Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 332

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том,что ученик, выявив свои недостатки, например, неумение дер­жать свое слово, убеждает себя в необходимости изжи­тия этого недостатка, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффектив­нее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, то есть несколько раз проговаривать: "Не­хорошо давать слово и не держать его", "Надо постараться всегда держать свое слово" и т.д.

О важной роли проговаривания намеченной программы саморазвития писал С.Я.Долецкий1:

* Эмпатия — от греч. empatea — сопереживание.

1 Долецкий С.Я. Воспитывай себя //Комсомол, правда. 1978. 28 февр.

483

Я считаю, что в основе процесса самовоспитания ле­жит необходимость самооценки. Надо ясно оценивать соб­ственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо1 составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недо­статках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и лег­ко находим ему оправдание и прощаем себя.Высказанное вслух признание простить себе труднее.

Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на соб­ственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких дей­ствий не будет делать. Например, ученик, который решил покончить со сквернословием, внушает себе, проговаривая вслух: "Я никогда не употреблю плохих слов", "Я не допускаю сквернословия", "Скверные слова позорят того, кто их употребляет" и т.д. Такое самовнушение нужно осуществлять до того времени, пока не будет преодолен этот недостаток. Воздействие самовнушения обусловли­вается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.

Самообязателъство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Он предполагает, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положитель­ное качество, например, аккуратное выполнение домаш­них заданий по математике и языкам, берет на себя обя­зательство не проявлять поспешности, хорошо обдумы­вать порядок выполнения заданных учителем упражне­ний, чтобы не допускать ошибок и поправок. Это само­обязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании. В таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей при­вычки.


Метод самокритики. Сущность его в том, что уче­ник, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению. Например, школьник, обративший внимание на свою небрежность в

484

отношении к учебникам и тетрадям, а также к своему внешнему виду, начинает упрекать себя: "Какой я не­брежный! Надо мной смеются в классе. Небрежность— это же примета бескультурья" и т.д. Естественно, подоб­ную самокритику нужно практиковать до того времени, пока не будет достигнута поставленная цель.

Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в по­ложение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод особенно хорош, когда речь идет о самовоспита­нии отзывчивости к людям, стремления к взаимопомо­щи. Сущность его отражена в самом названии. В процес­се самовоспитания школьник вырабатывает у себя поло­жительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чув­ствам, и таким образом побуждает себя к самосовершен­ствованию. Когда, например, ученик ловит себя на мыс­ли, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам в по­добном положении, он задумывается над тем, чтобы пре­одолеть у себя эти недостатки. Вряд ли найдется школь­ник, которого не шокировала бы грубость и нечестность Собакевича из поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" и не возбуждала бы сочувственного и душевного отношения к людям.

Самопринуждение, или самоприказ. Это очень дей­ственный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные пра­вила поведения, например вставать утром ровно в 7 часов, не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данно­го правила. Проснувшись в указанное время, учащемуся следует заставить себя сразу встать с постели, прогова­ривая вслух или про себя следующие слова: "Немедлен­но вставай! Хватит лежать. Уже 7 часов". Этот метод нужно применять и во многих других случаях, когда ученик чувствует у себя недостаток волевых усилий.

Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступле­ния, нужно обязательно использовать определенные сан­кции по отношению к самому себе и применить то или иное наказание. Например, восьмиклассник, поставив­ший перед собой цель изжить плохие оценки, начал хоро­шо готовиться к занятиям. Но однажды, договорившись


485

со своим другом пойти в кино, не подготовился к заняти­ям и на второй день получил двойку. В порядке самона­казания он лишил себя возможности в следующий раз пойти в кино. В этом смысле исторический интерес пред­ставляет такой факт. Томас Мор, будучи канцлером, то есть премьер-министром Англии, имел в своем рабочем кабинете специальную плеть, которой он "наказывал" себя, когда допускал неверные действия. Пример этот, разумеется, приводится здесь не для копирования. Он имеет значение в том смысле, что когда человек занима­ется самовоспитанием, нельзя обходиться без контроля и определенных санкций в случае отступления от уста­новленных для себя правил и требований.

Таким образом, если представить процесс самовоспи­тания в целом, то в его структуре можно выделить сле­дующие компоненты:

  • критический анализ и самооценку своих недостат­ ков и постановку конкретной цели самовоспитания;

  • разработку программы самовоспитания;

  • определение его методов;

  • аутотренинг, то есть непосредственную работу лич­ ности над собой;

  • самоконтроль.

4. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся. Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и клас­сным руководителям следует активно заниматься его орга­низацией.

Содержание и формы работы по организации самовос­питания могут быть самыми разнообразными. Тут мно­гое зависит от того, насколько сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно относятся к ис­полнению своих педагогических обязанностей. В целом же организация самовоспитания осуществляется по трем основным направлениям:

  • формирование общественного мнения в ученичес­ ком коллективе о необходимости и пользе самовоспита­ ния;

  • оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

  • практическая помощь учащимся в разработке про­ грамм самовоспитания и их реализации.

486

Какой же должна быть эта работа на практике?

Содержание первого направления — формирование об­щественного мнения в ученическом коллективе по воп­росам самовоспитания — состоит в следующем. Не все учащиеся знают, что такое самовоспитание. А те, кото­рые знают, занимаются им втайне от товарищей, сты­дясь этого занятия. Все это нужно иметь в виду и на убедительных примерах и фактах из жизни людей науки и производства убеждать, как важно самому человеку совершенствовать себя, бороться со своими недостатка­ми. Академик П.Я.Кочина в одной из статей писала1:


Да, с собой надо бороться. Себя надо воспитывать, друзья. Если говорить о высоконравственной, совершен­ной личности, то на первый план, мне кажется, надо по­ставить самовоспитание. Раньше я думала, что это несколь­ко эгоистическое занятие. Но потом поняла, что самовос­питание имеет огромное социальное значение. Человек, который сам себя воспитал, может лучше проявить себя, может быть полезен людям.

...Выяви свои слабости, борись с ними. Поставил цель — иди к ней твердо!

Второе направление работы по организации самовос­питания включает проведение этических бесед, обсужде­ние вопросов самовоспитания на ученических собраниях, посвящение им школьных вечеров, встреч со знатными людьми и т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые различные аспекты данной про­блемы: "Что такое самовоспитание", "Как преодолевать свои недостатки", "Методы самовоспитания", "Как работа­ли великие люди над собственным совершенствованием" и др. Полезно, чтобы перед учащимися по этим вопросам выступали не только учителя и классные руководители, но и ученые, врачи, психологи, работники производства, ветераны войны и труда.

Особое значение в организации самовоспитания имеет формирование у учащихся нравственных идеалов. Носи­телем их чаще всего бывает конкретный человек — выдающийся общественный деятель, ученый, военачаль­ник, герой труда. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой верности Родине, на­роду у учащихся будут формироваться нравственные иде­алы, побуждающие их к работе над собой.

Комсомол, правда. 1963. 1 сент.

487

Во многих школах для организации самовоспитания учащихся используют клубные формы работы, в частно­сти клубы самовоспитания. В этих клубах школьники слушают беседы о методах работы над собой, организуют встречи с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, устраивают вечера, оформляют стенды и вит­рины, посвященные вопросам самовоспитания, обсужда­ют методы, с помощью которых можно совершенство­вать свои личностные качества, организуют читательс­кие конференции и т.д.

Третье направление работы по организации самовос­питания — оказание практической помощи учащимся — предполагает обсуждение того, как нужно ставить цели самовоспитания по изжитию тех или иных недостатков в поведении и характере, как использовать методы само­убеждения, самовнушения, самопринуждения и другие в работе над собой.


В некоторых школах с целью побуждения учащихся к самовоспитанию советуют определять "задания самому себе", записывать их на отдельных бумажках и закры­вать в отдельные конверты. Конверт сдается классному руководителю. В определенный срок он вскрывается, и класс обсуждает, в какой мере тому или иному ученику удалось выполнить данное себе задание по самовоспита­нию.

Примеры из жизни многих выдающихся людей гово­рят о том, что большую роль в побуждении к самовоспи­танию играет ведение дневников. Такие дневники вели Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др. Они фиксировали в них личные наблюдения над собой, отмечали недостатки и определяли цели предстоящей работы по самовоспита­нию. Можно рекомендовать и учащимся, которые поже­лают, вести такие дневники, не делая, однако, их обяза­тельными.

В целом следует сказать, что самовоспитание высту­пает как важное средство развития и личностного фор­мирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в со­стоянии умело и грамотно его направлять.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое самовоспитание и какую роль играет оно в развитии и формировании личности? Чем детерминируется самовоспитание?

488

  1. Какие факторы побуждают человека к самовоспитанию и как их использовать в процессе воспитательной работы в школе?

  2. Как происходит процесс самовоспитания и каковы его структур­ ные компоненты?

  3. Какие методы используются в процессе самовоспитания?

  4. Раскройте основные направления, содержание и формы работы школы по организации самовоспитания учащихся.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Бардин СМ. Учись властвовать собой. М., 1976. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школь­ников. М., 1975.

Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983. Коломинский Я.Л. Воспитай себя. М., 1981.

Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. М., 1974. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.