Файл: Основы научных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 724

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

ТЕМА 1. НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ

План лекции

Основные категории науки: факт, гипотеза, теория, концепция

Методы ведения научного исследования

ТЕМА 2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Классификация научных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования

Разработка рабочей гипотезы исследования

Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования

Результаты научного исследования: виды и требования

ТЕМА 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

Традиционные (печатные) библиографические пособия

Организация справочно-информационной деятельности

Новейшие формы информационных ресурсов

Методы работы с каталогами и картотеками. Поиск документальных источников информации

7. Этика научного цитирования

ТЕМА 4. ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

План лекции

Виды и формы учебно-исследовательской

Учебно-исследовательская работа обучающихся

4. Научно-исследовательская деятельность обучающихся

ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ, СТАТЕЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ

2. Основные критерии написания научной статьи

2. Презентации: понятие, виды презентаций, этапы разработки и требования

ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

3. Структура, объем курсовой работы. Методика ее выполнения

4. Порядок защиты курсовой работы. Критерии оценивания

ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

2. Объем и структура дипломной работы

Требования к оформлению дипломной работы

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Порядок защиты дипломных работ

3. Презентация дипломной работы

Список рекомендуемой литературы

Приложение 1

Примеры библиографического описания

Однотомные издания Книги одного автора и более

Сборники трудов

Переводные издания

Нормативные документы

Статьи из сборников и журналов

Интернет- документы

Издания на иностранном языке

Приложение 3

Окончание приложения 3

Приложение 4

исследования в «полевых», естественных условиях. Получаемый результат не должен зависеть от воли или желания исследователя, так как представляет собой объективную информацию о состоянии предмета исследования. Точность получаемой информации станет очевидной, когда другие исследователи, осуществляя наблюдение этого объекта, получат такой же результат.

Эксперимент (опыт) как метод является разновидностью наблюдения и предполагает обязательное вмешательство исследователя в естественный ход вещей. Как правило, этот метод носит комплексный характер и используется в сочетании с другими методами, например измерением и т.д. Достоинства эксперимента в том, что он повторяем и может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с его моделью или другими аналогичными объектами. Большинство открытий в науке сделано именно с помощью эксперимента.

Метод сравнения достаточно прост и основан на выявлении сходств и различий в каких-либо объектах. Метод измерения предполагает определение количественных параметров объекта при обязательном использовании средств измерения или технических приборов.

Теоретическиеметоды(гр. theoria наблюдение, исследование) позволяют объяснить, расширить и систематизировать полученные с помощью эмпирических методов научные факты. К группе теоретических методов относятся методы аналогии, абстрагирования и конкретизации, анализа и синтеза, индукции и дедукции, моделирования и др.

Метод аналогии предполагает установление сходства между несколькими предметами по ряду существенных признаков. Обнаруживая общие признаки у родственных предметов, можно сделать предположение о формировании того
или иного явления.

Метод абстрагирования предполагает мысленное рассмотрение объекта с выделением одного или нескольких интересующих исследователя его аспектов, свойств или признаков.

Разновидностью метода абстрагирования является методидеализации. Метод идеализации предоставляет возможность мысленно сконструировать не существующие в действительности объекты. При помощи идеализации в объекте исключаются те свойства, которые мешают понять его содержание. Идеальные объекты позволяют упростить сложные системы, представить их в

«чистом» виде, что значительно облегчает выявление в них наиболее существенных связей и свойств.

Методконкретизации(противоположный абстрагированию) предполагает мысленное восстановление целостности объекта во всей многогранности его свойств.

Методы анализа (разложение исследуемого предмета на составные части) и синтеза (соединение получаемых при анализе частей в целое) применяются во всех научных исследованиях, как правило, вместе.

Метод индукции – это способ движения мысли от менее общих положений к более общим. Этот метод является логическим продолжением метода эксперимента. Исследователь, выделив характерные особенности части группы, делает вывод о группе в целом. Однако такой вывод имеет скорее гипотетический характер.

Метод дедукции позволяет обосновать полученные индуктивным путем выводы и перевести их из разряда гипотезы в достоверное знание. Это метод предполагает движение мысли от более общих суждений к частным, т.е. использование

разработанных общих научных положений при объяснении конкретных явлений.

Формализация метод изучения объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи разных

«искусственных» языков: лингвистического, математического, химического, звукового и др. При таком методе обеспечиваются краткость и четкость записи информации, однозначность трактовки терминов, строгость рассуждений, доказательность выводов. Сущность метода моделирования заключается в замене изучаемого объекта или явления его моделью, сохраняющей существенные черты оригинала. Исследование проводится на модели, а затем получаемые выводы распространяются и на сам объект исследования.

Важнейшим итоговым процессом научного творчества является обобщение научных знаний. Методобобщенияпредполагает выделение в изучаемых объектах, явлениях общих черт и подведение итогов исследования.

Кроме представленных выше методов имеются и другие научные методы, например метод проб и ошибок, метод выявления причинно-следственных связей, опросные методы, контент-анализ, метод экспертных оценок и т.д. Практическими результатами применения научных методов являются выдвинутые гипотезы, разработанные теории, выявленные закономерности, разработанные модели и т.д.

Подводя итог, отметим, что начинающему исследователю необходимо выбирать те методы, которые соответствуют задачам исследования, и учиться правильно их использовать. Надо учиться ставить и решать проблемы так, как это
принято в самой науке. Напомним, что «изучать» в плане научного познания

  • это значит:

  1. Искать противоречия в имеющихся научных представлениях. Бояться этого не надо, найти противоречие настоящая удача.

  2. Вести поиск нового, размышлять, проводить мысленный эксперимент, используя при этом как можно полнее собственное воображение.

  3. Возвращаться снова и снова к уже решенным вопросам и задачам, рассматривать их с иных методических позиций, в различных аспектах и связях.


Вопросыдлясамоконтроля:

  1. Что включает в себя понятие «наука» как деятельность?

  2. Что относят к основным результатам научных исследований?

  3. Дайте определение научного метода. На какие группы делятся научные методы?

  4. Охарактеризуйте теоретические методы научного исследования.

  5. Как Вы понимаете термин «научная новизна»?

  6. В каких случаях применяются эмпирические методы? Назовите их и раскройте сущность каждого.




ТЕМА 2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ



План лекции
  1. Сущность научного исследования. Предмет и объект исследования


  2. Классификация научных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования
  3. Разработка рабочей гипотезы исследования


  4. Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования
  5. Результаты научного исследования: виды и требования





  1. Сущность научного исследования. Предмет и объект исследования

Научное исследование – это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов для последующего практического использования этих закономерностей.

Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие специфические признаки:

    • это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

    • это процесс, направленный на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

    • научное исследование отличается систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты; ему присуща строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Научные исследования классифицируются по различным признакам методам