Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 798

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение

внутреннего распорядка исправительных учреждений, Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими и др.).

Принципы уголовно-исполнительного права, следуя его основным идеям, руководящим положениям, пронизывая его институты и нормы, обладая нормативными свойствами, выражают особенности и самостоятельность этой отрасли права. Статья 8 УИК РФ закрепляет общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. К общеправовым принципам уголовно-исполнительного законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом; межотраслевым – дифференциация и индивидуализация исполнения наказания; отраслевым – рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

Функции уголовно-исполнительного права также являются признаком его самостоятельности. Впервые эту идею высказал профессор М.П. Мелентьев. В функциях уголовно-исполнительного права выражаются его сущность, социально-политическое назначение, способ организации общественных отношений, а главное – служебная роль и основные социальные задачи. Так, уголовно-исполнительному праву свойственны следующие функции: выражение и реализация уголовно-исполнительной политики; установление и конкретизация правового статуса субъектов карательно-воспитательного процесса; конкретизация уголовно-правовой кары; установление и закрепление системы мер исправительного воздействия на осужденных и др. Никакой другой отрасли права данные функции не свойственны, поэтому они являются одним из признаков самостоятельности уголовно-исполнительного права.

Еще один признак самостоятельности уголовно-исполнительного права – особая система санкций (мер ответственности) за нарушение норм права, которая включает меры взыскания и меры материальной ответственности, применяемые к осужденным и обладающие определенной спецификой.

Таким образом, методы правового регулирования, система норм, функции уголовно-исполнительного права и санкции, применяемые за нарушение его норм, в совокупности образуют специфический юридический режим правового воздействия на общественные отношения, складывающиеся при исполнении наказаний, и подтверждают самостоятельность уголовно-исполнительного права.


Итак, уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, призванная регулировать общественные отношения, складывающиеся при исполнении всех видов наказаний. Оно занимает определенное место в системе российского права и тесно связано с другими отраслями права, прежде всего с уголовным и уголовно-процессуальным правом.

Базовым в уголовно-правовом комплексе является уголовное право. Оно формирует понятие, цели, виды наказаний, основания освобождения от них, сущность наказаний и т. п. Иначе говоря, оно определяет основные юридические категории, типовые особенности юридического инструментария, используемого уголовно-исполнительным правом. Так, цели уголовного наказания закрепляются как цели уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1 УИК РФ), некоторые принципы уголовного закона – как принципы уголовно-исполнительного законодательства (ст. 8 УИК РФ), классификация преступлений – как классификация осужденных и т. д.

Можно сказать, что уголовно-исполнительное право по отношению к уголовному праву выполняет служебную функцию, то есть выступает в роли процедурного права по отношению к материальному (уголовному) праву. Нормы уголовного права могут быть реализованы и уголовно-процессуальным правом, однако это происходит только при привлечении лица к уголовной ответственности, назначении наказания. После вступления приговора суда в законную силу начинает действовать уголовно-исполнительная процедура, устанавливающая порядок реализации диспозиции охранительной уголовно-правовой нормы, прав и обязанностей субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.

Уголовно-исполнительное право осуществляет процедуры, а не процесс реализации прав и обязанностей, в нем закреплены процедурные, а не процессуальные нормы. Основным отличительным признаком процессуальных норм является то, что они предназначены для применения санкций – удовлетворения потребности в правосудии и других формах правовой защиты.

Нормы уголовного и уголовно-исполнительного права наиболее тесно соприкасаются при решении вопросов досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания. Первые устанавливают основания освобождения, а вторые – порядок представления осужденных к освобождению (написание характеристики, рассмотрение вопроса на комиссии исправительного учреждения, представление начальника колонии в суд).

Так же тесно соприкасаются нормы этих отраслей права при проведении классификации осужденных. Классификация преступлений, предусмотренная нормами уголовного права и служащая назначению наказания, имеет приоритетное значение для классификации осужденных во время отбывания ими наказания. Уголовно-правовыми критериями классификации являются: характер и степень общественной опасности совершенного преступления, форма вины, наличие судимости, отбывание в прошлом лишения свободы. Уголовно-исполнительная классификация строится на основе уголовно-правовой и связана с поведением осужденных в период отбывания наказания и необходимостью их раздельного содержания в различных учреждениях и внутри учреждения. Ее цель – обеспечить дифференцированное исполнение наказания и исключить возможность влияния одних осужденных на других.



При соприкосновении норм уголовного и уголовно-исполнительного права важно то, что первое определяет сущность наказания, а второе – их содержание (условия отбывания наказания осужденными). Поэтому уголовный закон делегирует уголовно-исполнительному закону полномочия определять правоограничения для осужденных, устанавливая при этом пределы правоограничений.

Таким образом, вид (существо) наказания, его размер (срок), строгость определяются в соответствии с нормами уголовного права, а правоограничения (содержание) – с нормами уголовно-исполнительного права, в которых наказание материализуется, конкретизируется, то есть наполняется определенным карательным содержанием.

Уголовно-правовые отношения, возникшие на основе применения уголовно-правовой нормы, существуют до, во время и после исполнения наказания, вплоть до погашения и снятия судимости. Применение этой нормы осуществляется в соответствии с нормами уголовно-процессуального права, а исполнение – уголовно-исполнительного права. А.И. Санталов утверждает: «Нормы уголовного права сами по себе, так сказать «в чистом виде», не действуют, они применяются лишь в совокупности уголовного процесса и исправительно-трудового права».

Подобная логика рассуждений приводит еще к одному выводу: охранительная уголовно-правовая норма реализуется также в совокупности с нормами административного права. Как известно, к лицу, имеющему судимость, после отбывания наказания могут быть применены правоограничения, меры административного принуждения и воспитания.

В процессе обеспечения реализации охранительной уголовно-правовой нормы уголовно-исполнительное право соприкасается не только с уголовным, но и с уголовно-процессуальным и административным правом.

Уголовно-процессуальные нормы вступают в действие с момента совершения лицом преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ) и действуют вплоть до вступления приговора суда в законную силу, после чего начинают действовать нормы уголовно-исполнительного права, то есть процесс привлечения к уголовной ответственности переходит в процесс ее реализации, в результате чего возникают комплексные процессуально-исполнительные правоотношения, субъектами которых являются осужденные, суды, администрация следственных изоляторов, учреждений и органов, исполняющих наказания. На этом этапе решаются вопросы приведения в исполнение обвинительного приговора суда, когда осужденный переходит в правовое положение лишенного свободы.


Например, суд следит за действиями административных органов до окончательного приведения приговора в исполнение (ч. 5 ст. 393, 397 УПК РФ, ст. 20 УИК РФ). Эти органы определяют осужденному место отбывания наказания, отправляют его туда, извещают об этом родственников, осуществляют прием осужденных в исправительное учреждение (ст. 393, 394 УПК РФ; ст. 75, 76, 79 УИК РФ), ставят их на учет. Одновременно осужденному предоставляется возможность получить свидание с родственниками, распорядиться личными вещами и ценностями, уведомить родственников через администрацию учреждения о месте отбывания наказания (ст. 395 УПК РФ; § 2 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).

Взаимодействие норм уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права происходит при определении порядка досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания, замены лишения свободы более мягким видом наказания, перевода осужденных из колоний в тюрьму и обратно, из колоний в колонии-поселения и обратно и т. д. Нормы уголовно-исполнительного права определяют порядок представления материалов на изменение вида учреждения и досрочного освобождения, а нормы уголовно-процессуального права регулируют деятельность судов по вынесению соответствующих определений.

Исполнение приговора (веления суда об исполнении предназначенного им наказания) определяет процесс исполнения наказания и таким образом связывает уголовно-исполнительное право с уголовно-процессуальным. Эта связь наблюдается в начале процесса исполнения наказания, а связь с административным правом – в конце. Например, административный надзор за освобожденными из мест лишения свободы устанавливается на основе норм уголовно-исполнительного права, а осуществляется в соответствии с нормами административного права. После освобождения осужденных организуется целенаправленная работа по закреплению результатов их исправления, что предусмотрено нормами обеих отраслей права, то есть реализуется их предупредительная функция. Уголовно-исполнительное право связано с административным правом и в сфере управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, прохождения службы сотрудниками этих органов, применения ими физической силы, спецсредств и оружия к осужденным и т. д.

Очень часто уголовно-исполнительное право пересекается с такими отраслями права, как конституционное, трудовое, гражданское, семейное и др. Например, труд осужденных к исправительным работам полностью регулируется трудовым законодательством, за исключением положений, связанных с ограничениями, предусмотренными уголовно-исполнительным законодательством (это может быть установление особого порядка устройства и увольнения с работы или ограничение в заработной плате). Трудовое право регламентирует также труд рабочих и служащих исправительных учреждений, устанавливает общие правила охраны труда и техники безопасности в производственных структурах исправительных учреждений и т. д.


Связь с конституционным правом отмечается при регулировании правового статуса осужденных. Так, при отбывании лишения свободы остаются без изменения такие конституционные права осужденных к лишению свободы, как равенство перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), право на охрану здоровья и медицинскую помощь, безопасные условия труда (ст. 37, 41), право на охрану достоинства личности, свободу от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 21) и др.

Нормы уголовно-исполнительного и гражданского права применяются при привлечении осужденных к материальной ответственности. Так, согласно ст. 102 УИК РФ в случае причинения во время отбывания наказания материального ущерба государству или физическим и юридическим лицам действиями, не связанными с исполнением трудовых обязанностей, осужденные несут материальную ответственность в рамках, предусмотренных гражданским законодательством РФ. Вместе с тем осужденные не лишаются гражданско-правового статуса, хотя наложенное наказание может ограничить их в некоторых правах и обязанностях.

Нормы семейного права применяются при заключении осужденными браков и в других случаях.

Таким образом, уголовно-исполнительное право как самостоятельная отрасль права тесно связана с другими отраслями права, так как при исполнении наказания сохраняется общегражданский статус осужденного к лишению свободы.

Вопрос 5. Наука уголовно-исполнительного права.

Наука уголовно-исполнительного права - отдельная область человеческих знаний о закономерностях и основных свойствах правового регулирования исполнения наказаний и определения использования основных средств исправления осужденных для наиболее эффективного достижения цели наказания.

Наука уголовно-исполнительного права:

  1. изучает весь комплекс социально-политических, экономических, правовых, нравственных, психолого-педагогических проблем, возникающих в сфере исполнения уголовного наказания;

  2. выявляет тенденции и закономерности, складывающиеся в процессе правоприменительной деятельности по исполнению приговоров судов к различным видам наказаний;

  3. представляет свои предложения по совершенствованию данной отрасли законодательства и практики его применения.