнале. Сегодня, количество журналов и публикуемых в них статей растет очень быстро. Так, в научной электронной библиотеке E-library индексируется 69940 научных журналов, из которых в перечень ВАК входит 3152 журнала, а в ядро РИНЦ – 29143. Как же разобраться в таком многообразии?
Основным государственным органом, регулирующим присуждение ученых степеней и контролирующим аттестацию научных работников, является Высшая аттестационная комиссия (ВАК). На сайте ВАК опубликован перечень рецензируемых журналов, в которых должны быть представлены результаты научных исследований. Эти журналы называют «ваковскими» или журналами из списка ВАК. К текстам, публикуемым в таких журналах, предъявляются серьезные требования, а в редколлегию, как правило, входят авторитетные ученые.
Информационная система, в которой собрана аналитическая и статистическая информация о научных публикациях, называется российским индексом научного цитирования (РИНЦ). Статьи из ваковских журналов тоже проходят рецензирование и попадают в РИНЦ, т.е. публикация в любом журнале из перечня ВАК – это и РИНЦ-публикация, но не всегда статья из списка РИНЦ – это ваковская статья.
Узнать информацию о журнале или конкретной публикации можно на сайте научной электронной библиотеки E-library. Этот ресурс позволяет:
-
искать литературу по интересующей теме, ключевым словам или автору; -
знакомиться с полнотекстовым вариантом статьи (если у статьи/издания отмечен открытый доступ); -
изучать реферативное описание издания; -
формировать собственные подборки публикаций; -
анализировать собственную научную деятельность (если вы зарегистрированы в библиотеке как автор).