Файл: Конституция Индии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 396

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I. Союз и его территория (ст.Ст. 1 - 4)

Часть I. Союз и его территория

Часть II. Гражданство

Часть III. Основные права

Часть IV. Руководящие принципы политики государства

Часть V. Союз

Глава I. Исполнительная власть

Глава II. Парламент

Глава III. Законодательные полномочия Президента

Глава IV. Судебная власть Союза

Глава V. Контролер и генеральный аудитор Индии

Часть VI. Штаты*(130)...

Глава I. Общие положения

Глава II. Исполнительная власть

Глава III. Легислатура Штата

Глава IV. Законодательные полномочия Губернатора

Глава V. Высшие суды в Штатах

Часть VIII. Союзные территории*(173)

Часть IX. Панчаяты*(180)

Часть ixa. Муниципалитеты*(183)

Часть XI. Отношения между Союзом и Штатами

Глава I. Отношения в области законодательства

Глава II. Административные отношения

Глава I. Финансы

Часть XV. Выборы

Часть XVI. Специальные постановления, относящиеся к некоторым классам населения

Часть XVII. Официальный язык

Глава I. Официальный язык Союза

Глава II. Местные языки

Глава IV. Специальные директивы

Часть XVIII. Постановления о чрезвычайном положении

Часть XIX. Разное

Часть XX. Внесение изменений в Конституцию

117. Специальные положения о финансовых законопроектах.

1. Законопроект или поправка, содержащие положения, касающиеся каких-либо вопросов, упомянутых в подпунктах "а"-"f" пункта 1 статьи 110, не могут быть внесены или выдвинуты иначе, как по рекомендации Президента; законопроект, содержащий такие положения, не может быть внесен в Совет Штатов:

При условии, что на основании настоящего пункта не требуется никакой рекомендации для внесения поправки, содержащей предложение о снижении или об отмене любого налога.

2. Законопроект или поправка не считаются относящимися к какому-либо из вышеуказанных вопросов только на основании того, что они предусматривают наложение штрафов или других денежных взысканий, или требование либо уплату сборов за получение лицензий или вознаграждения за оказанные услуги, или введение либо отмену налогов, освобождение от их уплаты, изменение или регулирование каких-либо налогов любыми местными властями или органами для местных целей.

3. Законопроект, принятие и введение в действие которого может повлечь расходы из средств Консолидированного фонда Индии, может быть принят той или иной Палатой Парламента лишь в том случае, если Президент рекомендовал данной Палате рассмотреть законопроект.

Общие вопросы процедуры

118. Правила процедуры.

1. Каждая Палата Парламента может издавать правила, регулирующие ее процедуру и порядок ведения дел, при условии соблюдения положений настоящей Конституции.

2. До тех пор пока не изданы правила на основании пункта 1, в Парламенте применяются правила процедуры и регламент, действовавшие непосредственно перед введением в действие настоящей Конституции в Легислатуре Доминиона Индия, с такими изменениями и исправлениями, которые могут быть произведены в них Председателем Совета Штатов или соответственно Спикером Народной Палаты.

3. Президент после консультации с Председателем Совета Штатов и Спикером Народной Палаты может издать правила процедуры, касающиеся совместных заседаний обеих Палат и регулирующие сношения между ними.

4. На совместном заседании обеих Палат председательствует Спикер Народной Палаты, а в его отсутствие - такое лицо, которое может быть определено правилами процедуры, изданными в соответствии с пунктом 3.

119. Регулирование законом процедуры прохождения финансовых вопросов в Парламенте. Парламент может с целью своевременного разрешения финансовых вопросов регулировать законом процедуру и порядок ведения дел в каждой Палате Парламента при обсуждении любого финансового вопроса или любого законопроекта об ассигновании денежных сумм из средств Консолидированного фонда Индии; если и поскольку какое-либо положение такого закона противоречит какому-либо правилу, принятому одной из Палат Парламента на основании пункта 1 статьи 118, или любому правилу или регламенту, действующему в Парламенте на основании пункта 2 этой статьи, то такое положение имеет преимущественную силу.


120. Язык, употребляемый в Парламенте.

1. Независимо от положений Части XVII, но с соблюдением положений статьи 348 работа в Парламенте ведется на языке хинди или на английском языке:

При условии, что Председатель Совета Штатов, или Спикер Народной Палаты, или соответственно лицо, действующее в качестве Председателя Совета Штатов или Спикера Народной Палаты, может разрешить любому члену Палаты, который не владеет в достаточной степени языком хинди или английским языком, выступать в Палате на своем родном языке.

2. Если Парламент не примет посредством закона иного решения, то настоящая статья по истечении пятнадцати лет со дня введения в действие настоящей Конституции будет действовать, как если бы слова "или на английском языке" были в ней опущены.

121. Ограничение права обсуждения в Парламенте. Парламент не может обсуждать поведения какого-либо Судьи Верховного суда или Высшего суда в связи с исполнением им своих обязанностей иначе, как в порядке представления адреса Президенту об отстранении Судьи, как это предусмотрено ниже.

122. Суды не расследуют вопросов, связанных с деятельностью Парламента.

1. Действительность каких-либо актов Парламента не может быть оспариваема на том основании, что якобы имело место нарушение процедуры.

2. Ни одно должностное лицо или член Парламента, которые настоящей Конституцией или на ее основании наделены полномочиями регулировать процедуру, или ведение дел, или поддержание порядка в Парламенте, не подлежат юрисдикции какого-либо суда в связи с осуществлением ими таких полномочий.


Глава III. Законодательные полномочия Президента

123. Право Президента издавать указы во время перерыва в работе Парламента.

1. Если в любое время, кроме периодов сессий обеих Палат Парламента, Президент придет к убеждению, что существуют обстоятельства, делающие необходимым принятие им немедленных мер, он может издать указы, которые, по его мнению, требуются обстоятельствами.

2. Указ, изданный на основании настоящей статьи, имеет такую же силу и действие, как и парламентский акт, однако каждый такой указ:

а) должен быть представлен обеим Палатам Парламента и прекращает свое действие по истечении шести недель с момента созыва Парламента или, если до истечения этого периода обе Палаты приняли резолюцию, отклоняющую его, после принятия второй из этих резолюций и

b) может быть в любое время отменен самим Президентом.

Пояснение. Если Палаты Парламента созываются в различные даты, то шестинедельный период исчисляется для целей настоящей статьи с более поздней даты.

3. Указ, изданный на основании настоящей статьи, является недействительным, если и поскольку он содержит какое-либо постановление по вопросам, которые, согласно настоящей Конституции, не входят в компетенцию Парламента.

...*(100)

Глава IV. Судебная власть Союза

124. Учреждение и организация Верховного суда.

1. Учреждается Верховный суд Индии, состоящий из Главного судьи Индии и не более*(101) семи других Судей до тех пор, пока Парламент посредством закона не установит большее число Судей.

2. Каждый Судья Верховного суда назначается приказом Президента, скрепленным его подписью и печатью, после консультаций с теми Судьями Верховного суда и Высших судов Штатов, с которыми Президент сочтет нужным консультироваться по этому вопросу; каждый судья занимает свою должность до достижения им шестидесятипятилетнего возраста:

При условии, что в случае назначения какого-либо Судьи, кроме Главного судьи, Президент всегда консультируется с Главным судьей:

При условии, далее, что:

а) Судья может, представив собственноручно написанное заявление на имя Президента, отказаться от своей должности;

b) Судья может быть отстранен от своей должности в порядке, предусмотренном пунктом 4.

(2А*(102). Возраст судьи Верховного суда может быть установлен таким органом власти и таким способом, какие будут определены законом Парламента.)


3. Не может быть назначено судьей Верховного суда лицо, если оно не является гражданином Индии и:

а) не состояло на протяжении по крайней мере пяти лет судьей Высшего суда или последовательно двух или более таких Судов, или

b) не состояло на протяжении по крайней мере десяти лет адвокатом при Высшем суде или последовательно при двух или более таких Судах, или

с) не является, по мнению Президента, выдающимся юристом.

Пояснение I. В настоящем пункте "Высший суд" означает Высший суд, который осуществляет или который в любое время до введения в действие настоящей Конституции осуществлял юрисдикцию на любой части территории Индии.

Пояснение II. При исчислении для целей настоящей статьи времени, в течение которого какое-либо лицо состояло адвокатом, учитывается любой период, на протяжении которого это лицо занимало судейскую должность не ниже должности окружного судьи после того, как оно стало адвокатом.

4. Судья Верховного суда может быть отстранен от должности только по приказу Президента, изданному после того, как каждая из Палат Парламента поддержала большинством голосов общего числа членов этой Палаты и большинством не менее двух третей голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов Палаты адрес Президенту о таком отстранении Судьи от должности на основании доказанного недостойного поведения или неспособности и передала этот адрес во время той же сессии Президенту.

5. Парламент может посредством закона регулировать процедуру представления адреса, производства расследования и сбора доказательств недостойного поведения или неспособности Судьи на основании пункта 4.

6. Каждое лицо, назначенное Судьей Верховного суда, до вступления в должность приносит и подписывает перед Президентом или лицом, им для этого назначенным, присягу или заявление по форме, установленной для этой цели в Приложении третьем.

7. Лицо, занимавшее должность Судьи Верховного суда, не может выступать в качестве адвоката в каком-либо суде или перед каким-либо органом власти на территории Индии.

125. Жалованье и т.д. судей.*(103)

(1. Судьям Верховного суда выплачивается такое жалованье, какое может быть установлено Парламентом посредством издания закона, как это определено в Приложении втором.)

2. Каждый Судья имеет право на такие привилегии и содержание, отпуск и пенсию, которые время от времени могут устанавливаться законом или на основании закона, изданного Парламентом, а до того как они будут установлены в таком порядке - на такие привилегии, содержание и права, которые определены в Приложении втором:


При условии, что ни привилегии, ни содержание Судьи, ни его права в отношении отпуска или пенсии не могут быть изменены к его невыгоде после его назначения.

126. Назначение исполняющего обязанности Главного судьи. Если должность Главного судьи Индии становится вакантной или если Главный судья в силу отсутствия или по другим причинам не может исполнять своих обязанностей, обязанности Главного судьи исполняет тот из Других Судей Верховного суда, который может быть назначен для этой цели Президентом.

127. Назначение судей ad hoc.*(104)

1. Если когда-либо не окажется кворума Судей Верховного суда, необходимого для проведения или продолжения сессии суда, Главный судья Индии может по своему выбору, с предварительного согласия Президента и после консультации с Председателем соответствующего Высшего суда, предложить в письменной форме одному из Судей Высшего суда, обладающему квалификацией для назначения Судьей Верховного суда, участвовать в заседании Суда в качестве Судьи ad hoc в течение такого срока, который будет необходим.

2. Назначенный таким образом Судья обязан преимущественно перед другими связанными с его должностью обязанностями принимать участие в заседаниях Верховного суда в такое время и в течение такого периода, когда требуется его присутствие; во время участия в таких заседаниях он наделен юрисдикцией, полномочиями и привилегиями Судьи Верховного суда и исполняет его обязанности.

128. Участие в заседаниях Верховного суда бывших Судей Верховного суда. Независимо от каких-либо положений настоящей Главы Главный судья Индии может в любое время с предварительного согласия Президента предложить любому лицу, которое занимало должность Судьи Верховного суда или Федерального суда,*(105) (или которое занимало должность Судьи Высшего суда и имеет должным образом установленные квалификации для назначения Судьей Верховного суда) принимать участие в заседаниях и действовать в качестве Судьи Верховного суда; каждое лицо, к которому обращено такое предложение, за время участия в заседаниях и исполнения обязанностей такого Судьи имеет право на содержание, которое может назначить Президент своим приказом, и наделяется всей полнотой юрисдикции, полномочиями и привилегиями Судьи такого Суда, но в других отношениях не считается Судьей Верховного суда:

При условии, что ничто в настоящей статье не рассматривается как обязывающее любое такое лицо, о котором упоминалось выше, участвовать в заседаниях и действовать в качестве Судьи такого Суда без его на то согласия.