Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 519
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
На защиту выносятся следующие положения:
Управление в общеобразовательной организации
Современные модели управления образовательной организацией
Рис. 2. Функциональная структура.
Рис.3 Линейно-функциональная структура.
Критерии эффективности модели управления в образовательной организации
Рис. 5. Технологическая цепочка управленческой деятельности.
Рис. 6. Критериальный комплекс показателей эффективности управления школой.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Реализация модели современного управления в образовательной организации
Результаты апробации модели современного управления в образовательной организации
методик описания обработки результатов. Различны только ключи и оценочные таблицы.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Вопросы 1,2,3, входящие в 1-й содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.
Вопросы 4,5,6 входят во 2-й содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.
3-й содержательный блок анкеты (7-й, 8-й, 9-й вопросы) указывает на различные виды мотивов.
Каждый вариант ответа в вопросах наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в ответ. А именно:
внешний мотив – 0 баллов; игровой мотив – 1 балл; получение отметки – 2 балла; позиционный мотив – 3 балла; социальный мотив – 4 балла; учебный мотив – 5 баллов.
Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся 5-7-х классов
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели 1,2,3 мотивации по сумме баллов выявляют игровой мотив. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (1,2,3) и итоговый уровень мотивации подростков.
Оценочная таблица
Выявление ведущих мотивов у старшеклассников
У - учебный мотив (ориентация на получение знаний);
С – социальный мотив (главная цель мотива – коммуникативная);
П. – позиционный мотив (желание занять определенную позицию в глазах педагогов, родителей, сверстников (не быть хуже других));
О – оценочный мотив (главная цель – получение оценок); И – игровой мотив;
В – внешний мотив (привлекают внешние атрибуты школьника, учащийся понимает, что в школу ходить надо).
Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
Об успехах деятельности образовательного учреждения можно говорить в том случае, если при выборе мотивов учащимися явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Кроме того, поэлементный качественный анализ основных компонентов (показателей) учебной мотивации осуществляется на основе вычисления следующих показателей:
Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)
Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Инструкция. Выберите и отметьте цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в данный момент.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Вопросы 1,2,3, входящие в 1-й содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.
Вопросы 4,5,6 входят во 2-й содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.
3-й содержательный блок анкеты (7-й, 8-й, 9-й вопросы) указывает на различные виды мотивов.
Каждый вариант ответа в вопросах наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в ответ. А именно:
внешний мотив – 0 баллов; игровой мотив – 1 балл; получение отметки – 2 балла; позиционный мотив – 3 балла; социальный мотив – 4 балла; учебный мотив – 5 баллов.
Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся 5-7-х классов
№ предложений и баллы им соответствующие | Варианты ответов | Показатели мотивации | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | - | I | |
2 | 0 | 4 | 4 | 5 | 4 | - | - | - | ||
3 | 5 | 2 | 3 | 3 | 5 | 2 | - | - | ||
4 | 5 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 0 | II | |
5 | 3 | 5 | 5 | 3 | 0 | 2 | 1 | - |
6 | 5 | 1 | 0 | 3 | 3 | - | - | - | |
7 | 3 | 3 | 5 | 0 | 5 | 2 | 1 | - | III |
8 | 3 | 3 | 2 | 5 | 0 | 1 | - | - | |
9 | 0 | 3 | 3 | 5 | 3 | 1 | 3 | 5 |
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели 1,2,3 мотивации по сумме баллов выявляют игровой мотив. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (1,2,3) и итоговый уровень мотивации подростков.
Оценочная таблица
Уровень мотивации | Показатели мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации | ||
I | II | III | ||
1 | 26-29 | 24-28 | 24-28 | 72-85 |
2 | 21-25 | 18-23 | 28-23 | 55-71 |
3 | 18-20 | 12-17 | 24-27 | 42-54 |
4 | 15-17 | 8-11 | 9-23 | 30-41 |
5 | До 14 | До 7 | До 8 | До 29 |
-
Очень высокий уровень мотивации -
Высокий уровень мотивации -
Средний уровень мотивации -
Сниженный уровень мотивации -
Низкий уровень мотивации
Выявление ведущих мотивов у старшеклассников
Варианты ответов | Номера предложений | ||
7 | 8 | 9 | |
1 | П | П | В |
2 | П | П | П |
3 | У | О | П |
4 | В | У | У |
5 | У | В | П |
6 | О | И | И |
7 | И | - | П |
8 | - | - | У |
У - учебный мотив (ориентация на получение знаний);
С – социальный мотив (главная цель мотива – коммуникативная);
П. – позиционный мотив (желание занять определенную позицию в глазах педагогов, родителей, сверстников (не быть хуже других));
О – оценочный мотив (главная цель – получение оценок); И – игровой мотив;
В – внешний мотив (привлекают внешние атрибуты школьника, учащийся понимает, что в школу ходить надо).
Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
-
количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых; -
количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых; -
количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего количества обследуемых.
Об успехах деятельности образовательного учреждения можно говорить в том случае, если при выборе мотивов учащимися явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Кроме того, поэлементный качественный анализ основных компонентов (показателей) учебной мотивации осуществляется на основе вычисления следующих показателей:
-
количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения, а также количество учащихся, у которых понимание личностного смысла отсутствует (определяется процентное соотношение между ними); -
количество учащихся с очень высоким и высоким уровнями целеполагания, а также количество школьников с низким уровнем целеполагания (определяется процентное соотношение между ними); -
количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения, а также количество учащихся с преобладанием внешних мотивов учения (определяется процентное соотношение между ними); -
количество школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении и количество школьников, у которых преобладает стремление к недопущению неудач в учебном процессе (определяется процентное соотношение между ними); -
количество подростков, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении, и количество учащихся, у которых отсутствует активность в реализации учебных мотивов (определяется процентное соотношение между ними).
Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)
Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Инструкция. Выберите и отметьте цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в данный момент.
| 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | |
1 | Самочувствие хорошее | | | | | | | | Самочувствие плохое |
2 | Чувствую себя сильным | | | | | | | | Чувствую себя слабым |
3 | Пассивный | | | | | | | | Активный |
4 | Малоподвижный | | | | | | | | Подвижный |
5 | Веселый | | | | | | | | Грустный |
6 | Хорошее настроение | | | | | | | | Плохое настроение |
7 | Работоспособный | | | | | | | | Разбитый |
8 | Полный сил | | | | | | | | Обессиленный |
9 | Медлительный | | | | | | | | Быстрый |
10 | Бездеятельный | | | | | | | | Деятельный |
11 | Счастливый | | | | | | | | Несчастный |
12 | Жизнерадостный | | | | | | | | Мрачный |
13 | Напряженный | | | | | | | | Расслабленный |
14 | Здоровый | | | | | | | | Больной |
15 | Безучастный | | | | | | | | Увлеченный |
16 | Равнодушный | | | | | | | | Взволнованный |
17 | Восторженный | | | | | | | | Унылый |
18 | Радостный | | | | | | | | Печальный |
19 | Отдохнувший | | | | | | | | Усталый |
20 | Свежий | | | | | | | | Изнуренный |
21 | Сонливый | | | | | | | | Возбужденный |
22 | Желание отдохнуть | | | | | | | | Желание работать |
23 | Спокойный | | | | | | | | Озабоченный |
24 | Оптимистичный | | | | | | | | Пессимистичный |
25 | Выносливый | | | | | | | | Утомляемый |
26 | Бодрый | | | | | | | | Вялый |
27 | Соображать трудно | | | | | | | | Соображать легко |
28 | Рассеянный | | | | | | | | Внимательный |
29 | Полный надежд | | | | | | | | Разочарованный |
30 | Довольный | | | | | | | | Недовольный |