Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 1043
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках
4. Теории местного самоуправления
ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании
Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании
Тема 6. Представительный орган местного самоуправления
Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления
Глава муниципального образования
Руководитель представительного органа местного самоуправления
ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении
Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе
ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Во-вторых, финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством, если оно обеспечивает бюджетно-финансовую автономиюместногосамоуправления.На каждом уровне местного самоуправления, в каждом муниципальном образовании, муниципалитете, коммуне, общине предусматривается наличие своего бюджета. Пределы реальной финансовой самостоятельности местного самоуправления определяется наличием финансовых ресурсов соразмерных его
компетенции. Задача государства состоит в создании условий, позволяющих местному самоуправлению осуществлять возложенные на функции по обеспечению жизнедеятельности местных сообществ.
В-третьих, финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления связана с созданием полноценного механизма регулирования межбюджетных отношений, обеспечивающего право муниципальных образований, муниципалитетов право самостоятельного установления и сбора местных налогов и сборов в пределах, установленных законом. Между тем способность органов местного самоуправления взимать собственные налоги является символом их
автономии. Устанавливая местные налоги, органы местного самоуправления берут на себя обязательства перед населением. Эти обязательства являются формой ответственности перед гражданами в том, что касается предоставления услуг. Наличие собственных налоговых поступлений позволяет органам местного самоуправления рассчитывать свои финансовые ресурсы на долгосрочную перспективу.
Офункциональнойсамостоятельностиместногосамоуправления.Под функциональной самостоятельностью местного самоуправления понимается правовое признание и реальное обеспечение государством сферу компетенции муниципальной власти, что предполагает разграничение функций государственной власти и местного самоуправления.
Опыт практической реализации рассматриваемого вопроса в Российской Федерации на начальной стадии становления местного самоуправления оказался не совсем удачным. В предложенной концепции разграничения сфер муниципальной и государственной власти в федеральном законе от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общая компетенция органов местного самоуправления рассматривалась сквозь призму предметов ведения или воп- росов местного значения.
Это привело к тому, что компетенция местного самоуправления была сведена к компетенции ее органов. Вряд ли можно согласиться с таким подходом в позиции законодателей, так как первое понятие более широкое и емкое по своему содержанию, чем второе. Это - во-первых. И,
во-вторых, содержание предметов ведения, сформулированных в законе, не разграничивали сферу деятельности органов муниципальной и органов государственной власти, ибо оказались по своему содержанию совместными.
В новой редакции федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены существенные изменения. Сохранен подход к рассмотрению функциональной характеристике местного самоуправления. В целях решения вопросов местного значения конкретизированы отдельные права и обязанности органов местного самоуправления. Рассмотрены возможности установления других полномочий согласно положениям настоящего федерального закона и уставами муниципальных образований.
Присутствие государства в местном самоуправлении осуществляется:
-
через возможность прямого наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; -
органы государственной власти теперь вправе в определенных случаях выполнять отдельные полномочия органов местного самоуправления.
Организационнаясамостоятельностьместногосамоуправлениявыражается в создании местными сообществами муниципальной (земской) организации местного самоуправления. С одной стороны, данная организация призвана решать вопросы местного значения и выполнять переданные отдельные государственные полномочия, а с другой – создавать для реализации каждым гражданином и местными сообществом в целом своего права на осуществление местного самоуправления.
Одним из условий гарантированной государством организационной
самостоятельностиместного самоуправления является непосредственное участие населения в определении структуры муниципальной организации местного самоуправления, и, прежде всего, структуры органов местного самоуправления.
В Конституции Российской Федерации 1993 года норма о субъекте права определения структуры органов местного самоуправления получила свое закрепление.
Однако государство оставило за собой право регулировать данный вопрос. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации по делу конституционности ряда положений Устава — основного закона Читинской области установлены возможности для ограничения самостоятельности населения в данном вопросе. В нем записано, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, но только в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации, устанавливающими общие принципы организации местного самоуправления.
В новой редакции федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законодатель определил обязательные основные элементы структуры органов местного самоуправления. Население от определения важнейших составляющих структуры органов местного самоуправления отстранено. Оно вправе определять в этой структуре только контрольные и иные органы.
В качестве еще одной конституционной гарантии организационной самостоятельности
местного самоуправления в Российской Федерации выступает положение статьи 12 Конституции Российской Федерации оневхожденииоргановместногосамоуправлениявсистемуоргановгосударственной власти.
Это означает, что органы государственной власти и их должностные лица не вправе вмешиваться в процесс формирования органов местного самоуправления, осуществляемый населением или избранными им представительными органами местного самоуправления.
Вместе с тем в новой редакции федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.4 статья 34) содержатся нормы, расширяющие возможности органов государственной власти участия в этом процессе. Принципиально допускается участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления. Возможность такого участия предусмотрена порядком назначения конкурсной комиссии, в обязанности которой должен входить подбор кан- дидатов на должность главы местной администрации. Согласно закону при формировании комиссии в муниципальном районе (городском округе) одна треть комиссии назначается
законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Федерации.
-
Подходы к разработке основных направлений государственной политики по развитию местного самоуправления
На начальном этапе становления местного самоуправления в российском обществе государство ориентировалось