Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1030

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

области местного самоуправления.

Первая концепция отражает взгляды представителей общественных наук онегосударственной природеместного самоуправления. Она восходит своими корнями к общественной теории местного самоуправления, которая рассматривает его как неотъемлемый элемент структуры гражданского общества, а местные сообщества в качестве полноправных субъектов местного самоуправления.

В основе второй концепции лежат представления исследователей о местномсамоуправлениикакнеотъемлемомэлементегосударственногоуправлениястраной,принципе организации (децентрализации) и форму (подсистема) публичной власти в государстве.

Возможен третий подход, в котором речь идет о дуалистической (двойственной) природе местного самоуправления.

Несмотря на различие взглядов в определении исследуемого понятия, можно дать обобщенную характеристику особенностей данного социального явления. Местное самоуправление можно рассматривать как форму народовластия, т.е. вид местной публичной власти и как институт гражданского общества.

Местное самоуправление представляет собой, прежде всего, политическую,анетолькоадминистративную форму организацииуправления. Местное самоуправление – это пространство, где граждане учатся действовать политически. Политика особая форма господства, а именно: господства граждан над такими же гражданами.177 (2) В политическом плане местное самоуправление открывает возможность членам местного сообщества управлять своими делами
либо осуществлять это посредством выборных и других формируемых ими же органов.

Местное самоуправление играет важную роль в обеспечении политической стабильности. Речь идет об автономизации местного уровня власти и заранее заданной социальной направленности ее деятельности, что позволяет максимально отстранить его от участия в политических конфликтах, происходящих на высших уровнях государственной власти. С другой стороны, несмотря на указанную внутреннюю "аполитичность", местное самоуправление можно рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов в отношениях между федеральными и региональными органами государственной власти.178




177 Оффердал О. Политика и проблемы организационного дизайна в местном самоуправлении // Полис. – 1998. - 1. – С.58,59.

178 Герасимов А.В. О системном подходе к местному самоуправлению // Проблемы местного самоуправления. – 2004. - 1(9). – С.9-10.

Как элемент гражданского общества местное самоуправление занимает сферу общественных отношений, которая связана как государственными структурами, так и со структурами гражданского общества.

Непосредственная связь местного самоуправления со структурами гражданского общества обусловлена природой и сущностью местного самоуправления. Любой институт власти и гражданское общество представляют две взаимосвязанных между собой равноправных составляющих, приобретающих смысл только в своем совместном существовании.

Общиепризнакигосударстваиместногосамоуправления.Можно выделить следующие основные общие признаки государства и местного самоуправления. К ним

можно отнести: общий единый источник власти в лице народа, наличие самостоятельной организации власти, территории ее деятельности, общих полномочий, связанных с правовым регулированием и обеспечением общественной безопасности, и т.п.

Обратим внимание на общие социально-экономические, духовные и политико- правовые основы, на которых строятся государство и местное самоуправление в гражданском обществе. Речь идет о его демократическом, правовом характере, признании человека, его прав и свобод высшей ценностью; равенстве прав, свобод и обязанностей граждан на территории государства. Государство и местное самоуправления функционируют в условиях, обеспечивающих единое экономическое пространство и финансовую самостоятельность, признание и защиту всех форм собственности, политическое и идеологическое многообразие и т.д.

    1. Самостоятельность местного самоуправления как основополагающий принцип взаимоотношений государства и местного самоуправления


Как же соотносятся между собой государство и местное самоуправление? На каких принципах формируются и развиваются отношения между ними? Как государство определяет статус местного самоуправления, гарантирует и обеспечивает его самостоятельность? Может ли государство осуществлять контроль за местным самоуправлением и в каких формах?

При изучении данного аспекта отношений между государством и местным самоуправлением возникает немало вопросов. Не меньше проблем встает перед исследователями при их изучении, так как по некоторым из них в общественных науках нет
единого мнения.

Основополагающимпринципомвзаимоотношенийгосударства и местного самоуправления является принципсамостоятельностиместногосамоуправления.

В современном российском обществе он нашел свое закрепление в статье 12 Конституции Российской Федерации. Государство признает и гарантирует местное самоуправление. В пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Принцип самостоятельности не провозглашает независимость местного самоуправления от государства. Речь идет о формировании такой системы отношений между ними, которая обеспечивала самостоятельность местного самоуправления в осуществлении возложенных на него функций по решению вопросов жизнедеятельности




местных сообществ в рамках законодательства и муниципальных нормативных правовых актов.

С другой стороны, данная система отношений предусматривает обязательное и непосредственное участие государства в регулировании местного самоуправления как вида местной публичной власти и элемента конституционного устройства страны. К примеру, государство может наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, регулировать правовой статус местного самоуправления, осуществлять контроль за соблюдением и исполнением органами местного самоуправления законов и решений органов государственной власти и т.п.

Современное федеральное законодательство в области местного
самоуправления позволяет говорить о весьма относительном характере его «отделения» от государства.

Принцип самостоятельности является одновременно конституционной гарантией государства в осуществлении местными сообществами, гражданами своего права на местное самоуправление, выступающего в качестве неотъемлемого элемента гражданского общества. Эта система призвана гарантировать, с одной стороны, не вмешательство государства в деятельность муниципальной власти, если она не противоречит федеральным и региональным законам, местным нормативным правовым актам.

Самостоятельность местного самоуправления ограничена пределами его полномо- чий. В этих пределах органы местного самоуправления и население непосредственно принимают решения, не согласовывая их с органами государственной власти и не представляя на утверждение этих органов. Они свободны в выборе вариантов своих решений, путей достижения намечаемых целей.

Важнейшим условием реализации принципа самостоятельности местного самоуправления является обеспечение государством гарантий этой самостоятельности. Речь идет, прежде всего, о законодательном обеспечении гарантий финансово- экономической, функциональной и организационной самостоятельности местного самоуправления и их реальном воплощении в практике государственного и муниципального управления.

Финансово-экономическаясамостоятельностьместногосамоуправления. Во- первых, она гарантируется государством его равным отношением к муниципальной