Файл: 1. История отечественной педиатрии организации охраны материнства и детства в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. История отечественной педиатрии; организации охраны материнства и детства в России.

2. Первичный осмотр: определения, показания, основные элементы.

3. Периоды детского возраста. Определение понятия, законы роста детей, факторы, оказывающие влияние на физическое развитие.

4.Рахит. Диагностика. Клинические, биохимические, рентгенологические признаки, характеризующие разные периоды рахита. Принципы диагностики, лечения и профилактики. Рахит – это группа заболеваний детского организма, связанная с недостаточным поступлением витамина D или нарушением процессов его метаболизма, приводящая к нарушению многих видов обмена веществ и в первую очередь фосфорно- кальциевого(КФО), что обусловливает поражение многих органов и систем, но главным образом, костного скелета.Собирательный термин «остеопения» используют для обозначения низкой массы костной ткани без учета причин, вызывающих данный симптомокомплекс, и без детализации характера структурных изменений.В клинической практике наиболее часто встречаются три типа остеопений: остеопороз, остеомаляция и фиброзно-кистозный остит.Остеопороз - это системное заболевание скелета, характеризующееся снижением массы костей и микронарушениями в архитектонике костной ткани, которые приводят к значительному увеличению хрупкости костей и возможности их переломов.Остеомаляция - уменьшение минерального компонента в единице обьема костной ткани, накопление неминерализованного органического матрикса (остеоида). Кость при этом теряет прочность, жесткость, появляется склонность к деформациям.Фиброзно-кистозный остит - состояние, характеризующееся усиленной резорбцией костного вещества с последующим замещением фиброзно-ретикулярной тканью. Это сравнительно редкий вариант патологии, характерный для гиперпаратиреоза.Классификация рахита.- по периоду болезни - начальный, разгар, репарации, остаточные явления;

5. Анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств у детей. Закономерности развития психики и моторики у детей в возрастном аспекте. Методы оценки нервно-психического развития.

7. Грудное вскармливание. Преимущества грудного вскармливания. Физиология лактации. Правила кормления грудью. Время и методика введение прикормов.

8. Базовая сердечно-легочная реанимация у младенцев: основные элементы, алгоритм.

9. Показания и принципы проведения смешанного и искусственного вскармливания. Характеристика и классификация молочных смесей, применяющихся для докорма и искусственного вскармливания.

10. Эпидемиология, этиопатогенез, классификация, клиника различных форм менингококковой инфекции у детей.

11. Базовая сердечно-легочная реанимация у детей в возрасте старше 1 года.

13. Алгоритм первичного осмотра у детей.

Причины

Симптомы ЖДА у детей

Диагностика

Лечение железодефицитной анемии у детей

Причины

Классификация

Симптомы пневмонии у детей

Диагностика

Лечение пневмонии у детей

16. Бронхиальная астма у детей. Особенности патогенеза, клинической картины, течения. Классификация. Современные подходы к лечению. Неотложная терапия при приступе БА.

Патогенез бронхиальной астмы. В основе развития аллергической бронхиальной астмы лежат аллергические реакции 1 типа (немедленные), реже – 3 типа (иммунокомплексные).

18. Основные элементы базовой сердечно-легочной реанимации у детей.

19. Особенности иммунологической защиты у детей. Атопический дерматит. Этиопатогенез, классификация, критерии диагностики, лечение.

20. Судорожный синдром. Интенсивная терапия и оказание неотложной помощи.

22. Сахарный диабет у детей. Особенности патогенеза, клинической картины, диагностики, лечения. Неотложная помощь при кетоацидотических состояниях.

Симптомы сахарного диабета у детей

Патогенез сахарного диабета у детей

Классификация и стадии развития сахарного диабета у детей

Осложнения сахарного диабета у детей

Диагностика сахарного диабета у детей

Лечение сахарного диабета у детей

III. Неонатальный период (новорожденности) – до 28 дня жизни. а) ранний – первые 7 дней (признаки зрелости и доношенности, транзиторные состояния, цвет кожи, физическое развитие, нервно-психическое развитие, изменение энергетического обмена, состав крови, мочи, особенности терморегуляции; б) поздний от 8 до 28дня - ребенок под наблюдением участкового педиатра, контроль за лактацией, кормлением, контроль массы тела ребенка, беседы по соблюдению режима.

IV. Грудной возраст с 29 дня до 1 года - тесный контакт с матерью. Идет интенсивное физическое развитие, быстрые темпы роста, повышается моторное и интеллектуальное развитие. Соблюдение правил рационального вскармливания, режим, уход. М.б. аномалии конституциии, рахит, анемия, проявиться врожденные наследственные заболевания, поражения ЦНС, ЖКТ (пилороспазм, дисбактериоз).

V. Преддошкольный этап от 1 года до 3 лет. Мышечная масса интенсивно увеличивается, к концу второго года- все молочные зубы, окончательное становление нервно-психического развития (внимание), дифференцировка внутренних органов, физиологические особенности становления ССС и ДС, расширяются двигательные возможности – высокий риск травм, совершенствуется речь. С 3 лет упрямство, через игру обучаются трудовым навыкам, четко определяются черты характера и поведения. Могут проявиться нанизм - низкий рост, ожирение, нарушение нервно-психического развития, часто ОРЗ, начала хронич. заболеваний (аллергии, гастриты и др.).

VI. Дошкольный период от 3 до 7 лет. Первое физиологическое вытяжение. Темп нарастания массы снижается , увеличивается длина конечностей, дифференцировка в строении внутренних органов. К 7 годам иммунная сис-ма зрелая. Интенсивно развивается интеллект.

VII. Младший школьный возраст от 7 до 11 лет. Замена молочных зубов, деморфизм полового развития, повышается интеллект, дети живут интересами коллектива.

VIII. Старший школьный возраст с 12 до 16 лет. Второй скачок роста. У девочек с 11-12 лет, у мальчиков с 13 лет, изменяется функция эндокринных желез, самый трудный период психологического развития, воли. В младшем и старшем школьном возрасте проявлся ожирение, гигантизм, низкий рост, реже ОРВИ, чаще БА, поллинозы, появляются очаги хр. заболеваний, дискинезия ж.п. , кариес, аденоиды, учащаются заболевания жкт, нарушения костной системы, вегетативные нарушения, артериальная гипертензия, врожденные пороки сердца, гломерулонефриты, ревматизм, шизофрения.


В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды: 1) время развития половых клеток - овогенез и сперматогенез;  2) момент слияния половых клеток - оплодотворение;  3) имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);  4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);  5) стадия усиленного роста головного мозга - это время появления электрических сдвигов в коре больших полушарий и ее ответов на внешние раздражители  (15-20-я неделя);  6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);  7) момент рождения ребенка и период новорожденности - переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация; первый критический период иммунитета у ребенка — это слабая резистентность к условно-патогенной грамотрицательной флоре; 8) период раннего и первого детства (2 года - 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов; на втором году жизни ребенка отмечается третий критический период иммунитета. В этот период иммунный ответ в большей степени переключается на образование антител IgG, но у 30% детей отмечается так называемый «физиологический дефицит» IgG2 к палочке инфлюэнцы. Дети склонны к повторным вирусным инфекциям. В этот период впервые проявляются многие минорные аномалии иммунитета.  9) подростковый возраст (период полового созревания - у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет). 

Физическое развитие- динамический процесс роста (увеличение длины, массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства.

Основные законы и закономерности роста детей:

1. Замедление скорости роста с возрастом. Наибольшие темпы роста отмечаются внутриутробно и в первые месяцы жизни. Затем идет замедление темпов развития, но на первом году жизни рост имеет наивысший темп по сравнению с последующими возрастными периодами.

2. Неравномерность скорости роста

. За все время развития чередуются периоды ускорения роста – «вытягивания» с периодами роста в ширину – «округления». I-й период «округления» отмечается в 3–4 года. I период «вытягивания» происходит от 4 до 5,5 лет - у мальчиков и после 6 лет у девочек. II-й период «округления» отмечается в 8– 10 лет. II-й период «вытягивания» – в 11–12 лет у мальчиков и в 9–10 лет у девочек. Мальчики прекращают интенсивно расти к 19 годам, а девочки к 16-ти. Не только скелет, но и большинство органов имеют свои темповые характеристики роста. Головной мозг, лимфоидная ткань, репродуктивные органы могут иметь индивидуальные темпы ускорения роста.

3. Кранио-каудальный градиент роста. После рождения дистальные сегменты тела растут с большей скоростью и в опережающие сроки, чем верхние или проксимальные отделы. Так, стопа растет быстрее, чем голень, голень скорее, чем бедро, а наименьший прирост имеют шея и голова. Ноги увеличиваются за время роста в 5 раз, руки в 4 раза, туловище в 3, голова в 2 раза. 4. Чередование направлений роста. Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и в толщину (в поперечнике). То есть, как бы тоже чередуются периоды «вытягивания» и «округления». 5. Половая специфичность темпа роста. Имеется тенденция к более быстрому росту скелета у мальчиков (за исключением периода 2 вытягивания – в 13–14 лет у девочек, когда девочки по росту обгоняют мальчиков). Но скорость созревания скелета и организма в целом после 2–3 лет у девочек происходит интенсивнее, что отражает их более быстрое биологическое развитие.

6. Асимметрия роста. При праворукости или леворукости – инициатива роста и опережение происходит на стороне доминирующей ручной умелости. 7. Неодинаковость суточного и годового роста  - рост больше ночью и летом.

Факторы, влияющие на рост:

  • Генетические (наследственные), определяют темп и предел роста, особенности телосложения.

  • Эндокринно-гуморальные стимуляторы роста (в основном система гормона роста).

  • Внутриутробный маточный кровоток и плацентарная перфузия. Есть данные, что плацента вырабатывает гормон роста – хорионический соматотропин, регулирующий рост плода.

  • После рождения рост происходит под влиянием ряда гормонов. Соматотропный гормон регулирует хондрогенез, рост хрящей, мышц, внутренних органов. Гормоны щитовидной железы, инсулин влияют на остеогенез, созревание костной ткани.

  • Средовые факторы: питание (особенно большое значение имеют незаменимые аминокислоты, витамины, минеральные вещества), как правило, большая степень пищевой недостаточности не компенсируется, ребенок остается низкорослым.

  • Физические упражнения, занятие спортом – стимулируют рост (при занятии волейболом и баскетболом идет увеличение роста в высоту, а гимнасты из-за вертикальной нагрузки не имеют высокого роста).

  • Достаточный сон (во время сна рост идет интенсивней).

  • Эмоциональное состояние. Депрессия, психические травмы ведут к задержке роста и развития. Так, в состоянии агрессии дети могут хорошо кушать, но пища не усваивается.

  • Острые и хронические заболевания задерживают развитие и рост.

  • Климатические факторы. Рост ускоряется весной и тормозится в осеннее и зимнее время.

  • Группа не классифицируемых факторов: порядковый номер беременности и родов, возраст родителей, сезон рождения ребенка и др.


Акселерация (от лат. acceleratio – ускорение) – процесс ускорения роста и развития детей, который отмечался в последнее столетие, начиная с внутриутробного периода. Об этом свидетельствуют более ранние сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, ускорение роста и полового созревания. Акселерация обусловлена множеством факторов: большой миграцией населения, изменением генотипа, связанного с увеличением смешанных браков, расширением информационного поля и улучшением социальных условий. Однако в последние годы отмечается замедление акселерации, даже появились симптомы децелерации.

Методика определения физического развития и его оценка. Для оценки физического развития ребенка чаще всего используют измерение таких антропометрических величин, как рост, масса тела, окружности головы и груди, определение пропорций тела и вычисление индексов. Полученные данные сравнивают со стандартными величинами для каждого возраста (по таблицам центильного или сигмального типа) или с результатами, вычисленными по эмпирическим формулам. Все измерения нужно проводить в утренние часы, в одно и то же время, натощак, желательно после мочеиспускания и дефекации, на обнаженных детях.

4.Рахит. Диагностика. Клинические, биохимические, рентгенологические признаки, характеризующие разные периоды рахита. Принципы диагностики, лечения и профилактики.


Рахит – это группа заболеваний детского организма, связанная с недостаточным поступлением витамина D или нарушением процессов его метаболизма, приводящая к нарушению многих видов обмена веществ и в первую очередь фосфорно- кальциевого(КФО), что обусловливает поражение многих органов и систем, но главным образом, костного скелета.

Собирательный термин «остеопения» используют для обозначения низкой массы костной ткани без учета причин, вызывающих данный симптомокомплекс, и без детализации характера структурных изменений.

В клинической практике наиболее часто встречаются три типа остеопений: остеопороз, остеомаляция и фиброзно-кистозный остит.

Остеопороз - это системное заболевание скелета, характеризующееся снижением массы костей и микронарушениями в архитектонике костной ткани, которые приводят к значительному увеличению хрупкости костей и возможности их переломов.

Остеомаляция - уменьшение минерального компонента в единице обьема костной ткани, накопление неминерализованного органического матрикса (остеоида). Кость при этом теряет прочность, жесткость, появляется склонность к деформациям.

Фиброзно-кистозный остит - состояние, характеризующееся усиленной резорбцией костного вещества с последующим замещением фиброзно-ретикулярной тканью. Это сравнительно редкий вариант патологии, характерный для гиперпаратиреоза.

Классификация рахита.

- по периоду болезни - начальный, разгар, репарации, остаточные явления;

по тяжести процесса легкая степень, средней тяжести и тяжелая

- по характеру течения - острый, подострый, рецидивирующий.

Клиническая картина.

Начальный период. Заболевание отчетливо проявляется в возрасте 3-4 мес, хотя первые симптомы могут появиться раньше - в 1-1,5 мес. У ребенка появляются беспокойство, пугливость, раздражительность, гиперестезия, капризы, снижается аппетит, заметно нарушается сон, дети часто вздрагивают, особенно при засыпании, громком звуке, внезапной вспышке света. Одновременно с этим повышается вазомоторная возбудимость кожи; усиливаются красный дермографизм и потливость (липкий пот с кислым запахом). Ребенок беспрерывно трет голову о подушку, в результате чего появляется облысение затылка. Рентгенологические изменения костей обычно отсутствуют. Типичен стойкий красный дермографизм. При такой клинической