Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 818

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение

лишением свободы мер права правонарушителя не должны ограничиваться в большей степени, чем это санкционировано компетентным органом, вынесшим первоначальное решение. Не связанные с лишением свободы меры исключают проведение медицинских или психологических экспериментов над правонарушителем или неоправданный риск причинения ему физической или душевной травмы. В процессе применения таких мер соблюдается право правонарушителя на личную жизнь, а также на личную жизнь его семьи.

Личное дело (досье) правонарушителя должно вестись строго конфиденциально. Доступ к нему ограничивается лицами, непосредственно занимающимися рассмотрением дела правонарушителя, либо другими должным образом уполномоченными лицами. При назначении и исполнении мер, не связанных с лишением свободы, правонарушитель должен иметь возможность подавать запросы или жалобы в независимые органы. "Токийские правила" предусматривают ряд конкретных мер, которые могли бы применяться в качестве альтернатив реальному лишению свободы. Например, условное освобождение (осуждение), отсрочка, домашний арест, штраф и т.д.

Значительное, внимание Правила уделяют надзору за правонарушителями, который имеет целью "сократить рецидивы правонарушений и содействовать такому включению правонарушителя в жизнь общества, которое свело бы к минимуму вероятность повторного совершения преступлений". В рамках мер, не связанных с лишением свободы, должны осуществляться такие мероприятия, как индивидуальная работа, групповая терапия, программы по месту жительства правонарушителей.

Особое значение придается квалификации персонала, ведущего работу с осужденными без лишения свободы. Отмечается необходимость обеспечить его профессиональную подготовку, соответствующее служебное положение, надлежащие оклады и льготы и "предоставлять широкие возможности для продвижения по службе".

Вместе с тем необходимо поощрять участие общественности, ко­торое "следует рассматривать как предоставляемую членам общества возможность внести свой вклад вдело защиты интересов общества". Добровольцы, участвующие в работе с осужденными, должны пройти необходимую подготовку, страховаться против несчастного случая, телесного повреждения при выполнении своих обязанностей. Им необходимо возмещать "дозволенные расходы, которые они несут при выполнении своей работы".


В целом «Токийские правила» имеют весьма перспективное значение в свете поиска и реализации альтернатив реальному лишению свободы, хотя в отечественной практике пока пропагандируются крайне слабо.

Минимальные стандартные правила ООН по обращению с заключенными (далее - МСП) (1955) и Европейские тюремные правила (2006) схожи, и в тоже время эти два документа существенно различаются.

Первые известны практически каждому сотруднику уголовно-исполнительной системы, по крайней мере, они больше на слуху. Но в последнее время от Правил ООН не отстают и ЕТП.

Существенное отличие указанных международных стандартов в том, что МСП носят в большей степени рекомендательный характер, а ЕТП – называют в европейских государствах «мягким законом», из чего можно сделать вывод, что закон хоть и «мягкий», а выполнять его необходимо.

Европейские тюремные правила включают в себя 108 правил и следующие части:

Часть I Основные принципы

Часть II Условия тюремного заключения

Часть III Охрана здоровья

Часть IV Внутренний распорядок

Часть V Администрация и персонал

Часть VI Инспекция и надзор

Часть VII Заключенные, дела которых еще не рассмотрены в суде

Часть VIII Цель режима для осужденных заключенных

Часть IX Обновление правил

В ЕТП предусмотрены более подробные условия приема заключенных в места лишения свободы, а также подробное описание «идеальных» микросоциальных условий содержания осужденных (гигиена, одежда и постельные принадлежности, питание, организация досуга и занятий физическими упражнениями, охрана здоровья). Помимо организации надлежащих условий содержания заключенных, необходимо предусмотреть возможность контактов заключенных с внешним миром, не только с целью поддержания социально-полезных связей, но и установления адекватных контактов с тем, чтобы избежать возникновения у заключенного состояния фрустрации.

Правила предусматривают обязательную трудовую деятельность заключенных в местах лишения свободы, что не признается международным сообществом принудительным трудом, также заключенные могут продолжить свое образование, для чего в учреждениях им предоставляются соответствующие возможности и условия.



В Правилах предусмотрено раздельное содержание различных категорий заключенных (женщин, несовершеннолетних, иностранных граждан).

Внутренний распорядок в пенитенциарных учреждениях организуется с учетом требований режима, безопасности и дисциплины (Правило 49). В случае дисциплинарных нарушений к заключенным, согласно ЕТП, могут быть применены меры взыскания, а также в случае самообороны или в случае попытки побега, или активного или пассивного физического сопротивления, персонал может применить силу (Правило 64) с соблюдением соответствующих, возникшей ситуации, обстоятельств.

В ЕТП 2006 года уделяется достаточно много внимания вопросам организации и управления пенитенциарными учреждениями, предъявляемые требования к подбору и подготовке персонала, что не может не сказаться положительным образом на пенитенциарные системы тех государств, которые применяют в своем национальном законодательстве ЕТП. Также в рассматриваемом документе предусматривается государственный и общественный контроль за деятельностью пенитенциарных учреждений, что позволит выявить существующие недостатки и более эффективно их преодолеть.

В Правилах помимо заключенных, затрагивается вопрос, связанный с регулированием порядка и условий отбывания наказания осужденными (часть VIII), где предусматривается организация режима, привлечение осужденных к трудовой деятельности и обучение их, и все с целью улучшения жизненных перспектив осужденных после отбытия наказания.

Документы Совета Европы в сфере исполнения наказания и обращения с правонарушителями

Конвенции

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

2. Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинства обращения или наказания.

3. Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания.

4. Конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями.

Резолюции Комитета Министров

1. Об обращении с заключенными, отбывающими длительные сроки лишения свободы. Resolution (76)2. Принята Комитетом Министров 17 февраля 1976 г. на 254 пленарном заседании.

2. О труде в тюрьмах. Resolution (75)25. Принята Комитетом Министров 18 сентября 1975 г. на 248 пленарном заседании.


3. О практическом применении мер надзора и постпенитенциарного контроля за условно осужденными или условно освобожденными. Resolution (70)1. Принята Комитетом Министров 20 апреля 1970 г.

4. Правовое положение, отбор и подготовка руководителей пенитенциарных учреждений. Resolution (68)24. Принята Комитетом Министров 20 сентября 1968 г.

5. Исследование личности правонарушителя и тюремного сообщества в целом. Resolution (67)5. Принята Комитетом Министров 4 марта 1967 г.

6. Правовое положение, набор и обучение тюремного персонала. Resolution (66)26. Принята Комитетом Министров 30 апреля 1966 г.

7. Избирательные, гражданские и социальные права заключенных. Resolution (62)2. Принята Комитетом Министров 1 февраля 1962 г.

Рекомендации Комитета Министров государствам-членам Совета Европы

1. «О применении содержания под стражей, условиях его осуществления и о предупреждении насилия» Rec (2006)13. Принято Комитетом Министров 27 сентября 2006 г. на 974 пленарном заседании.

2. «Европейские тюремные правила» Rec (2006)2. Приняты Комитетом Министров 11 января 2006 г. на 952 пленарном заседании.

3. «Об управлении администрацией тюрем для содержания осужденных пожизненно или отбывающих длительные сроки лишения свободы» Rec (2003)23. Принято Комитетом Министров 9 октября 2003 г. на 855 пленарном заседании.

4. «Об условно-досрочном освобождении» Rec (2003)22. Принято 24 сентября 2003 г. Комитетом Министров на 853 пленарном заседании.

5. «О сотрудничестве в сфере предупреждения преступности» Rec (2003)21. Принято 24 сентября 2003 г. Комитетом Министров на 853 пленарном заседании.

6. «О совершенствовании применения Европейских правил в отношении общественных санкций и мер» Rec (2000)22. Принято 29 ноября 2000 г. Комитетом Министров на 731 пленарном заседании.

7. «В отношении переполненности тюрем и сокращении тюремного населения» Rec (99)22. Принято 30 сентября 1999 г. Комитетом Министров на 681 пленарном заседании.

8. «В отношении этических и организационных аспектов здравоохранения в тюрьме» Rec (98)7. Принято 8 апреля 1998 г. Комитетом Министров на 627 пленарном заседании.

9. «О персонале, занимающемся исполнением наказаний и иных мер» Rec (97)12. Принято 10 сентября 1997 г. Комитетом Министров на 600 пленарном заседании.

10. «О тюремных и криминологических аспектах контроля за инфекционными заболеваниями, включая СПИД, и связанных с этим проблемах здравоохранения в тюрьмах» Rec (93)22. Принято 18 октября 1993 г. Комитетом Министров на 500 пленарном заседании.


11. «О практическом применении Конвенции о передаче осужденных» Rec (92)18. Принято 19 октября 1992 г. Комитетом Министров на 482 пленарном заседании.

12. «Европейские правила об общественных санкциях и мерах » Rec (92)16. Принято 19 октября 1992 г. Комитетом Министров на 482 пленарном заседании.

13. «Об обучении в тюрьмах» Rec (89)12. Принято 13 октября 1989 г. Комитетом Министров на 429 пленарном заседании.

14. «Об осужденных иностранных гражданах» Rec (84)12. Принято 21 июня 1984 г. Комитетом Министров на 374 пленарном заседании.

15. «Об исполнении наказаний и обращении с осужденными, склонными к правонарушениям» Rec (82)17. Принято 24 сентября 1982 г. Комитетом Министров на 350 пленарном заседании.

16. «Об отпусках осужденных» Rec (82)16. Принято 24 сентября 1982 г. Комитетом Министров на 350 пленарном заседании.

17. «О применении Европейской Конвенции о контроле за условно осужденными и условно освобожденными» Rec (79)14. 14 июня 1979 г. Комитетом Министров на 306 пленарном заседании.