Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1049

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

до заключения официальных договоров между администрацией и общественными организациями, представляющими отдельные социальные группы местного сообщества.

Третий тип отношений - полное отсутствие исполнения органами местной власти своих функций. Он также содержит в себе, как минимум, две модели. В рамках одной из них полное безвластие приводит к диалогу всех остальных акторов в попытке повлиять друг на друга. Пространством такого диалога становятся местные СМИ. Однако все усилия оказываются напрасными, поскольку некому принимать окончательные решения. При реализации другой модели в экономически весьма благоприятных условиях местное сообщество вообще никак не реагирует на отсутствие власти, хотя в интервью выражают озабоченность многими местными проблемами.


    1. Механизмы привлеченияместныхсообществигражданк участию вмуниципальномуправлении


Наиболее распространенными формами взаимодействия местных сообществ и властей являются:

  • участие общественных организаций жителей в обсуждении планов социального развития и местного бюджета;

  • общественная экспертиза законодательных документов и распоряжений местной власти;

  • привлечение органов территориального общественного самоуправления к решению проблем локальных территорий, делегирование полномочий организациям ТОС;

  • привлечение предпринимательских и финансовых кругов к развитию территории;

  • привлечение некоммерческих организаций к участию в отдельных акциях;

  • традиционное информирование граждан о работе органов власти;

    • использование различных форм механизма социального партнерства посредством проведения конкурсов социальных проектов, организации социального муниципального заказа и др.171





      1. Механизмывзаимодействияоргановместногосамоуправлениясорганамитерриториальногообщественного самоуправления


Основными направлениями взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления могут быть:

  • вопросы развития территории: составление планов, программ совместной деятельности;

  • вопросы эффективного использования местных ресурсов: разработка и согласование механизмов выполнения программ совместной деятельности по комплексному развитию территории;

  • координация деятельности по работе с детьми, подростками, социально незащищенными слоями и т.п.;

  • контроль за содержанием жилищного и нежилищного фонда, работой предприятий социальной и бытовой инфраструктуры;

  • проведение разъяснительной работы среди населения, информирование население о проводимых мероприятиях.172




      1. Взаимодействиеместнойвластиигражданвградостроительнойдеятельности

Граждане и их объединения имеют возможность активного участия в градостроительной деятельности и осуществления общественного контроля за работой органов муниципальной власти данной сфере.

В соответствии с конституционными положениями местные сообщества, отдельные граждане имеют право:

  • на получение достоверной, полной и своевременной информации от органов местного самоуправления о принятых ими решениях в области градостроительной деятельности и связанных с воздействием на состояние среды обитания;

  • обсуждение, внесение предложений и участие в подготовке градостроительных решений в форме собраний (сходов), общественных слушаний и т.п.;

  • проведение независимых экспертиз градостроительной документации за счет собственных средств, которые могут использоваться для обжалования в суд или







171 Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2005. С.158; Местное сообщество: содержание, опыт деятельности: Учебное пособие для студентов вузов, работников МСУ, населения / Под ред. И.Е. Кокарева. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2005. С.27.

172 Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2005. С.157

арбитражный суд градостроительной проектной документации и заключений по ним органов государственной экспертизы;

  • компенсацию в административном порядке вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате осуществления градостроительных решений, повлекших за собой ухудшение среды жизнедеятельности, и привлечение к ответственности должностных лиц, принявших такие решения.173




      1. Моделиинформационноговзаимодействияоргановместногосамоуправленияиместныхсообществ


Можно выделить несколько моделей механизма информационного взаимодействия местной власти с местными сообществами.

  1. Манипулятивнаямодель- манипуляция общественным мнением, его однонаправленная обработка для достижения целей органов местной власти. В условиях становления местного самоуправления такой подход к информированию местного населения со стороны муниципальной власти имеет место. Однако в процессе формирования механизма взаимодействия между местными сообществами и местной властью модель манипуляции общественным мнением ущербна для органов муниципальной власти. Она в конечном итоге может привести к недоверию населения к их деятельности.

  2. Модель информирования. Этой модели характерен переход от пропагандистского с элементами рекламы воздействия к информированию местного населения в целях разъяснения намерений органов местного самоуправления, главы муниципального образования и реализации поставленных целей и задач в социально-экономическом развитии муниципального образования. Это необходимо для того, чтобы местные сообщества правильно воспринимали действия местной власти, адекватно реагировали на них, положительно относилась к ее деятельности. Правда, нельзя не заметить, что органы местного самоуправления используют для достижения поставленных целей пропагандистско-рекламные элементы в информационном взаимодействии с местными сообществами.

  3. Модель взаимопонимания. В этом случае речь уже идет не только о стремлении быть правильно понятыми, но и понять других, их интересы.

  4. Модель социального партнерства. Наиболее зрелая модель, ориентированная на изучение, анализ и осмысление общественного мнения и социальной среды в целом, установление взаимно-ответственных партнерских отношений органов местной власти с местными сообществами, СМИ, общественными организациями, неорганизованной общественностью.


Инструментами для организации социального взаимодействия являются: систематическая работа с новостной информацией (взаимодействие со СМИ); издание муниципальной газеты; проведение мероприятий, акций; использование интернет- технологий в интерактивной работе с населением; личные встречи руководителей органов муниципальной власти с населением; информационные и рекламные стенды;




173 Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2005. С.157 С.367.

справочно-информационные материалы; «горячие линии»; справочно-информационные службы; средства массовой информации; библиотеки.

К основным формам обратной связи в социальном взаимодействии, т.е. выражения населением своего мнения о работе муниципальной власти относятся: опросы граждан; письменные и устные обращения граждан; встречи населения с руководителями органов муниципальной власти; «горячая линия», работа с общественными организациями; прием населения.


      1. Общественныйконтрольвмуниципальномобразовании


Общественный контроль осуществляется гражданами, общественными организациями и движениями путем обращения в органы местного самоуправления, в государственные, в судебные и другие органы.

В федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ничего не говорится о праве граждан на осуществление контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Нет статей об общественном контроле в уставах муниципальных образований.

Обращения, гласность, публичные слушания – важные условия контроля, но еще не сам контроль. В то же время в ряде федеральных законов (Об экологической экспертизе,
Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ) содержатся прямые нормы, которые предусматривают участие общественности в принятии соответствующих решений.

Общественный контроль предполагает полную прозрачность и открытость органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и представительного органа.
2.3.Основныенаправленияповышенияэффективностивзаимодействияместнойвластии местногосообществ
При стратегическом подходе происходит изменение технологии муниципального управления. В сфере взаимодействия власти и населения реализация стратегического подхода к муниципальному управлению предусматривает переход:

  • от жесткой административной иерархии к равноправию и сотрудничеству;

  • от поры на административные (принудительные) рычаги власти к опоре на авторитет и влияние власти;

  • от подчинения к пониманию;

  • от пассивного к активному участию населения в решении местных вопросов;

  • от закрытого к открытому характеру деятельности местных органов власти;

  • от социально-корпоративного (лидер и его команда на основе собственных представлений и интересов) к нормативно-правовому характеру принятия решений, к четким регламентам и процедурам.174

Чтоспособствуетконсолидацииместнойвласти,бизнесаиместногосообщества? Прежде всего, это наличие общей цели, которая являлась бы основой




174 Система муниципального управления: Учебник