Файл: Практикум по политологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 9072

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Мотивация власти и тип личности*

Дискуссия. Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия

Тест. Лидер

Тема 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности

Тема 8

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Историческая эволюция советского политического режима и его классификации*

Дискуссия. Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?

Тема 9 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Контрольные задания, вопросы, тесты

Деловая игра. Технология избирательной кампании

Тема 10 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Права человека

Тема 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Учебная игра. Идейно-политические ориентации российских партий

Тема 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры

Тема 13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Концепции политического участия. Что удалось объяснить?

Тема 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Какая идеология нужна России?

Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Анализ сценариев политического развития России

Тема 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе

Тест. Черты, предрасполагающие к конфликтам

Тест Томаса

Тема 17ГЕОПОЛИТИКА

Контрольные вопросы, тесты, задания

Дискуссия. Место и роль России в современной геополитической картине мира

Тема 18ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Основные подходы к обеспечению безопасности*

Коллоквиум. Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты

а) убеждения граждан;

б) поведение чиновников;

в) и то, и другое;

г) ни то, ни другое.

  1. Структура политической культуры включает в себя:

а) политический опыт;

б) ориентации;

в) политические символы;

г) политическую социализацию.

Какие компоненты политической культуры не указаны в дан­ном перечне? Дополните приведенный список элементов полити­ческой культуры.

  1. Раскройте содержание таких функций политической культуры, как:

а) идентификация;

б) ориентация;

в) адаптация и социализация;

г) интеграция;

д) коммуникация.

  1. Какие из нижеприведенных положений и оценок соответству­ют ориентациям относительно:

а) институтов государ­ственного управле­ния;

б) «других» в полити­ческой системе;

в) своей собственной деятельности;

  1. «правила игры» — представления об основ­ных правилах и нормах, которые должны регулировать деятельность политической системы;

  2. политическая действенность — представ­ления о влиянии политических дейст­вий индивидов на вырабатываемую по­литику;

  3. оценки и реакции индивидов относительно государственных органов власти, их норм, символов и лиц, осуществляющих полити­ческие функции;

  4. оценки индивидом собственных политичес­ких «ресурсов»;

  5. ощущение принадлежности к определенной социальной группе, партии, чувств сопри­частности и лояльности к ним;

  6. оценки различных требований к политичес­кой системе;

  7. политические убеждения, отражающие отно­шение к другим политическим группам.

  1. Выберите из приведенных ниже высказываний те, которые от­носятся к а) политическим стереотипам и б) политическим мифам:

    1. «Если бы Президентом стал не победивший на выборах кандидат, а его соперник, все было бы по-другому. Простые люди сразу бы по­чувствовали улучшение жизни, с преступностью было бы покончено, будущее определено».

    2. «Причиной всех наших бед и несчастий является деятельность тайной масонской организации, члены которой проникли в высшие органы власти, захватили основные богатства страны и теперь эксплуатиру­ют народ».

    3. «Этот человек действительно обладает величайшей проницатель­ностью. Он видит то, чего не могут увидеть другие. Он знает, как спасти народ, и может это сделать. Его мужество, энергия и воля позволяют ему справиться с самыми сложными проблемами».

    4. «Раньше все было хорошо: государство заботилось о человеке, ко­торый чувствовал уверенность в завтрашнем дне, люди были добрее, более открытыми, бескорыстными».

    5. «Политика — дело нечистое. Честный человек никогда не пойдет в политику. Все политики, несмотря на различия в политических ориентациях, едины — им бы только народ обмануть, да у власти удер­жаться».

    6. «Государство всегда в нашей стране обманывало человека. Все ре­формы, проводимые им, приносили лишь бедствия и страдания про­стым людям. От всех этих перемен выигрывают лишь проходимцы да жулики». Может ли общество полностью избавиться от мифов? Если вы считаете, что «нет», то почему? Если вы считаете, что «да», то каким образом?

  1. Приведите примеры мифов, сюжетами и темами которых были бы:


а) заговор;

б) представления о золотом веке;

в) действия героя-спасителя;

г) необходимость единства в борь­бе против...

  1. Попробуйте с серьезным видом поведать придуманные вами мифы лицам с различными политическими убеждениями. Про­следите за их эмоциональной реакцией. Сравните ее. Объясните полученные результаты.

  2. Назовите основные государственные символы Российской Федерации. Объясните их смысл. Сравните свой ответ с ответа­ми ваших товарищей по учебной группе. Выявите общие, схожие черты в интерпретации символов. Чем объясняется одинаковое толкование символов?

  3. Какая из указанных характеристик соответствует патриар­хальной политической культуре?

а) почтительное отношение к старшим (патриархам);

в) в политике участвуют только лица старшего возраста (патриархалы);

б) ориентации на местные ценности — общину, род, клан, племя и т.п.;

г) прямая передача политического опыта от старшего поколения к молодому.

  1. Какова истинная характеристика подданнической политичес­кой культуры?

а) ориентация на политические авторитеты;

б) стремление оказывать влияние на политическую систему;

в) пассивное отношение к политической системе.

  1. Выберите из приведенных ниже характеристик ту, которая отвечает активистской политической культуре:

а) ориентация на активную деятель­ность государства;

б) ориентация на активное вклю­чение индивидов в полити­ческую жизнь, стремление оказать влияние на политичес­кую систему с целью реализа­ции личных и групповых инте­ресов;

в) ориентация на активное неучастие в политической жизни;

г) ориентация на активное противо­стояние с политической систе­мой и противодействие власти.

  1. Каким типам политических систем соответствуют данные «профили»?

 

 

10%


20%


60%


 

 

 

Патриархальная Подданническая Активистская
культура культура культура

 

20%


60%


20%


 

 

 

 

Патриархальная Подданническая Активистская
культура культура культура

 

30%


40%


30%


 

 

Патриархальная Подданническая Активистская
культура культура культура

 

  1. По некоторым данным в современной Украине доля полити­чески активного населения составляет чуть более 50%. От 10 до 30% принимают участие в выборах в местные органы власти. Около 37% не проявляют интереса к политике и политически апатичны. Попытайтесь на основе этих данных определить про­филь российской политической культуры.

  2. Что представляет собой гражданская политическая куль­тура?

а) культуру граждан данной страны;

б) «идеальный» тип политической культуры;

в) «смешанный» тип политической культуры, характеризующийся преобладанием активистской культуры;

г) культуру власти, учитывающей интересы граждан.


  1. Основываясь на типологизации политических культур, пред­ложенной Д. Каванахом, определите тип российской политичес­кой культуры:

а) гомогенная культура;

б) фрагментарная политическая культура;

в) искусственно гомогенная поли­тическая культура;

г) смешанная политическая культура.

18. Попытайтесь сформулировать и назвать основные традици­онные черты российской политической культуры. Сопоставьте ваш ответ с ответами ваших товарищей по учебной группе. На­зовите общие позиции и ориентации.

  1. Накануне президентских выборов в 1996 г. группой рос­сийских ученых проводились исследования в фокус-группах. В результате проведенных опросов оказалось, что на втором или третьем месте среди недостатков Б.Н. Ельцина отмечалось то обстоятельство, что он не подготовил себе преемника. О какой черте политической культуры свидетельствует данный резуль­тат?

  2. В политической науке существуют две противоположные точки зрения относительно российской политической культуры. Согласно одной из них, политическая культура российского об­щества носит авторитарный и автаркический характер. Она практически не подвержена никаким изменениям и потому любые реформы обречены на провал. Согласно другому подходу, русская политическая культура постепенно меняется. На харак­тер ее изменений влияние оказали индустриализация, урбаниза­ция, рост образования, изменение структуры занятости, развитие коммуникативных технологий и др. В конечном итоге, российская политическая культура вынуждена будет заимствовать и интегри­ровать большинство западных ценностей.

Дайте оценку данным подходам. Выскажите свое мнение от­носительно характера развития российской политической куль­туры.

  1. Английский этнолог Дж. Горер объясняет особенности рус­ского национального характера, в том числе и свойственное для российской политической культуры почтительное отношение к власти, традицией русских семей туго пеленать младенцев. Именно с помощью тугого пеленания родители, зачастую бессо­знательно, передают детям чувство необходимости сильной влас­ти и бессилия перед ней. Американские этнопсихологи Э. Крэнкшоу и У. Миллер стремятся установить связь между российскими климатическими условиями и русским национальным характе­ром. «Долгие зимние периоды... долгие осень и весна породили в русском национальном характере чередование долгой летаргии с бурной активностью». Д. Пибоди также подчеркивает, что «бес­конечные русские равнины привели к появлению в русском на­циональном характере тенденций к неумеренности, стремление к экстремальным ситуациям и воистину космической эмоциональ­ности».

Приведенные высказывания о причинах формирования отли­чительных черт русского национального характера, российской политической культуры могут показаться несколько экстрава­гантными. Как вы относитесь к подобным подходам?

  1. В политологии достаточно часто противопоставляют запад­ную и восточную политические культуры. Попробуйте сравнить их позиции и ориентации между собой. Какие ценности россий­ской политической культуры близки западным, а какие — вос­точным? Заполните таблицу.

Ценности и ориентации западной политической культуры 

Ценности и ориентации русской политической культуры

Ценности и ориентации политической культуры Востока

Ориентация в политике на рациональные цели, интересы

 

 

Ориентация в политике на этические ценности, традиции

Верховенство прав и свобод личности. Автономность индивида

 

 

Верховенство общест­венных, групповых интересов над личными

Ориентация на конфликт и согласование различных интересов. Признание прав оппозиции. Толерантность 

 

 

Ориентация на бесконфликтность общества. Отрицательное отношение к оппозиции и инакомыслию 

Ориентация на горизонтальные связи. Цен­ность гражданского общества

 

 

Ориентация на патронажно-клиентальные связи. Ценность семьи, рода, общины, корпорации

Ориентация на домини­рование инноваций

 

 

Ориентация на доминирование традиций

Ориентация на обеспечение правопорядка со стороны государства, гарантии прав и свобод человека

 

 

Ориентация на патронаж со стороны государства

 

  1. Российский политолог И.Б. Градинар выделяет четыре типа отечественной политической культуры:




а) политическую культуру необольшевизма;

в) национально-традиционалистскую политическую культуру;

г) социалистическую политическую культуру;

б) либерально-технократическую культуру.

Определите особенности каждого типа. Какие специфические позиции и ориентации составляют содержание этих типов культур? Какие ценности могут стать основой согласия между ними?

  1. «Мистер Блэйк воспитывался в строгой пуританской семье. В доме, где прошло его детство, все подчинялись воле авторитар­ного отца, его мнение и решения имели решающий характер. Став взрослым, Блэйк голосует за консервативные партии, при­зывающие к сохранению традиций и политического порядка. Его мировоззрение более авторитарно, нежели демократично».

Скажите, какой тип политической социализации повлиял на формирование политических ориентаций мистера Блэйка?

  1. Вы считаете, политическая социализация...

а) означает, что человек приобретает политические качества сти­хийно;

б) это целенаправленный процесс со стороны государства, полити­ческих партий;

в) означает, что человек рождается с набором политических ка­честв, а потом их просто разви­вает;

г) происходит тогда, когда человек сам влияет на приобщение к по­литическим ценностям.

  1. На первом этапе политической социализации — политиза­ции...

а) под влиянием родителей и близ­ких формируются первые пред­ставления о политике;

б) под влиянием средств массовой информации формируются основные политические ориента­ции политической культуры учас­тия;

в) под влиянием политических пар­тий формируются основные идеологические ориентации;

г) под влиянием преподавателей формируются многогранные и глубокие знания о политике.

 Какое из этих суждений является верным?

  1. Какая из трактовок второго этапа социализации — персонализации — может быть признана правильной?

а) в этот период формируются индивидуальные (персональные) политические предпочтения;

б) в этот период формируется по­литическая идентичность;

в) в этот период восприятие власти персонифицируется;

г) в этот период происходит пере­оценка основных политических лидеров.

  1. Какое из приведенных положений характеризует третий этап социализации — идеализации?

а) на этом этапе идеализируются основные политические нормы и ценности;

б) на этом этапе важнейшим политическим лидерам приписываются определенные качества и на этой основе формируются устой­чивое эмоциональное отноше­ние к политической системе;

г) на этом этапе формируется идеальный тип гражданина.

в) на этом этапе происходит разрушение идеальных представлений о политике;

  1. Конечным результатом четвертого этапа политической соци­ализации — институционализации — является...

а) участие индивида в деятельности политических институтов;

б) деятельность по формированию новых политических институтов;