Файл: Практикум по политологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 9099

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Мотивация власти и тип личности*

Дискуссия. Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия

Тест. Лидер

Тема 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности

Тема 8

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Историческая эволюция советского политического режима и его классификации*

Дискуссия. Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?

Тема 9 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Контрольные задания, вопросы, тесты

Деловая игра. Технология избирательной кампании

Тема 10 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Права человека

Тема 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Учебная игра. Идейно-политические ориентации российских партий

Тема 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры

Тема 13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Концепции политического участия. Что удалось объяснить?

Тема 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Какая идеология нужна России?

Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Анализ сценариев политического развития России

Тема 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе

Тест. Черты, предрасполагающие к конфликтам

Тест Томаса

Тема 17ГЕОПОЛИТИКА

Контрольные вопросы, тесты, задания

Дискуссия. Место и роль России в современной геополитической картине мира

Тема 18ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Основные подходы к обеспечению безопасности*

Коллоквиум. Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты

а) Т. Гоббса;

б) Дж. Локка.

На какой из них основывается концепция правового государ­ства?

  1. В политической и правовой науке существует подразделе­ние прав человека на негативные и позитивные. Негативные права призваны обеспечить автономию личности, невмеша­тельство государства в социальную и частную жизнь. Позитив­ные — призваны гарантировать права человека на какие-либо экономические или социальные ценности. Какие права из приве­денного перечня можно считать негативными, а какие — пози­тивными?

а) право на жизнь;

б) право собственности;

в) право на труд;

г) право на свободу выражения мнений или свободу убеждений;

д) избирательное право;

е) право на честь и достоинство;

ж) право на образование;

з) право на демонстрации, митинги и шествия;

и) право на социальное обеспече­ние;

к) свобода совести.

Негативные права

Позитивные права

1. …

1. …

2. …

2. …

3. …

3. …

  1. Используя текст Конституции Украины, определите содержание основных прав человека. Заполните таблицу.

    Личные

    (гражданские) права

    Политические

    Права

    Социально-экономические права

    1. …

    1. …

    1. …

    2. …

    2. …

    2. …

    3. …

    3. …

    3. …

  2. Назовите основные цели и функции социального государства. Попытайтесь установить допустимую грань вмешательства госу­дарства в социальную и экономическую жизнь. Какие предпосыл­ки необходимы для формирования социального государства?

Дискуссия.
Права человека

Проблема 1. Фундаментальнейшим правом человека является право на жизнь. Однако во многих современных странах сохраня­ется смертная казнь. Отношение к ней неоднозначно, существую­щие крайние позиции можно представить в виде дискуссии двух людей:

А: «Смертная казнь противоречит главному праву человека — праву на жизнь. Никто, включая и государство, не имеет права по­кушаться на человеческую жизнь. Поэтому смертная казнь в пра­вовом государстве должна быть отменена».

Б: «Я согласен с тем, что право на жизнь носит фундаменталь­ный характер. Я также согласен с тем, что права человека должны быть гарантированы государством. Однако смертная казнь приме­няется к тем лицам, которые сами нарушили права других людей. Совершая тяжкое преступление, человек тем самым ставит себя вне закона, он оказывается за гранью общества, морали, нравст­венности. Следовательно, к нему неприменимы, права человека. Преступление против жизни других людей должно караться самыми жестокими методами, вплоть до смертной казни. Смертная казнь человека, совершившего тяжелое преступление против жизни дру­гого, — это восстановление справедливости и гарантия от подоб­ных преступлений в дальнейшем».

А: «Прежде всего, я хочу заметить по поводу Вашего последнего тезиса о гарантиях против подобных преступлений. В странах, где по-прежнему существует и применяется смертная казнь, тяжелых преступлений против жизни, чести и достоинства человека совер­шается не меньше, чем в странах, где смертная казнь отменена. Те­перь по поводу справедливости: возмездие — это еще не справед­ливость. Вводя смертную казнь, государство само преступает через права человека. Если сегодня государство не гарантирует право на жизнь, пусть даже самому отпетому преступнику, то завтра оно не гарантирует это право добропорядочному, законопослушному гражданину. К тому же, скажем прямо, следствие и правосудие иногда допускают ошибки. Известны случаи, когда по ошибке к смертной казни приговаривались лица, впоследствии оказавшиеся невиновными в совершении тяжких преступлений. Поэтому я делаю вывод, что государство во имя прав человека должно отка­заться от смертной казни, заменив ее, скажем, пожизненным за­ключением».


Б: «Интересно получается. Смертную казнь Вы предлагаете от­менить ради соблюдения прав человека. А пожизненное заключение разве не нарушает право человека на свободу? В конечном итоге, не кажется ли вам, что вы предлагаете заменить одно нарушение прав человека со стороны государства (смертную казнь) другим (по­жизненным заключением)? А если, следуя Вашей логике, государ­ство не должно нарушать права человека, то нужно вообще отме­нить всю пенитенциарную систему. К чему же мы тогда, в итоге, придем?»

Включитесь в предполагаемую дискуссию. Выскажите свое мне­ние. С чем вы согласны, а с чем — нет?

ЛИТЕРАТУРА

Отношение к проблеме смертной казни. М., 1994.

Сурова Л.Б. Проблема смертной казни в современном обществе // Государст­во и право. 1996. № 4.

Квашис В.Е. Смертная казнь в США // Государство и право. 1996. № 9.

Проблема 2. В конце 80-х гг. в связи с правом на жизнь доста­точно неожиданно и остро встал вопрос о том, имеет ли человек право на смерть.

Прецедент А: Тяжело и неизлечимо больная женщина 65 лет, переносящая невыносимые страдания, в здравом уме и твердой па­мяти, обратилась к врачу с просьбой о прекращении жизни.

Прецедент Б: Приговоренный к пожизненному заключению за тяжкие преступления человек обратился в судебные инстанции с апелляцией об изменении приговора и замене пожизненного заключения смертной казнью.

Разберите отдельно каждый прецедент. А: имеет ли право врач удовлетворить просьбу своей пациентки? Б: имеет ли право суд удовлетворить апелляцию лица, пожизненно лишенного свободы?

ЛИТЕРАТУРА

Права человека и медицина. М., 1996.

Вулф С.М. Эвтаназия: не переходить границу // Человек. 1993. № 5.

Малеина М.Н. Уйти достойно // Человек 1993. № 2.

Гейлин М.Н., Касс Л.Р. и др. Врачи не должны убивать // Человек. 1993. № 2.

Проблема 3. В перечне прав человека в особую группу выделя­ются социально-экономические. Однако их трактовка неоднознач­на. Согласно одной точке зрения, государство должно нести ответственность за осуществление этих прав. Суть другой в том, что го­сударство лишь обозначает эти права, а ответственность за их реа­лизацию несет сам человек. Поясним эти положения на примере дискуссии о праве на труд.

А: «Я считаю, что правовое государство должно обеспечить пол­ную занятость, гарантировать каждому индивиду работу в соответ­ствии с определенной профессией и ее достойное вознаграждение. В противном случае государство не может считаться правовым».

Б: «В условиях рыночной экономики стремление государства к обеспечению всеобщей занятости на практике означает финансирование убыточных предприятий, значительные финансовые расходы, которые неизбежно ведут к инфляции. Поэтому, провозглашая право на труд, государство не обязано стремиться к его осуществлению и обес­печивать каждого человека работой. Оно лишь гарантирует индивиду, что никто не может принудить его к подневольному труду либо запре­тить заниматься профессиональной деятельностью, если она не нару­шает общественную безопасность и права других».


А: «Можно ли в таком случае утверждать, исходя из Ваших рас­суждений, что безработица не является нарушением прав человека на труд?»

Б: «Правовое государство не может предотвратить безработи­цы, но оно должно обеспечить индивиду пособие по безработице, по мере возможности помочь получить ему новую, нужную для общества профессию, трудоустроиться. Государство не может брать на себя ответственность за судьбу человека. Поэтому отдельный трудоспособный гражданин должен сам проявлять активность, инициативу и предприимчивость, самостоятельно заботиться о реали­зации своего права на труд».

Какая из двух трактовок социально-экономических прав кажется вам более корректной? Как, в свете избранной вами точки зрения, можно трактовать право на образование, на отдых и др.?

ЛИТЕРАТУРА

Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. М , 1995.

Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996.

Права человека: История, теория и практика. М., 1995. Социальное государство и защита прав человека. М., 1994.

Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: содержание, особен­ности, значение для России // Общественные науки и современность. 1997. № 2.

Кучуради И. Экономическое неравенство, права человека и свободный рынок // Вопросы философии. 1993. № 6.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

Признаки государства и их трактовки.

Сравнительный анализ основных моделей федерации.

Федерализм: история и современные проблемы

Институт президентства в современном мире.

Представительные институты власти: функции и прерогативы.

Российская государственность: современные проблемы и перспективы.

Эволюция представительной власти в России.

У истоков теории правового государства.

Права человека: история и современность.

Механизмы защиты прав человека.

Состояние прав человека в современной России.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 10.

Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 1994.Гл.3.

Боер В.Я. и др. Правовое государство: идея, концепция, реальность. СПб., 1996.

Поздняков Э.А. Философия политики. Ч. 1. М., 1994. Гл. II. Президент — Правительство — исполнительная власть: российская модель. М., 1997.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995.

Унпелев А.Г. Политология: власть; демократия, личность. М., 1994. Ч. VI. Гл. 1.

Тихомиров В.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. № 2.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Гаджиев К..С. Политическая наука. М., 1994. Гл. IV. § 2—6.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема XI.

Багранджия Б.А. Российский федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий // Социально-политический журнал. 1996. № 4.

Белов Г.А. Права человека. М., 1996.

Дмитриев В.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения влас­тей и защита прав и свобод человека // Государство и право. 1997. № 8.


Зарубежный федерализм: организация государственной власти в субъектах Федерации. М., 1995.

Изензее И. Государство // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально-политические ис­следования. 1992. № 6.

Котлевская И.В. Современный парламент // Государство и право. 1997. № 4.

Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и со­временность. 1996. № 4.

Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспек­тивы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб., 1997.

Михайловская И.Б. и др. Права человека и социально-политические процессы в России. М., 1997.

Права человека: история, теория и практика. М., 1995.

Современная российская модель разделения власти между федерацией и ее субъектами. М., 1996.

Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.


Тема 11
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Цель семинарского занятия: изучение партий как политического института; выяснение места и роли партий в политической системе общества; типологизация и сравнительный анализ партийных систем; выявление специфических особенностей российской партийной системы.

Основные понятия: политическая партия, клиентела, протопартия, партология, «кадровые» и «массовые» партии, «системная» и «внесистемная» оппозиция, «закон олигархизации партий», партийная система, общественно-политическое движение, парламентская партия.

План семинара

  1. Партия как политический институт.

  2. Типология партий и партийных систем.

  3. Политические партии России: происхождение, идейные ориентации, электорат.

Контрольные вопросы, задания, тесты

  1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) партология;

б) политическая партия;

в) партийная система;

г) массовая политичес­кая партия;

д) фракция;

е) тип партии;

ж) патронажная партия;

з) оппозиция;

и) многопартийная сис­тема;

к) идеологическая пар­тия;

л) партийная система « поляризованного плюрализма».

    1. прямые и косвенные проявления общест­венного инакомыслия и недовольства суще­ствующим режимом;

    2. группа внутри партии, имеющая особеннос­ти и отличающаяся по идейным, организа­ционным формам;

    3. тип партии, являющийся продуктом всеоб­щего избирательного права;

    4. механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществле­ние;

    5. дисциплина, изучающая формирование и функционирование политических партий;

    6. система существенных признаков полити­ческой партии, в которых выражаются со­циальная природа, идейная основа, глав­ная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятель­ности;

    7. добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность, которой направ­лена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении;

    8. партия, деятельность которой направлена на обеспечение представляемых политичес­кой властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников;

    9. партийная система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную органи­зацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных ин­ститутов;

    10. партийная система, для которой характер­но наличие антисистемных партий, сущест­вование двусторонних оппозиций, поляри­зация как результат значительного идеоло­гического размежевания;

    11. партия, ориентированная, прежде всего на реализацию неких абстрактных принципов, обозначенных в ее программе.


  1. На основе предложенных определений понятия «политическая партия» выявите основные цели, признаки и функции этого по­литического института:

а) «Партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относи­тельного которого все они пришли к согласию» (Э. Берк).

б) М. Вебер считал партии «общественными организациями, опираю­щимися на добровольный прием членов, ставящих себе целью за­воевание власти для своего руководства и обеспечение членами со­ответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных материальных выгод или личных привилегий либо того и другого одновременно».

в) «Политическая партия может быть определена как средство органи­зации политической власти, которое характеризуется исключитель­но политическими функциями, стабильной структурой и членством, а также способностью доминировать в политической борьбе» (Ф. Сорауф).

г) «Партия (легальная) — это общественная организация, которая открыто, ставит своей целью установление или удержание контроля (чаще всего в коалиции) над ключевыми позициями в структурах го­сударственной власти и управления через соревнование с другими партиями в электоральном процессе» (А.Н. Кулик).

д) «Партии — это организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической тенденции для мобилизации мнения по определенному количеству целей и для участия в органах власти либо для ориентирования власти на достижение этих требований» (Ж.Л. Кермонн).

  1. Каковы критерии деления партий на кадровые, массовые и универсальные? Назовите достоинства и недостатки каждого из указанных типов.

  2. На основе известных вам исторических фактов определите различные пути формирования партий.

  3. Проанализируйте влияние исторических, национально-куль­турных факторов, типа политического режима, государственно-административного устройства на содержание и формы функци­онирования партий и партийных систем?

  4. Назовите страны, где существуют однопартийные, двухпартий­ные и многопартийные системы. От каких факторов зависит ха­рактер партийной системы?

  5. Каковы условия существования двухпартийной системы?

а) конфронтация между двумя по­литическими партиями;

б) полное совпадение взглядов обеих партий;

в) наличие в обществе влиятель­ных политических партий, при­держивающихся сходных взгля­дов и ценностей;

г) раскол общества на два противо­положных лагеря.

  1. Когда возникли массовые политические партии?

а) в конце XIX в.;

б) после Первой мировой войны;

в) в середине XVIII в.;

г) в древнем Риме.

  1. Как немецкий политолог Роберт Михельс объясняет необхо­димость политической партии, каковы его аргументы? Что из за­ключений Р. Михельса о партиях начала XX в. подтвердилось ис­торией, что нет? Что такое «железный закон олигархических тен­денций»?

  2. Заполните таблицу, использовав материал из книги Л.С. Санистебана «Основы политической науки»

    Типы партий

    Основные черты

    Массовые
    Кадровые

     

    Патронажные

    Идеологические

     

    Сословные и классовые

     

    Консервативные Реформистские

    Революционные

     

    С индивидуальным членством

    С коллективным членством

     

     

    Харизматические Традиционные

    Рациональные

     

    Соревновательные

    Монопольные

     

  3. Используя таблицу, покажите взаимосвязь политических партий и заинтересованных групп, их отличия. Каковы средства воздействия заинтересованных групп на курс государственно-политических институтов и политических партий?

    Критерии отличия

    Партии

    Заинтересованные группы

    Главная цель




    Завоевание власти для реализации определен­ного политического курса

    Оказание влияния на политику

    Состав

    Люди с разнообраз­ными интересами и

    разными ориентирами

    и установками

     

    Люди, которые пресле­дуют специфические для всех членов инте­ресы и концентрируют внимание главным образом на одной или нескольких проблемах

    Определение, форму­лировка политической позиции

    Партия должна сфор­мулировать такие политические пози­ции, которые носят общий характер; когда мнения избирателей резко расходятся, большинство кандида­тов пытаются занять средние позиции, чтобы избежать риска потерять ту или иную значительную группу избирателей

    Занимают четко выраженные позиции, объединяющие всех

    членов данных групп

  4. Дайте характеристику однопартийной, двухпартийной и многопартийной политических систем. Проведите сравнение раз­личных партийных систем с точки зрения наличия или отсутствия политического соперничества, возможности выбора для избира­телей, влияния на степень демократичности общества.

  5. Почему, в силу каких факторов, причин в США сложилась двухпартийная политическая система? Чем вызвана и как функ­ционирует многопартийная политическая система Италии? Проанализируйте многопартийную политическую систему на приме­ре этой страны.

  6. Каковы манипулятивные возможности однопартийной сис­темы?